Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Anichkov Bridge in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Anichkov Bridge in St. Petersburg. Russia. Embankment Fontanka River Anichkov Bridge. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Кони Клодта. Klod's horses on Anichkov bridge, Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Anichkov Bridge in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Horse tamers sculpture by Peter Klodt on Anichkov bridge built in 1841 in Saint Petersburg, Russia

Назад Вперед

Аничков мост (Anichkov bridge)


Аничков мост находится на реке Фонтанке там, где она пересекается с Невским проспектом. Его начали строить в 1715 году по указу Петра I.


Это был первый мост на Фонтанке, его строили быстро, потому что прокладываемый Невский проспект играл важную роль в городе: переправа через широкую реку была совершенно необходима.


В 1716 году деревянный мост на свайных основаниях был готов. Его перебросили не только через русло реки, но и через ее заболоченную пойму. Считается, что длина первого моста была не менее 150 метров.


Строительство вели солдаты инженерной воинской части под командованием подполковника Михаила Аничкова. Его имя дало название мосту. Солдаты жили в финском поселении, и это место тоже стали звать Аничковой слободой.


По реке Фонтанке до окончания XVIII века проходила городская граница, хотя Петербург ее вскоре перешагнул, и пригородная территория активно застраивалась.


Мост перекрывал шлагбаум, рядом находилось помещение, где бралась плата за проезд. Рассчитаться можно было не только деньгами, но и камнем, в котором постоянно нуждался строящийся город.


Чертежи первого моста утрачены, известно только, что он был узким, поэтому через несколько лет переправу пришлось расширять. Фонтанку к этому времени расчистили, по ней могли ходить суда. Для их прохода среднюю часть моста сделали подъемной.


Движение по Аничкову мосту было интенсивным, в течение XVIII века его приходилось несколько ремонтировать. Для придания конструкции презентабельного вида доски были раскрашены под каменные русты, перила крепились к тумбам, украшенным вазами и шарами.


Аничков мост попал в программу перестройки мостов, осуществленную в 1780-е годы. В это время построили семь однотипных мостов. Из их до наших дней дошли только Ломоносовский и Старо-Калинкин, по которым можно представить вид Аничкова моста тех лет.


По его краям стояли четыре башни, между ними шли тяжелые цепи, поднимающие разводную часть моста. Говорят, что для подъема благодаря специальному механизму требовались усилия всего двух человек.


В первые десятилетия XIX века Невский проспект стал шире проезжего полотна моста, который не справлялся с потоком телег и экипажей. Аничков мост разобрали в 1841 году и за семь месяцев построили новый. Его облик сохранился до наших дней.


Угловые башни исчезли за ненадобностью, опоры и пролеты получили гранитную облицовку. Чугунные перила были отлиты из чугуна по рисунку немецкого архитектора К. Шинкеля.


Они представляют собой чередующиеся изображения русалок и морских коньков.


Специалисты утверждают, что с архитектурной точки зрения Аничков мост не представляет собой ничего интересного. Однако благодаря удивительным конным скульптурам его трудно спутать с другими петербургскими мостами.




История появления коней на Аничковом мосту достойна отдельного рассказа.

Сначала скульптурная группа бронзовых коней предназначалась для украшения Университетской набережной. Заказ выполнял скульптор П.К. Клодт. Однако это место отдали двум египетским сфинксам.

К.И. Росси предложил установить коней Клодта на пристани около Адмиралтейства. Идея не была одобрена, тогда скульптор сам выбрал Аничков мост для установки своих творений.




Готовы были две скульптуры, их установили на западной стороне моста. На противоположном берегу поставили гипсовые копии, раскрашенные под бронзу.

На отливку двух недостающих скульптур потребовался еще год. Но Николай I сразу подарил их прусскому императору: теперь их можно увидеть в Берлине.


Следующая пара коней, благополучно отлитая П.К. Клодтом, простояла на мосту всего два года и отправилась в Неаполь в качестве подарка королю. Следующие копии коней изготовлены для Петергофа, Стрельны и московской усадьбы князей Голицыных.




Заготовки коней скульптор изваял с натуры, моделью ему служил арабский жеребец чистых кровей. При этом Клодту помогала его дочь, которая держала коня во время зарисовок и заставляла его принимать нужные позы.

Только в 1851 году Аничков мост получил полный комплект «Укротителей коней». В последний раз скульптор отливал не копии, а создал новые композиции, изображающие четыре стадии укрощения коней.


Благодаря фантазии комментаторов насчитывается несколько вариантов сюжета укрощения. Сначала дикий конь усиленно сопротивляется, поднимается на дыбы, повергает на землю юношу-укротителя.

Юноша из последних сил, натягивая узду, удерживает прекрасное, но дикое животное. Следующая композиция изображает укротителя, который уверенно держит покоряющегося коня.

Давно замечено, что на конях, обращенных в сторону Литейного проспекта, есть подковы, а пара других коней остается без подков. Это объясняют тем, что на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились кузницы, поэтому оттуда кони возвращаются уже подкованными.


В блокадные годы конные статуи были сняты и закопаны на территории Аничкова дворца. Предосторожность оказалась не лишней, потому что в мост несколько раз попадали снаряды, повреждая парапеты и перила.


В память о войне на одном из постаментов, где стояла статуя, специально оставлен след от осколка немецкого снаряда и укреплена памятная дощечка с объясняющей надписью.

Мост несколько раз реставрировали. В начале ХХ века по проекту академика П.В. Щусева были переложены и облицованы гранитом кирпичные своды.


Общая ширина моста после перестройки стала равняться 37,9 метра при ширине проезжей части составляющей 31,9 метра.

В 1990-е годы заново отливали чугунное ограждение Аничкова моста, проводили гидроизоляцию, заменили кирпичную кладку арок. Были также заменены каменные блоки, не выдержавшие силовых и температурных перегрузок.


Скульптурная конная группа последний раз покидала свои постаменты для реставрации в 2001-2002 году в период подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга


Реставраторы обновили бронзу по новой методике, защищающей ее от коррозии и выхлопных газов.

Кони, отлитые П.К. Клодтом, приобрели первоначальную оливковую масть.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Anichkov Bridge in St. Petersburg. Russia. Фото yulenochekk-Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Anichkov Bridge in St. Petersburg. Russia. Фото yulenochekk-Depositphotos
Просмотры 180533
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 26.05.2021 08:53)






paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ