Назад Вперед

Европейские крылья: чем чреват для Украины заход лоукостов


Осенью на Украине начнет свою работу один из крупнейших лоукостов Европы Ryanair. У Украины непростая история отношений с бюджетными авиакомпаниями, однако страна по-прежнему пытается привлечь их на украинский рынок.

20 июня министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что международный аэропорт «Борисполь», который является основными «воздушными воротами» в страну, подпишет соглашение с лоукостером Ryanair в течение двух ближайших недель.

«Контракт аэропорта "Львов" с Ryanair уже подписан, контракт "Борисполя" с Ryanair будет подписан в течение ближайших двух недель. Мы существенно снизили аэропортовые сборы в "Борисполе" для всех авиакомпаний», — заявил Омелян.

В итоге, первые рейсы из Львова и Киева компания осуществит в сентябре. Как заявил Омелян, цены в $300-500 за перелет в Европу, это неправильно.

«80% украинцев, которые никогда не покидают пределы области, — это неправильно. Когда цена будет 20-30 евро, будет другой подход. Украинцы, которые будут путешествовать, будут требовать от местной и центральной власти изменений сегодня. Они будут сравнивать Киев с Парижем, Миланом, Берлином и спрашивать, почему у нас не так», — подчеркнул Омелян.

На самом деле Ryanair заходил на Украину не без проблем. Компания вела переговоры с еще одним аэропортом Киева — «Жуляны». Сам аэропорт находится в черте города, им пользуется ряд лоукостов из стран Европы и Азии.

Однако с Ryanair договориться руководство аэропорта не смогло. Как заявил директор аэропорта Денис Костржевский, аэропорт приостановил переговоры с лоукостом.

«Переговоры — это довольно длительный процесс, и мы всегда готовы к конструктивному диалогу. Но на данном этапе аэропорт "Киев" временно приостановил диалог с Ryanair, потому что ценовые ожидания, которые высказывала авиакомпания, абсолютно не совпадают с нашими возможностями», — заявил он.

Он пояснил, что европейская авиакомпания хотела от «Жулян» снижения аэропортового сбора на 60-80%, при том, что этот сбор аэропорт должен согласовывать с тремя ведомствами: мининфраструктуры, минэкономики и профильным регулятором.

Более того, в Украине данный сбор является регулируемым тарифом, в который входит стоимость топлива, отопление, зарплата персонала, и ряд других расходных статей, и этот сбор аэропорт вынужден согласовывать с профильным регулятором, Министерством инфраструктуры и Министерством экономического развития и торговли.

«Задумайтесь, как можно предоставить 80% или даже 50% скидку от этой цены, если рентабельности в ней заложено всего около 10%. Это экономически невыгодно», — подчеркнул Костржевский.

А вот «Борисполь» на снижение сбора пошел, в результате чего и смог договориться с лоукостом.

Выиграет ли от такого подхода отрасль, положителен ли для Украины вообще приход лоукостов Ukraina.ru говорила с экс-замминистра инфраструктуры, экспертом по транспорту Александром Кавой.

© Фото: Facebook/Alex Kava

Сегодня министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что на Украину заходит Ryanair и через две недели компания подпишет договор с «Борисполем». Лоукосты — это благо или не благо для Украины? Ранее «Жуляны» не договорились с Ryanair. Будет ли заход лоукостов развивать внутренние авиаперевозки на Украине?

— Однозначно заход лоукостов это всегда плюс. Это и новые возможности для пассажиров, и более доступные билеты.

Что касается сети полетов, то я уверен, что основной интерес иностранные авиакомпании проявляют именно к международным рейсам. А внутриукраинский рынок очень маленький для тех самолетов, на которых работают лоукост-авиакомпании. 

Загрузить такую емкость сейчас очень тяжело на внутренних рейсах. У тех авиакомпаний, которые сейчас работают на внутренних авиаперевозках, почти половина пассажиров — это трансфер, которые в «Борисполе» пересаживаются на международные рейсы. А без трансферных пассажиров на внутреннем рынке можно работать только на маленьких самолетах.

Почему именно две точки — Киев и Львов, ведь есть еще Харьков, есть еще Одесса. Что с ними не так?

— Киев традиционно привлекает авиакомпании, поскольку здесь самый высокий уровень достатка жителей в стране и, соответственно, наибольшее количество «летающих» граждан. Львов — большой туристический центр и именно отсюда много гастарбайтеров, работающих в странах ЕС. 

Вероятно именно из этих соображений выбор пал именно на эти города. Думаю, что со временем сеть полетов может расшириться за счет и иных городов страны.

Здесь есть еще один момент: Украина так и не подписала соглашение с Евросоюзом об общем авиационном пространстве. Соответственно, перевозки между Украиной и странами ЕС регулируются двухсторонними соглашениями, а в них зачастую есть много ограничений: какие пункты могут обслуживаться, сколько авиакомпаний может быть на маршруте.

 Думаю, такое ограничение для Ryanair тоже сыграло свою роль в выборе сети полетов из городов Украины.

Почему такое соглашение не подписали?

— Единое авиационное пространство не подписали из-за позиции Евросоюза. Сейчас мяч на их стороне в этом вопросе. Именно Испания и Великобритания со своей стороны заблокировали подписание этого соглашения, сославшись на неурегулированность вопроса полетов в аэропорт «Гибралтар».

Хотя в соглашении Гибралтар был прописан отдельным пунктом, что регулирование полета в него должно отдельно обсуждаться после того, как будет определен статус этого аэропорта. 

Спор заключается в следующем. Согласно Утрехтскому соглашению 1713 года Испания признает, что крепость Гибралтар принадлежит Великобритании. Сейчас Испания оспаривает местонахождение аэропорта. Испания считает, что он находится на территории, принадлежащей ей, Великобритания — что аэропорт находится на территории эксклава Гибралтар. 

Проблема давняя и из-за нее Европейская комиссия отказалась от подписания соглашения. Хотя в то же время, похожие на наше соглашения были подписаны ЕС с Грузией, Молдавией, Израилем и почему-то там Гибралтар проблемой не был.

Каковы перспективы нахождения Ryanair на Украине? В 2008 году в страну заходил Wizzair с довольно небольшими ценами. Потом Wizzair из страны ушел.

— Wizzair из Украины не ушел, он закрыл украинскую дочернюю компанию, но подавляющее большинство рейсов, которые обслуживала украинская компания Wizzair, стала обслуживать венгерская компания Wizzair. Прекратились только рейсы авиакомпании из Киева в Москву, из Украины в Грузию, Италию и Испанию, а все остальные остались. 

Поэтому говорить об уходе Wizzair из Украины не совсем корректно. Это было структурное изменение внутри компании. Но вызвано оно было в том числе и экономической ситуацией, которая в нашей стране сложилась весной 2014 года. Но авиакомпания как пришла на украинский рынок в 2008 году, так там и работает.

Что касается цен, то компании и классические, и лоукост-компании используют динамическое ценообразование. Единственное, что дисперсия тарифов у лоукост-компаний обычно больше, чем у традиционных компаний. И из-за этого они иногда предлагают билеты по очень низким ценам. 

Но нужно понимать, что средняя себестоимость перевозки пассажира у традиционного перевозчика и лоукоста отличается всего на 15-20%. Остальное — маркетинговые стратегии.

Сколько билетов и по какому тарифу предлагается на каждый рейс определяет программа по сложному алгоритму, включающему исторический спрос на этот рейс и текущую динамику спроса на него. 

Все знают, что авиакомпании — это бизнес, ориентированный на максимизацию прибыли, а не благотворительные организации, перевозящие пассажиров себе в убыток. Поэтому обычно очень дешевые тарифы предлагаются на тех рынках, где хорошо продаются и дорогие тарифы. Но не наоборот. 

Если на рынке тяжело продать дорогой тариф, нет предложения и с дешевым тарифом. Если у вас себестоимость кресла на линии €150, а вы предлагаете 10 билетов по €10, это значит, что вам нужно продать не менее 10 билетов по €290, что покрыть свои издержки. 

Если вы не можете продать билеты по €290, то вы и по €10 не будете предлагать. То же самое и с Ryanair — у них большая дисперсия тарифов, а какую политику они выберут на рейсах в города Украины, будет зависеть от многих факторов.

Министр заявил, что заход Ryanair позволит украинцам путешествовать в Европу за €20-30, отметив, что высок показатель людей, не покидавших свою область — 80%.

Тут возникает вопрос, как эти граждане будут добираться до аэропорта. Что лучше развивать: возвращаться к советской практике, когда даже у поселков были аэродромы или развивать железнодорожное и автобусное сообщение?

— Тут нужно делать все в комплексе. Если мы говорим о приоритетах государственных инвестиций, то здесь как во всем мире приоритет должен быть отдан железным дорогам и автомобильным дорогам — именно на них сейчас приходится более 90% пассажирских и грузовых перевозок. 

Что касается авиации, то тех аэропортов, которые у нас есть более, чем достаточно. Хотя точечно необходимо привлечение государства и к решению их проблем — например, вопрос работоспособности аэропорта «Ужгород», заход на посадку и взлет с которого проходят над территорией Словакии.

Но не все аэропорты могут позволить себе сотрудничать с лоукостами. «Жуляны», например, не смогли сотрудничать с Ryanair.

— «Жуляны» давно сотрудничают с Wizzair, который перешел туда из «Борисполя». «Жуляны» сотрудничают и с таким лоукостом, как FlyDubai из Объединенных Арабских Эмиратов. Полагаю, что в случае с Ryanair сложности возникли в коммерческих интересах двух субъектов, которые не смогли найти взаимовыгодные условия.

То есть в данном случае было конкретное недопонимание с Ryanair?

— Это были коммерческие переговоры, обстоятельства которых мы не знаем. Формально они сказали, что их что-то не устраивает. Вторая сторона вообще промолчала в данной ситуации. Это переговоры двух субъектов. Вы приходите в магазин и выбираете товар. Вы не обязаны продавцу рассказывать, что вас не устроило. Вы покупаете или не покупаете товар.

Таким образом, от захода еще одного лоукоста на Украину никто не проиграет?

— Нет, наоборот. Выиграют пассажиры потому, что это увеличение конкуренции, а это всегда снижение цен на билеты. Выиграют и аэропорты потому, что это увеличение пассажиропотока для них.

Беседовал: Николай Подкопаев

Источник

29Пальм
Блог Павла Аксенова. Европейские крылья. Чем чреват для Украины заход лоукостов. Фото leopolis.news Блог Павла Аксенова. Европейские крылья. Чем чреват для Украины заход лоукостов. Фото leopolis.news

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ