Иран. Йезд. Башня молчания. Panoramic view of the old Tower of Silence. Yazd. Iran

Иран. Йезд. Башня молчания. Dakhma archaeological site with preserved burial Zoroastrian buildings - Towers of Silence, Yazd, Iran

Иран. Йезд. Башни молчания. Panoramic view of the tourists sightseeing the Tower of Silence. Yazd. Iran

Иран. Йезд. Башни молчания. Panoramic view of the tourists sightseeing the Tower of Silence. Yazd. Iran

Иран. Йезд. Башни молчания. The site of Towers of Silence (Dakhma) is the famous historical and religious Zoroastrian complex, Yazd, Iran

Иран. Йезд. Башни молчания. Panorama of the ancient burial site of Zoroastrians, named Tower of Silence, Yazd, Iran

Иран. Йезд. Башни молчания. Panorama of desert grounds with khaiele cult buildings and rocky hills, topped with Zoroastrian Towers of Silence, Yazd, Iran

Иран. Йезд. Башни молчания. Towers of Silence - Zoroastrian burial constructions, preserved in Yazd, Iran

Иран. Йезд. Башни молчания. Panoramic view of the tourists sightseeing the Tower of Silence. Yazd. Iran

Иран. Йезд. Башня молчания. Tourists sightseeing the central pit of the tower of silence. Yazd. Iran

Иран. Йезд. Башня молчания. Aerial view of the Tower of Silence disused buildings at the foot of the hills

Иран. Йезд. Башня молчания. Panoramic view of the city and new Zoroastrian cemetery from the Tower of Silence. Yazd. Iran

Назад Вперед

Аташкадех (Ateshkade-e Yezd) и Башни молчания (Tower of Silence)


Йезд - один из культурных и духовных центров зороастрийской общины в Иране.

Зороастризм (Благая вера почитания Мудрого) - одна из древнейших религий мира, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, полученном им от бога Ахура Мазды.

В основе учения Заратустры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана.

Сейчас зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах постсоветского пространства, например, в Таджикистане.

Точно не известно, был ли Заратустра, пророк зороастризма, реальной личностью, или же мифической, так же не определено, когда именно возникла эта религия, но зороастрийская традиция называет 1738 г. до н. э., а ученые склоняются приблизительно к периоду 1000 – 754 г. до н.э.


До этого времени иранцы предположительно исповедовали ведизм – начальную форму индуизма, либо сабеизм – поклонение звездам.

В зороастризме существует идея свободного выбора между добром и злом и воздаяния каждому по его поступкам, что впоследствии нашло свое продолжение в трех крупных конфессиях — христианстве, иудаизме и исламе.

Зороастризм обогатил не только мировые религии, но и культуры, в частности, подарил Ирану официальный новый год.

На сегодняшний день в мире проживает около 200 тысяч последователей зороастризма. Из них, по разным оценкам, от 25 до 50 тысяч живут в Иране, что делает его вторым после Индии по численности этой религиозной группы.

Одна из исторических и культурных достопримечательностей Йезда – Аташкадех - храм огня иранских зороастрийцев, где хранится священный огонь.


В 1999 году храм официально был занесён в список национальных памятников Ирана. С недавних пор здание храма открыто для посещения туристов.

Главное здание храма, построенное в ноябре 1934 года на пожертвование Общества индийских парсов “Хамабаи”, расположено в центре большого двора, в окружении вечнозелёных кипарисов и сосен.

К центральному входу ведёт восьмиступенчатая лестница, на вершине здания, прямо над центральным входом, можно видеть изображение одной из главных сил, почитаемых в зороастризме, - фаравахар, изображающий Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях.

Сам по себе крылатый солнечный диск изображался также египтянами и ассирийцами над царственными особами для обозначения их славы. Но зороастрийцы усложнили символ, привнеся в него собственные понятия.

Напротив здания находится небольшой бассейн круглой формы, это одна из особенностей зороастрийских храмов.


Внутри храма, в части, куда не попадают солнечные лучи, в большой бронзовой печи в виде вазы горит священный огонь, зажженный более полутора тысяч лет назад.

Последователи Зоросутры (или, как их еще называют – парсы) считают, что из четырех стихий (земля, вода, огонь и воздух) главным является огонь, именно он священен, так как несет в себе божественное начало.

С огнем связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, добра и света.

Перед чашей с огнем совершаются все богослужения зороастрийев, священный огонь горит не только в их храмах, но и в домах.

Для зороастрийцев священным является именно храмовый огонь, а не само здание храма, где он находится.

Однако, стремясь воскресить былое величие своей веры и обращаясь к своему наследию, зороастрийцы сейчас стали посещать руины древних храмов, расположенных там, где все жители давно приняли ислам, и устраивать в них праздничные богослужения.

Священный огонь играет исключительно важную роль жизни приверженцев зороастризма, поэтому зороастрийцев иногда называют “огнепоклонниками”, хотя сами зороастрийцы говорят, что огонь - лишь образ Бога на земле, а во время своих молитв они не совершают никаких поклонов.


Изначально огонь был привезён из Атешкаде Кариян в город Агда и хранился там в течение 700 лет.

В 1143 году из Агды был перевезён в город Ардокан и находился там в течение 300 лет.

В 1473 году огонь перевезли в город Йезд, где он сначала хранился в доме известного зороастрийца по имени Мубад Тирандаз Азаргошасаб.

А в 1934 году огонь был перевезён во вновь построенный Храм огня (Аташкадех).

Перед входом в храм необходимо разуться. Мужчины и женщины должны быть одеты в светлую одежду и обязательно покрывать голову. Так, мужчины должны надевать специальные белые шапки, а женщины белые платки.

С зороастрийскими ритуалами связана еще одна значимая историческая и культурная достопримечательность Йезда.


На юго-западной окраине Йезда находятся древние зороастрийские руины, называемые Башнями молчания.

В комплекс входят две башни, служившие для ритуала погребения, древнее поселение и крепость. Рядом с археологической зоной также находится новое зороастрийское кладбище.

Башня молчания (или Дахма) - башенное сооружение круглой формы, используемое в зороастрийской религиозной традиции при погребальных ритуалах.


Религия зооастрийцев считает стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом “нечистым”, то есть последователи Зоросутры верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт.

В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающего мира, согласно которым ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду.


Поэтому кремация и обыкновенные похороны исключаются. После смерти с телами производят необходимые ритуалы священники в течение трёх дней, поскольку лишь по их истечении душа покидает мир.

В течение трёх суток близкие и священники молятся Сраоше, зороастрийскому ангелу, который впоследствии будет вести душу покойника на суд.




Первое упоминание об обрядах захоронения у зороастрийцев сделал Геродот.

В его время умерших хоронили, изолируя тела от земли с помощью промасленной ткани или воска. В III-IV веке уже нашей эры при Сасанидах появились первые упоминания о Дахмах.

Слово дахма (дословно “хоронить”) изначально обозначало любую могилу, но с расцветом строительства погребальных башен стало применяться главным образом к ним.

Суть их заключалась в том, что тела клали на вершине рукотворного кургана, где они поедались падальщиками, а кости со временем превращались просто в прах.




В древней Персии на холмах строились башни из кирпича высотой обычно около шести метров.

На решётчатых площадках на их вершине выкладывали мёртвые тела, которые затем уничтожались птицами-падальщиками.

Три канала “пави” разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей.

После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости скидывались в отверстие в центре платформы в колодец-оссуарий, где кости постепенно разрушались.

Сначала они разлагались естественным образом, позже их стали засыпать известью для ускорения процесса. Костная пыль смывалась дождевой водой.

Полный процесс разложения занимал около года.


В ритуале принимали участие только могильщики (насасалары), которые помещали тела на платформы.

Снаружи башни ничего не было видно, так как тела располагались в углублении за высоким парапетом. К тому же башня не имела лестницы, ее приставляли только в момент обряда погребения.

Сама церемония держалась в строжайшем секрете. Позднее жрецы Магу стали проводить публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.




Археологи находили оссуарии V-IV веков до н.э., также, как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан).

Эта традиция дожила и до нашего времени, правда, большинство башен молчания были закрыты в начале XX века.

В настоящее время с усилением реформистских тенденций в зороастризме башни постепенно вытеснялись из обращения, уступая место захоронению тел в гробах в цементированных могилах, что также позволяет избежать контакта нечистых трупов с землёй.




В Тегеране, например, современное зороастрийское кладбище (арамга) появилось в 1937 году, в Кермане двумя годами позже, в провинции Йезд — в середине 1960-х годов.

Ещё через десять лет единственным местом в Иране, где всё ещё использовалась дахма, оставался Шерифабад с его консервативной общиной.

Зороастрийцы Индии в этот же период переходят к кремации трупов, в особенности в перенаселённом Бомбее.

Также использование дахм затруднено из-за практически полного исчезновения в регионе птиц-падальщиков.

Сейчас самые представительные (неработающие) башни молчания находятся в Иране на окраине города Йезд.

Внешне комплекс выглядит довольно симпатично, учитывая интересное расположение. Башни молчания стоят на скалистых холмах в пустыне.




С их вершины открывается живописный вид на город и окружающие его горы. Здесь интересно побродить не только ценителям древности, но и любителям красот иранской пустыни.

Вход на территорию стоит 150 000 риалов, меньше 4 долларов.

В комплексе в пригороде Йезда расположены сразу две башни молчания. Справа женская, а слева - мужская.

Женская башня ниже, но она лучше сохранилась, на вершину здесь ведет хорошая лестница и есть небольшой навес перед самым входом, где можно посидеть – отдохнуть.

Подъем на вторую башню гораздо труднее, сюда серпантином идет дорога, которую долго обходить, кроме того у самой вершины часть дороги обвалилась и приходится буквально идти по камням.




Кроме двух башен сохранились развалины небольшого посёлка, где проводились религиозные церемонии прощания с умершими и жили священнослужители, присматривающие за порядком в башнях.

Хорошо сохранилась вентиляционная шахта (багдир), уходящая глубоко под землю, где раньше проходил кяриз – подземный канал со стекающей с гор водой.


29Пальм
Иран. Йезд. Аташкадех - храм огня иранских зороастрийцев. Faravahar, zoroastrian symbol. Фото Homocosmicos - Depositphotos Иран. Йезд. Аташкадех - храм огня иранских зороастрийцев. Faravahar, zoroastrian symbol. Фото Homocosmicos - Depositphotos
Просмотры 67779
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)








paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)














paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)




Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ