Arab villages in desert around Herodion near Bethlehem. Israel

Panorama from Shepherd's field, Beit Sahour, east of Bethlehem, Palestinian territories

Panorama from Shepherd's field, Beit Sahour, east of Bethlehem, Palestinian territories

Bethlehem city - Jesus Christ place of birth. Panorama of Bethlehem, holy city for many religions

The former shepherds field nowadays becomes the suburb of Bethlehem, Bethlehem. Israel

Израиль. Панорама Вифлеема. Panorama Bethlehem, Palestine, Israel

Bethlehem - Jesus Christ place of birth

Nativity Scene, Christmas creche

The separation wall that divided land into Israel and Palestine, Bethlehem

The Bethlehem is an unusual arabic city, because of the large numbers of churches in the centre, Palestine, Israel

Pahorama of Church of the Nativity tower bethlehem, west bank, palestine, israel

The Church of the Nativity is the main landmark and the holiest place in the city, Bethlehem

Израиль. Вифлеем. Храм Рождества Христова. Church of the Nativity. Bethlehem, Palestine, Israel

Израиль. Вифлеем. Церковь св. Екатерины. Church of St. Catherine, Bethlehem. Israel

The cave, where the angels announce the Jesus's Birth to shepherds, Bethlehem

Назад Вперед

Вифлеем (Bethlehem)


Название города Вифлеем является европеизированным вариантом от Бейт-Лехем (иврит) и латинского Bethlehem. Название переводится как «дом хлеба».

Есть еще одна отсылка к документам архива Телль-Амары, относящимся к XIV веку до н.э., согласно которым город назывался Бет-Лахама, что означает «дом (храм) богини Лахамы».


Вифлеем никогда не был крупным поселением, и сегодня количество его жителей немногим превышает 25 тысяч человек.

Город находится на южной окраине Иерусалима, в восьми километрах от него, фактически соприкасаясь со столицей Израиля.


Территориально Вифлеем (арабский город Бейт-Лахм) относится к Палестинской автономии, является центром одноименной провинции.

Город внешне мало отличается от других арабских поселений: такой же не очень ухоженный и хаотичный.


И все же Вифлеем выделяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, это наличие заметной, хотя и не доминирующей христианской общины. Кроме того, экономика города во многом зависит от приезжающих сюда туристов и паломников.

Количество христиан в городе постепенно уменьшается, хотя в 1940-е годы их число в городе доходило до 90%. По большей части это были арабы-христиане.

В последующие десятилетия они все чаще начали эмигрировать. Однако по местному законодательству мэром Вифлеема может быть только христианин, поэтому есть надежда, что демографическая ситуация как-то стабилизируется.


Для того чтобы попасть в город, надо добраться любым транспортом из Иерусалима, от Дамасских ворот, или от другой автостанции до блок-поста на границе.

Вифлеем отделен от Израиля высокой бетонной стеной. Туристы переходят границу без проблем, достаточно просто показать паспорт с израильской визой, при этом в паспорт не ставится никаких отметок.


Единственным препятствием могут стать вопросы безопасности. Израильская полиция при малейших сигналах о возникновении напряжения с палестинцами перекрывает блок-пост.

К сожалению, регион далек от стабильности, поэтому такое случается достаточно часто.




Впервые название города встречается в египетских источниках: считается, что люди основали здесь первое поселение за 17 столетий до нашей эры.

Современные его жители гордятся столь древним происхождением города, но знаменательных фактов в этой длинной истории много не набирается.

По-настоящему значительные события в истории Вифлеема связаны с библейскими событиями. Первое упоминание о городе в Священном писании связано с рассказом о смерти Рахили, любимой жены Исаака, умершей от родов.

Её мавзолей находится на пути из Вифлеема в Иерусалим, с палестинской стороны пограничного поста.


Гробница является для иудеев местом поклонения, она окружена стеной, чтобы граждане Израиля имели доступ к сооружению, которое они используют как синагогу.

Мусульмане также почитают место захоронения Рахили. Вокруг него образовалось бедуинское кладбище.

Вифлеем был родным городом царя Давида. Здесь же родился Иисус Христос. Его рождение было пророчески предсказано.

И оно свершилось именно здесь, потому что Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, прибыли в Вифлеем для участи в переписи населения Римской империи.


По установлениям того времени люди должны были находиться в том городе, откуда происходил их род, а предки Святого семейства были родом из Вифлеема.

После приказания царя Ирода убить всех младенцев-мальчиков, чтобы уничтожить Спасителя, Богородица и Иосиф скрылись в Египте.

Город был разрушен римлянами во II веке в ходе подавления восстания в вечно неспокойной Иудее. В таком состоянии Вифлеем и увидела в первой трети IV века византийская царица Елена во время посещения Палестины.

Во многом благодаря усилиям царицы её сын, император Константин, повелел восстановить и построить новые храмы на Святой земле.

Именно тогда в Вифлееме появился первый храм Рождества Христова (Church of the Nativity) - христианская церковь, построенная над пещерой (вертепом, гротом) Рождества, предполагаемым местом рождения Иисуса Христа.


Его место удалось установить по языческому святилищу, устроенному римлянами с целью уничтожения памяти о существовании Иудейского царства.

Чин освещения храма совершен 31 мая 339 года, и с тех пор службы в нем почти не прерывались.


Город, как и вся Святая земля, пережил многочисленные исторические катаклизмы.

Здесь с интервалом в 300 лет произошли два восстания местных жителей против иноземных правителей, и во время второго из них в 529 году Базилика Рождества Христова оказалась сильно повреждена во время пожара. Сохранилась лишь напольная мозаика.

Храм был восстановлен, и почти без последующих изменений дошел да наших дней.


Сменяющие друг друга властители уже не трогали храм, а только пристраиваем к нему новые сооружения.

Например, так произошло в начале XI века, когда здесь воцарились мусульмане, почитающие место рождения Христа, поэтому они не разрушили храм, а стали использовать его часть как мечеть.


При крестоносцах, Салладине, мамлюках и турках основные споры вокруг Храма Рождества Христова касались вопросов религиозного контроля над ним.

Конфликты между конфессиями – католической, православной и армянской церквями – продолжались до ХХ века.


Пещера рождества Христова – главная святыня Вифлеема, которая сделала город вторым по значимости в христианском мире после Иерусалима.

Над ней возведены своды Базилики Рождества Христова.


Храм возведен из тёсаного камня, в интерьере – на стенах и на полу – использована мозаика, которая местами сегодня не сохранилась.

Оставшиеся напольные фрагменты покрыты деревянным настилом. Некоторые части мозаики оставлены для осмотра.


Очень выразительно смотрятся внутри храма колонны с сохранившимися древними росписями. Сами колонны располагаются в четыре ряда.

Живопись на стенах храма выдержана в византийских традициях.


Удивительное впечатление производит деревянный потолок, перекрытия которого открывают все его конструктивные детали.

Необычно сделан вход в храм, который называется «Врата смирения». У него очень узкий проход, имеющий высоту всего один метр и двадцать сантиметров.


Это сделано в средние века, чтобы внутрь не могли попасть кочевники, имевшие обыкновение заезжать в храм верхом на лошади. С того времени для входа в храм, надо преклонить голову перед Спасителем.

Чтобы увидеть место рождения Иисуса Христа, надо по лестнице спуститься в пещеру – Грот Рождества Христова.

Само место Рождения обозначено серебряной звездой, находящейся под алтарем.


Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

“Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est” - “Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии”.

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.

За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы.


Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

В храме хранится удивительная икона Вифлеемской Божьей Матери, где она изображена с Младенцем на руках.


Икона считается чудотворной, но главной её отличительной чертой является то, что Матерь Божья изображена улыбающейся.


Эту единственную в своем роде икону можно увидеть слева от алтаря.

Рядом, с левой стороны от Базилики, находится церковь святой Екатерины.

Она построена в готическом стиле и принадлежит францисканцам.


Церковь основана в честь великомученицы Екатерины, пострадавшей за веру в Александрии при императоре Максимиусе.


Святую казнили колесованием, поэтому в церкви есть изображения колеса как символа казни.

Именно в Вифлееме св. Екатерина дала обет, посвятив себя Христу.


Снаружи во дворике можно увидеть статую св. Иеронима. В руках он держит «Вульгату» - перевод Библии на латинский язык, который он выполнил. Св. Иероним считается покровителем переводчиков.


Череп у ног святого символизирует бренность всего сущего, а взгляд св. Иеронима устремлен к небесам как олицетворение духовности.

Также здесь расположена статуя св. Георгия Победоносца, родившегося в Вифлееме.


Главный вход в храм – бронзовые двери с рельефами св. Иеронима, св. Паулы, св. Евстохии и св. Евсевия Спиридонского.

В храме с правой стороны расположен алтарь Рождества со скульптурой Младенца в колыбели и статуей Богоматери над алтарем. Стену над органом украшает разноцветный витраж с изображением Святого Семейства в окружении ангелов и святых. В боковых апсидах находятся статуи св. Антония и св. Франциска Асизского.



В 1947 г. Антонио Барлуцци приступил к работе по реставрации колоннады, которую закончил лишь в 1953 г.

В результате дворику был вновь придан стиль эпохи крестоносцев.


Если спуститься вниз, то можно оказаться в пещере Невинных младенцев и св. Иеронима, которая соединяется с пещерой Рождества. Там находятся гробницы св. Иеронима и св. Паулы.

Каждый год католический патриарх Иерусалима во время Рождественской мессы достаёт из алтаря Рождества скульптурное изображение Богомладенца и доставляет его в пещеру Рождества.

Сначала скульптура возлагается на серебряную звезду, а затем переносится в ясли, где пребывает до 6 января.

Третья пещера, входящая в храмовый комплекс, называется пещерой Избиенных или Вифлеемских младенцев. Здесь сохранился престол, датируемый IV веком, и мощи, расположенные в нишах вдоль стен.


В целом количество человеческих останков производит мрачное впечатление, но даже на первый взгляд видно, что кости и черепа в большинстве своём принадлежат взрослым людям, а не младенцам.

Место перед храмом называется площадь Яслей Христовых, и оно давно стало культовым для христианского мира. Каждый день сюда устремляются многочисленные паломники.

В канун Рождества Базилика и площадь перед ней заливается людским половодьем. До самой полуночи под небом Вифлеема громко звучат торжественные гимны, славящие приход в мир Спасителя.


На площади Яслей расположена мечеть Омара, построенная в 1860 году.

Мечеть, названная так в честь второго халифа Омара (Умара) ибн аль-Хаттаба (585-644 гг.), выдающегося правителя и полководца, современника пророка Мухаммеда, была построена на том месте, где по преданию молился халиф Омар.


Помимо военных походов и политики распространения ислама, он известен тем, что издал закон об уважении к христианским святыням, который гарантировал безопасность духовенству.

И по сей день мечеть имеет не только чисто религиозный, но и символический характер из-за своего расположения на одной площади с христианским храмом.

Интересно, что земля под строительство мечети была подарена греческой православной церковью.


Неподалеку от Ясельной площади расположена небольшая улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней метров триста, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру.


Это место известно как Молочный грот (или Молочная пещера, или Церковь Лактации).

По преданию именно здесь укрывалось Святое семейство во время бегства от воинов царя Ирода, который, поверив предсказанию о приходе Мессии, повелел уничтожить всех младенцев в Вифлееме.


Согласно легенде, Богородица кормила Младенца, и несколько капель молока упали на камень, после чего пол и стены пещеры сделались белыми, хотя обычно вифлеемский камень имеет красноватый оттенок.


Считается, что порошок из камня, взятого из стен часовни, способствует лечению бесплодия.


Храм традиционно является местом паломничества бездетных пар и женщин, имеющих проблемы с кормлением детей.


Поэтому на стенах висят фотографии младенцев, рожденных по молитвам их родителей, и благодарственные надписи в знак о совершенном чуде.


В окрестностях города находится еще несколько священных достопримечательностей, католических и православных монастырей.

Это Поле Пастушков, расположенное в селении Бейт-Сахур в двух километрах от Вифлеема, где пастухи получили ангельскую весть о рождении Иисуса Христа.


Это событие описано в Евангелии.


Пастухи оставили стадо и поспешили поклониться Младенцу.


На месте пещеры, где укрывались в ту ночь пастухи, была устроена небольшая часовня.

Здесь же находится крипта, где они были похоронены.


В 1972 г. по инициативе архимандрита Серафима, настоятеля лавры Саввы Освященного, была произведена широкомасштабная реконструкция, археологические раскопки и воздвигнут православный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы рядом с пещерой Пастырей.


В настоящее время весь комплекс поля Пастушков является подворьем греческой православной лавры св. Саввы Освященного.

До того времени, как Антонио Барлуцци построил новую церковь, сюда приходили на поклонение также и католики.


Ещё в 10 километрах к востоку от города, в греческом православном монастыре существует пещера, где ночевали волхвы, которые пришли поклониться рожденному Богомладенцу.


К достопримечательностям Вифлеема относят и Пруды Соломона, представляющие собой три огромных искусственных резервуара с водой, расположенных около дороги, ведущей в Хеврон, в 4 км от Вифлеема и 21 км от Старого города Иерусалима.


Легенда приписывает создание прудов библейскому царю Соломону (950 г. до н.э.), который приказал вырыть их, чтобы там купались его многочисленные жены.

Однако историки относят возникновение прудов к 100 г. до н.э. в эпоху Хасмонеев.


Туризм является основной экономической отраслью Вифлеема.

В отличие от других палестинских населённых пунктов до 2000 года, большинство занятых местных жителей не имели рабочих мест в Израиле.


В промышленности занято более 20 % работающего населения.


На туризм приходится примерно 65 % экономики города и 11 % — Палестинской национальной администрации.

Ежегодно в город приезжают более 2 млн посетителей.



Экономика города развивается главным образом за счёт туризма, достигающего своего пика в рождественский сезон, когда христиане, как и в последние две тысячи лет, совершают паломничество к Святому Вертепу.


В Вифлееме расположено более 30 гостиниц и 300 ремесленных мастерских.


29Пальм
Израиль. Вифлеем. The Bethlehem is an unusual arabic city, because of the large numbers of churches in the centre, Palestine, Israel. Фото efesenko-Depositphotos Израиль. Вифлеем. The Bethlehem is an unusual arabic city, because of the large numbers of churches in the centre, Palestine, Israel. Фото efesenko-Depositphotos
Просмотры 21338

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ