Палермо – центр административной области Сицилия.
Город основали финикийцы в середине VIII века до нашей эры на землях, которые были уже освоены сикулами.
Благодаря выгодному географическому положению и благоприятному климату он играл важную роль во всем Средиземноморье.
В Палермо так часто менялись правители, что его называют самым «завоеванным» городом.
Греки и римляне, вандалы и вестготы, арабы и норманны, французы и испанцы захватывали город и устраивались здесь как хозяева. Они возводили свои храмы, строили общественные здания и дворцы.
Время не пощадило большинство древних сооружений. Приметы античности сегодня можно увидеть только в археологических парках и музеях.
При норманнском правлении город становится самобытным: в его архитектуре органично сочетается норманнские, византийские, арабские и римские традиции, которые не исключают, а дополняют друг друга.
При правлении Анжу-Сицилийского дома и пришедшей ему на смену Арагонской династии Палермо обогащается многими замечательными зданиями – дворцами, особняками и храмами.
Впервые в своей истории Палермо получает четкий градостроительный план, по которому возводятся крепостные сооружения, прокладываются улицы, устраиваются площади.
Большую часть своей истории город находился в пределах крепостных стен.
Ворот Палермо (Gate Palermo)
Палермо тоже когда-то был большой крепостью, от которой в современном городе до сих пор сохранились отдельные участки высоких каменных стен. Сохранилось также и несколько ворот, призванных служить напоминанием о славном историческом прошлом города.
Счастливые ворота (Porta Felice)
С восточной стороны, где улица Corso Vittorio Emanuele (она же Cassaro) выходит к морю, расположены "Счастливые ворота", которые, как и парк Villa Giulia, сохранили память о супруге испанского вице-короля Маркантония Колонна - Джулии д’ Авалос, которую также звали donna Felice Orsini.
Строительство по проекту сицилийского архитектора Мариано Смирильо велось на протяжении нескольких десятилетий - с 1582 по 1637 годы.
Ворота пострадали во время налетов в 1942году, после чего их пришлось капитально реставрировать.
Новые ворота (Porta Nuova)
Новые ворота были построены в честь победы короля Карла V в Тунисской войне в виде триумфальной арки, примыкающей к Норманнскому дворцу.
Исторический памятник, украшенный множеством скульптурных элементов, выполнен в стиле барокко.
По своей форме Новые ворота представляют собой четырехъярусное сооружение, в нижней части которого устроена арка, украшенная с обеих сторон скульптурами атлантов, изображающих побежденных в Тунисской войне мавров.
Крыша Новых ворот по своей форме напоминает пирамиду, покрытую цветной мозаикой, изображающей двуглавого орла с расправленными крыльями — символом Сената города Палермо. Сооружение завершается небольшим куполом.
Именно по улице Corso Calatafimi и через Новые ворота в течение нескольких веков проходил въезд в город с запада.
В 1667 году произошел несчастный случай — в результате взрыва запасов пороха памятник истории был полностью разрушен, однако, благодаря мастерству королевского архитектора Гаспаре Гуэрсио, в 1669 году триумфальное сооружение было полностью восстановлено.
Новые веяния пришли в Палермо во второй половине XIX столетия после его вхождения в объединенную независимую Италию.
В ХХ веке жилая застройка развивалась в основном в северном направлении и, в конечном итоге, достигла Монделло, где сегодня находится любимое место отдыха.
Город сильно пострадал во время Второй мировой войны.
В последующие десятилетия его население начало резко расти, поэтому городские власти вместо восстановления старых кварталов предпочитали сносить их и строить новое жилье.
Однако в историческом центре, где памятники архитектуры были отреставрированы, до сих пор живет дух старого города. Его многочисленные достопримечательности производят большое впечатление.
Палаццо Норманни (Palazzo dei Normanni)
Королевский дворец или Палаццо деи-Норманни, начали строить арабы в IX веке, затем его расширили норманнские правители Палермо.
Во дворце сохранились средневековые залы и башни XII века и знаменитая Палатинская капелла, построенная в 1131-1140годах. Уникальность дворца в его стилистике, объединяющей несколько традиций.
Здание построено в романском стиле, потолок расписан в духе светского исламского искусства, мозаики содержат византийские мотивы.
К норманнским культовым сооружениям XI-XIII веков относятся церкви Сан-Джованни-деи-Леббрози, Сан-Джованни-дельи-Эремити и Сан-Катальдо.
Для них характерно наличие восточных куполов, полуовальных арок и строгих лаконичных форм. Колокольни устроены в бывших прямоугольных минаретах.
Кафедральный собор Палермо (Palermo Cathedral)
Кафедральный собор Успения Девы Марии – монументальное здание, соединяющее арабо-норманнский стиль с элементами готики и классицизма.
Помимо уникальной архитектуры собор знаменит комплексом гробниц сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета.
Знаменитая святыня храма – мощи Святой Розалии – хранится в одноименной капелле с 1624 года.
Впервые ее имя упоминается в 1590 году: она отреклась от мира и жила в строгости в пещере на горе Монте-Пеллегрино, расположенной на территории провинции Палермо.
Мощи святой хранятся в серебряной раке позади алтаря в южной части храма: доступ к реликвии обычно открыт для поклонения.
Раку торжественно выносят крестным ходом во время ежегодного праздника 15 июля.
Еще одна известная святыня – старинная статуя Богородицы, держащей младенца (Madonna Libera Inferni), изготовленная итальянским скульптором Франческо Лаураном в 1469 году.
3 июля 2015 года внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия
Кафедральный собор Монреале
Еще один великолепный собор - Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (итал. Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova) расположен в пригороде Палермо – Монреале.
Архиепископский кафедральный собор был заложен сицилийским королём Вильгельмом II Добрым.
Известен своим великолепным циклом мозаик на темы Ветхого и Нового Завета, относящимся к XII веку.
Главное богатство и красота собора находится за входными дверьми. Здесь расположены знаменитые на весь мир мозаики. Их общая площадь — более шести тысяч квадратных метров.
Над их созданием трудились как местные уроженцы, так и приглашенные из Византии мастера.
В соборе нашли последний приют сицилийские короли Вильгельм I Злой и основатель церкви Вильгельм II Добрый. Здесь же покоится Маргарита Наваррская и ее дети.
Церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо, более известная как Марторана, является вторым кафедральным собором Палермо, она находится на площади Беллини.
Собор имеет впечатляющую четырехъярусную, типично романскую кампанилу с арками, колонными, резными карнизами, которую венчает купол.
Фасад в стиле барокко добавлен вместе с колокольней в 1720 году.
Отличие памятника от других произведений арабо-норманнского стиля в том, что исламские влияния здесь были не просто наложены на византийскую первооснову, но обогащены самыми последними веяниями в византийской архитектуре.
3 июля 2015 года внесена ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия.
Сан-Катальдо (San Cataldo)
На Пьяцца Беллини, рядом с храмом Марторана расположена еще одна знаменитая церковь - Сан-Катальдо.
Храм, построенный в 1154–1160 годах похожим на мечеть, является характерным памятником арабо-норманнской архитектуры, впитавшей в себя типичные византийские и арабские черты.
Церковь во имя святого Катальда была основана Майо из Бари, первым министром сицилийского короля Вильгельма I Злого.
Первоначально церковь являлась домовым храмом дворца Майо и находилась во внутреннем дворе. После гибели Майо дворец был продан графу Сильвестро Марсико.
Крыша украшена красными куполами в виде полусфер, характерными для арабских мечетей, и парапетом, имеющим арабские зубцы.
Шесть колонн, сохранившиеся от более ранней постройки, поддерживают типично арабские арки, в первоначальном виде сохранился алтарь и инкрустированный пол храма.
На стенах здания не найдены следы мозаики и фресок, из чего историки сделали вывод, что с самого начала стены были покрыты белой штукатуркой.
Площадь Беллини (Piazza Bellini)
Площадь Беллини, на которой расположены церкви Марторана и Сан-Катальдо – одна из трех известнейших центральных площадей Палермо.
На площади также расположены церковь Санта-Катерина в стиле барокко, театр Беллини и задний фасад Палаццо Преторио, штаб-квартиры коммуны Палермо.
Кроме того, на площади видны руины Пунических стен. Рядом с площадью, на улице Виа Македа, находится факультет юриспруденции.
Трудно сказать, сколько точно церквей находится в Палермо, говорят, что около трехсот, причем храмы все разные - готические, барочные, романские, византийские, классические, мавританские.
Церковь Санта Катерина (Church of Santa Caterina)
Церковь св. Катерины, расположенная в историческом центре, примыкает к монастырю, основанному в XIV веке монахами из ордена доминиканцев.
Строительство церкви началось в 1566 году и было завершено только в 1596 году. Купол и хоры были пристроены соответственно в середине XVII века и в 1863 году.
Один из фасадов Санта Катерины выходит на центральную площадь города Пьяцца Претория, увенчанную одноименным фонтаном, а второй – на площадь Пьяцца Беллини, на которой расположены прекрасные церкви Марторана и Сан Катальдо.
Особое устройство главного зала позволяло монахиням, оставаясь невидимыми, участвовать в литургиях – хоры размещены у входа при помощи опоры из двух колонн.
Декорация внутренних помещений, как и в большинстве других церквей Палермо, состоит из роскошной мраморной отделки и фресок, которые гармонично вписаны в архитектурные несущие элементы.
Церковь св. Анны Милосердной (Chiesa di Sant'Anna la Misericordia)
Комплекс св. Анны Милосердной, состоящий из церкви и монастыря, был построена в барочном стиле по проекту архитектора Мариано Эмирильо в 1632году.
В 1726 году землетрясение Террасини вызвали обрушение фасада, фасад, который можно видеть сегодня, был разработан Джованни Бьяджо Амико в стиле Римского барокко. На протяжении веков церковь несколько раз была повреждена землетрясениями.
После объединение Италии церковь и монастырь были конфискованы государством. Несколько лет комплекс использовался как зернохранилище.
В 1925 году церковь и часть монастыря вернулись во владение монахов.
Сегодня в монастыре находится музей современное искусство, то Galleria d'Arte Moderna Sant'Anna.
Здесь вы встретите скульптуры святых Джузеппе, Антонио, Лудовико ди Пеннино, Витальано, Хоакина, а также святых Елизаветы и Анны.
Церковь святой Терезы в Кальсе (Chiesa di Santa Teresa alla Kalsa)
Церковь св. Терезы находится в старинном квартале Палермо в Кальсе (название квартала происходит от наименования арабской крепости Al Halisah).
Площадь, на которой стоит церковь, названа по имени квартала piazza Kalsa, рядом с Греческими воротами и бывшим монастырём кармелиток.
Строительство церкви было начато в 1686 году и завершено в 1706 году по проекту архитектора Джакомо Амато.
Характерной чертой его стиля было добавление декоративных мотивов, типичных для римской архитектуры XVI века. Здание считается одним из красивейших образцов палермского и сицилийского барокко.
Внутри пространство разделено на центральный неф и боковые капеллы.
Декоративная лепнина выполнена Джузеппе Серпоттой и Прокопио Серпоттой - сыном и братом знаменитого мастера Джакомо Серпотты.
Серпотте же приписываются и образы святой Терезы и святой Анны.
Главный алтарь с изображением Провозглашения Богоматери в Эфесе (работы Гаспаре Серенари) был перенесён в церковь святой Терезы из разрушенной церкви, находившейся на via Maqueda.
Церковь Иисуса (итал. Chiesa del Gesu)
Церковь Иисуса (или церковь Богоматери Христа), также носящая название Обитель профессов - Casa Professa (профессы - иезуиты-священники, принесшие последние обеты) - настоящая жемчужина сицилийского барокко.
Строительство церкви было начато в 1590 году отцами-иезуитами, прибывшими на Сицилию в 1549 году.
В 1636 строительство было окончено и церковь была освящена. В 1892 году церковь получила статус национального памятника как ярчайший пример сицилийского барокко.
9 мая 1943 года при бомбардировке Палермо американскими ВВС в церковь попала бомба: был разрушен купол церкви, серьёзно пострадал и интерьер.
После продолжительных реставрационных работ церковь была вновь открыта 5 декабря 1954 года.
Последняя реставрация длилась почти два года и была закончена 24 февраля 2009.
Церковь Непорочного Зачатия (Chiefs dell'immacolata Concezione)
В центре древнейшего, и поныне действующего базара il Capo, практически затерянная между прилавков и магазинчиков, на via Porta Carini al Capo стоит очень красивая Chiefs dell'immacolata Concezione, церковь Непорочного Зачатия, построенная в XVII веке в стиле сицилийского барокко.
Известна своими потрясающими картинами и фресками, полихромным мрамором и позолотой, элегантными статуями и множеством воздушных херувимов.
Монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити (итал. San Giovanni degli Eremiti)
Бывший бенедиктинский монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити – дошедший до наших дней превосходный образец арабо-норманнского стиля, расположенный на улице Бенедиттини, между Норманнским дворцом и церковью Сан-Джузеппе-ин-Кафассо.
Отличительной особенностью храма являются пять красных полусферических куполов, характерных для мечетей Египта и Северной Африки.
В Палермо нечто похожее можно увидеть в церкви Сан Катальдо.
Справа к церкви пристроено небольшое прямоугольное здание, которое считают модифицированной арабской мечетью IX - XI веков. Еще одной особенностью Сан Джованни дельи Эремити является тот факт, что его клуатр – галерея, формирующая внутренний дворик, не имеет кровли.
Внутреннее убранство религиозного комплекса весьма строгое – здесь не было обнаружено следов мозаик или фресок, которые, вероятно, исчезли из-за длительного отсутствия кровли церкви.
Вилла Ла Циза (итал. La Zisa)
Образцом гражданской архитектуры норманнов может служить вилла Ла Циза, бывшая резиденция норманнских королей. Сегодня в ней расположены экспонаты музея Средиземноморского искусства.
Название резиденции по данным исторических источников происходит от арабского слова al-Aziz, что в переводе означает «благородное, славное».
Это слово и сегодня можно увидеть на входе в Цизу – так обычно делалось во всех исламских строениях XII - XIII веков.
Следующая архитектурная эпоха в Палермо связана с приходом готики.
В этом стиле в XIV веке возведен Палаццо Кьярамонте, известный также как замок Стери. В дальнейшем замок послужил образцом для многих сооружений на Сицилии.
Замок Соланто (Solanto's Castle)
На северном побережье Сицилии возле городка Санта Флавия приблизительно в 15 километрах восточнее Палермо расположен археологический парк Солунт с остатками древнего финикийского города, сильно разрушенными, но сохранившими мозаики и фрески римского периода.
С плато, на котором расположен Солунт, открывается великолепная панорама на бухту Портичелло и мыс Капо Дзафферано.
На мысе стоит замок Соланто, который изначально был построен во время правления короля Рожера в XII веке, хотя после этого неоднократно перестраивался. Сейчас он используется для проведения различных мероприятий.
Другими примерами готического стиля могут служить церковь Санта-Мария-делла-Катена, расположенная прямо на берегу моря, и Палаццо Абателлис, также известный как Палаццо Пателла, в котором находится художественная галерея Сицилии.
Еще более широко представлена в Палермо эпоха барокко.
Кватро Канти (итал. Quattro Canti)
Целый ансамбль сооружений в этом стиле представлен на площади Пьяцца-Вильена, которую в народе называют просто “Куаттро канти”, что значит “четыре угла”.
Она возникла на пересечении улиц Корсо Витторио Эммануэле и Виа Македа, куда выходят срезанные углы четырех зданий. В результате площадь приобрела форму восьмиугольника.
На скошенных фасадах устроены карнизы и ниши, на них установлены скульптуры четырех испанских королей и святых. Низ каждого углового здания украшают аллегорические фонтаны в виде четырех времен года.
Пьяцца Претория (Piazza Pretoria)
Еще более интересно выглядит Пьяцца Претория (Piazza Pretoria). На этой площади расположены несколько барочных церквей XVII века.
Это Санта-Катарина (Chiesa di Santa Caterina), Сан-Джузеппе-дельи-Театини (Chiesa di San Giuseppe dei Teatini).
Часть площади занимает палаццо Преторио (Palazzo Pretorio), возведенный в XV веке и спустя 200 лет перестроенный в едином для всей площади виде. Здесь расположен муниципалитет.
Фонтан Претория (Fontana Pretoria)
Главным украшением площади является так называемый “Фонтан стыда”, получившие свое название благодаря тому, что в его архитектурный ансамбль входят обнаженные человеческие скульптуры.
Фонтан в середине XVI века был сооружен во Флоренции Франческо Камильяни. Затем его продали в Палермо, разобрали почти на 650 частей и перевезли город.
Площадь Болоньи (Piazza Bologni)
Piazza Bologni - это небольшая четырёхугольная площадь, постройки 1566 года и получившая своё имя в честь Луиджи Болоньи, которому принадлежал один из дворцов, выходящих на эту площадь.
На площади несколько интересных палаццо, в которых сейчас располагаются музеи (Palazzo Riso, Palazzo Alliata di Villafranca). Интересно и роскошное в прошлом Palazzo Ugo delle Favare, поврежденное бомбой в 1943 году.
В центре памятник Карлу V из династии Габсбургов, объединивший полученные в наследство земли Нидерландов, Испании, Сардинии, Сицилии, Неаполя и некоторые другие, считавшийся крупнейшим государственным деятелем Европы первой половины VI века, закончивший свои дни в монастыре после отречения.
Площадь Марина (Piazza Marina)
Площадь Марина (Piazza Marina) – одна из самых восхитительных центральных площадей Палермо, с потрясающей архитектурой дворцов и церквей, живописным фонтаном и зеленым парком с магнолиями.
Когда-то площадь полностью находилась под водой, а с XIV века стала главной в городе.
Ее центральная часть отведена под роскошный сад Гарибальди, в котором можно увидеть 300-летний фикус Маньолоидеса.
Театр Массимо (Teatro Massimo)
Новое время принесло в Палермо стиль классицизма, который утвердился во всей Европе. Здесь он воплотился в монументальном здании театра Массимо, которой стал самым большим театром в Италии.
Колонны, портики, арки, массивный купол вместе с элементами греческих храмов создают впечатляющий архитектурный ансамбль театра.
Театр Политеама (Teatro Politeama)
Вторым по значимости считается театр Политеама, носящий имя Дж. Гарибальди. Он имеет полукруглую форму с рядами колонн по фасаду.
Вход выполнен в виде монументальной триумфальной арки, на вершине которой установлена бронзовая квадрига Аполлона.
Политеама - это многожанровый театр, в котором раньше проходили самые разные представления — от театральных спектаклей до цирковых выступлений.
В настоящее время, здесь обосновался симфонический оркестр, концерты которого включают как классические произведения, так и современный репертуар.
Palazzo Forcella De Seta
Дворец Forcella de Seta был построен в неоготическом стиле в середине XIX века маркизами Forcella на месте бастиона Вега и на Порта деи Гречи, с видом на дорогу Колонна (ныне Foro Italico).
В пятидесятые годы XX века здание было преобразовано в клуб и игорный дом, а затем в здание Совета административной юстиции.
В 2003 году Дворец стал собственностью Национальной ассоциации строителей Палермо.
Вилла Джулия (Villa Giulia)
Вилла Джулия – общественный городской парк, созданный в 1777-1778 годах маркизом Регальмичи и названный в честь супруги вице-короля Сицилии Джулии д’Авалос. Зеленую зону рассекают прямые аллеи, обсаженные пальмами, фикусами, хвойными деревьями.
Вилла Джулия известна своими малыми архитектурными формами, например, Фонтаном Духа работы Игнацио Марабитти, центральными воротами в неоклассическом стиле и четырьмя полукруглыми беседками с яркими орнаментами, которые используются для проведения концертов.
Парк Вилла Бонанно (Villa Bonanno)
Рядом с центральным входом в Королевский дворец расположен сквер Вилла Бонанно, названный так в честь мэра города Пьетро Бонанно в 1905 году.
Парк Вилла Бананно известен пышным пальмовым садом, который скрывает памятник Филиппу IV архитектора Нунцио Морелло, водруженном на высокий пьедестал в 1856 году.
Также в парке можно полюбоваться домиком сторожа, построенным по проекту Алмейда. Здесь установлен мраморный бюст мэра Бонанно работы архитектора Эрнесто Базиле и остатки романских поселений первого века.
В Палермо есть примечательное место, подобное которому не часто встретишь в других городах. Это Катакомбы Капуципов, где горожан хоронили 600 лет вплоть до ХХ века. Сегодня здесь можно увидеть их мумифицированные тела, которые расположены в открытых галереях.
Около 8000 мумий находятся в самых разных позах, стоя, сидя, лежа. Они производят по-настоящему жуткое впечатление. Некоторые истлели до голых черепов, другие сохраняют буквально «свежие» черты лица, как в фильме ужасов.
Туристов привлекают не только архитектурные достопримечательности, но и другие интересные городские места.
На улице Roma, одной из главных в городе, находится площадь Сан Доменико с колонной непорочного зачатия и церковью святого Доминика.
Вокруг площади располагаются многочисленные магазины и кафе. От площади начинается улица Via Maccherronai длиной всего примерно 160 метров. Первые этажи многих зданий здесь заняты многочисленными маленькими кафе, многие из которых готовят еду прямо на улице.
Под навесами и зонтиками установлены столики, которые редко бывают пустыми. Трудно найти лучшее место, где можно совсем недорого попробовать настоящую местную кухню.
Достопримечательности Палермо в сочетании с экскурсиями по окрестностям, например, в городок Корлеоне, известном как центр сицилийской мафии и родина героя фильма “Крестный отец”, делают отдых в этом своеобразном городе еще более интересным и запоминающимся.
Комментарии (2):
(Обновлено: 08.09.2021 21:51)
Добавить комментарий