Мальдивы

Мексика. Zoetry Paraiso de la Bonita

ОАЭ. Абу-Даби. Emirates Palace

Индонезия. О.Бали. Four Seasons Resort Bali at Jimbaran Bay

Лондон

Назад Вперед

Холодное лето 14 – го…

?Блог Павла Аксенова. Холодное лето 14-го... Фото olly18 - Depositphotos

Уважаемые читатели!

Возможно те из вас, кто заглянул на наш сайт в надежде присмотреть себе какую-нибудь путевочку, были сильно удивлены низкими ценами предложений на Главной странице, а потом разочарованы, когда увидели дату этих предложений!

Объясняется это очень просто – мы перестали продавать туры по массовым направлениям еще весной этого года. И каждое новое банкротство очередного туроператора лишний раз убеждает меня в правильности принятого решения!

Мне небезразлична моя репутация и репутация моего сайта, и поскольку я всем этим очень дорожу, то не хочу отвечать за действия “мошенников от туризма”. Российский туризм сегодняшнего дня – это одно большое поле, густо “засеянное минами”. К большому сожалению, это именно так, причем в данном случае – это не взгляд “со стороны”, а взгляд, что называется “изнутри”.

С целью хоть как-то предостеречь туристов и дать несколько, на мой взгляд, важных советов, я написал несколько заметок:

Не нужен нам берег турецкий! И Африка нам не нужна!

Такой туризм нам не нужен!

Кирдык подкрался незаметно

Российский туризм или поле чудес…

Санкции … Самолет … Лабиринт…

К сожалению, приходится с грустью констатировать, что российский туристический рынок трещит по швам, даже, пожалуй, правильнее было бы сказать, что рынок туризма у нас сейчас на грани краха.

Я уже писал вкратце и о признаках этого печального явления, и о причинах, и о возможных последствиях.

Время идет и события развиваются не лучшим образом, прежде всего потому, что в одной точке сошлись несколько самых неблагоприятных факторах, на которых остановлюсь чуть подробнее.

1. Проблемы страхования

Система финансовых гарантий, призванная защитить туристов, фактически развалилась. Страховщики отказываются пролонгировать договорыстрахования с туроператорами на следующий год. Новый закон о турбизнесе застрял на этапе первых консультаций.

Президент Всероссийского Союза Страховщиков Игорь Юргенс заявил в одном из интервью:

- По итогам произошедших летом массовых уходов с рынка туристических компаний сумма финансового обеспечения по договорам ответственности туроператоров, прекративших исполнение обязательств, составляет 1 млрд 890,2 млн рублей, а уже заявленные убытки, по нашей информации, за июль – сентябрь, превысили 4 млрд 342,7 млн рублей.

По всей видимости, в связи с этим многие страховщики отказываются продлять договора о предоставлении финансовых гарантий многим туроператорам на прежних условиях.

И страховщиков понять, разумеется, можно!

Далее в своем интервью Игорь Юргенс говорит:

- Законодательство не поменяли, регулирование туротрасли не наладили, госконтроль за ними практически отсутствует.

Судя по обсуждению проекта новой редакции закона “Об основах туристской деятельности в РФ”, существенного улучшения на этом сегменте рынка в ближайшем будущем не произойдет. Во многих случаях туроператоры работают по принципу финансовой пирамиды.

ВСС внес конкретные предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего страхование ответственности туроператоров. Однако в готовящемся сейчас в правительстве законопроекте они не нашли отражения.

Страховые случаи лета 2014 года наглядно показали, что многие туроператоры страхуют свою ответственность на сумму, во много раз меньшую, чем их обязательства перед туристами, и страховщики вынуждены в соответствии с действующим законодательством производить выплаты пропорционально, то есть во столько же раз ниже реальных убытков.

За последние два месяца прекратили исполнение обязательств около трех десятков туроператоров, напоминает глава ВСС, и, по экспертным оценкам, не менее четверти участников рынка находятся в “опасной зоне”.

- Непрозрачность туристического рынка побуждает все большее число страховых компаний отказываться от страхования ответственности туроператоров. Сейчас можно твердо сказать, что мы имеем дело с системным кризисом в отрасли: десятки компаний ушли, и это только начало, поскольку все те процессы, которые происходят в экономике, говорят о грядущем масштабном сокращении туристического потока, – заявил Игорь Юргенс.

К сожалению, Закон о финансовых гарантиях принимался явно в интересах крупных туроператоров, причем в совершенно недоработанном виде, вследствие чего, многие пострадавшие туристы получили лишь незначительную часть средств, уплаченных за несостоявшуюся поездку.

Я сейчас не буду перечислять те уловки, к которым прибегали туроператоры, страхуя свою ответственность, в профессиональном сообществе все это прекрасно известно. И уже на стадии принятия этого Закона было очень много сомнений по поводу самого принципа введения финансовых гарантий.

Наиболее активно предлагался альтернативный вариант страхования каждого тура, но крупных туроператоров такой вариант не устраивал, поскольку в этом случае их издержки были намного выше.

В результате получили то,… что получили.

С другой стороны можно предъявить массу претензий и самим страховым компаниям, которые расстаются с деньгами очень и очень неохотно, отказывая туристам по любому предлогу.

Так например, некоторые страховщики находили неточности в договорах между агентством и туроператором (если путевка покупалась через агентство-посредник), на основании которых отказывали в выплатах туристам, перекладывая ответственность на агентов.

К сожалению, помимо громких скандалов с прекращением деятельности крупных туроператоров, почти никто не обратил внимание на закрытие сотен (если не тысяч) агентств по всей России, которым пришлось нести ответственность не за свою вину.

Если же говорить о страховых компаниях, то по сути никаких серьезных проблем до 2014 у них не было. И их, разумеется, все устравало!

Согласно данным Ростуризма, озвученным в 2007 году, только за первый год действия фингарантий за право попасть в Единый реестр страховщики собрали с туроператоров в общей сложности сумму 250 млн рублей, а выплатили не более 1 %, напоминают они. При этом изначально размер фингарантий составлял всего 5 млн, а количество туроператоров приближалось к 4,5 тыс.

С течением времени власти постоянно увеличивали размер фингарантий, правда, стоимость их покупки постепенно снижалась: начав с 1 % от размера гарантии, страховщики к 2014 году снизили свою цену почти до 0,2 %.

Таким образом, за восемь лет страховщики собрали с туристического рынка страховых премий как минимум на сумму 2 млрд. рублей, а скорее всего, существенно больше, при этом, повторюсь, до последнего времени серьезных выплат фактически не было.

То есть пока все хорошо, страховщики с большим удовольствием страхуют туристический рынок, но как только появились проблемы, сопоставимые с размером заработка, то это уже стало неинтересным…

2. Проблемы туроператорских компаний

С середины лета приостановили работу уже более десятка крупных российских туроператоров, среди которых Нева,Экспо-тур, Лабиринт,ИнтАэр, Солвекс-турне, Южный крест, Верса.

Российский союз туриндустрии отчитался, что с июля по сентябрь из-за приостановки деятельности туроператоров пострадали около 130 тыс. россиян. В большинстве случаев страховых выплат на всех пострадавших от банкротства турфирм туристов не хватило.

Дело в том, что начиная с 2009 года в условиях ухудшающейся конъюнктуры, среди туроператоров началась сильная конкуренция, причем чаще всего эту конкуренцию пытались выиграть демпингом.

Расчет был прост – выдавить с рынка основных конкурентов (даже работая в минус), а затем “наверстать упущенное. Но работать себе в убыток может позволить только компания с хорошим запасом прочности – и то недолго. Поэтому постепенно демпинг сменился сомнительными схемами работы, а то и откровенным мошенничеством.

Когда летом этого года разразилась череда скандалов, то было “вынесено много сору из избы”, в результате чего изумленная общественность узнала, что некоторые туроператоры работали с авиакомпаниями и отелями на условиях кредита, расплачиваясь за услуги из предоплаты от новых туристов.

То есть оборотными средствами закрывались старые долги и насились платежи по кредиту. В результате чего поучился так называемый “кассовый разрыв”

Попросту говоря, создавалась классическая финансовая пирамида. Пока турпоток рос, все было замечательно!

Но как только он начал сокращаться, кредиторская задолженность стала расти, и, наконец, авиаперевозчики и отельеры, наплевав на “особые отношения”, начали предъявлять счета к оплате и отказываться от выполнения услуг.

В результате скандалов доверие к туристическим компаниям резко упало: все больше туристов решали самостоятельно запланировать свой отдых, чтобы не зависеть от добросовестности туроператора. А это еще более усугубило положение отрасли.

Плюс, как говорится, “пришла беда – открывай ворота”, ведь всем известно, что проблемы чаще всего наваливаются скопом. Так вышло и в этот раз. К кризису доверия прибавилась проблема резкой девальвации рубля и сильного спада в экономике, к тому же сопровождаемые паническими слухами о грядущем кризисе.

Сначала стали отказываться от поездок те, у кого денег попросту не было, а за ними решили отложить свои поездки “до лучших времен” и те, даже у кого деньги есть, но кто пока не понимает, что вообще будет завтра.

В преддверии новогодних праздников, всегда обещавшим хорошую прибыль туроператорам, с грустью приходится констатировать, что россияне, привыкшие проводить новогодние каникулы за рубежом, теперь предпочитают отмечать праздники на домашних курортах и самостоятельно бронировать авиабилеты, несмотря даже на рекордное подорожание перелетов в 25%.

Туристы боятся связываться с туроператорами, чей бизнес, как показали события прошедшего лета, оказался крайне неустойчивым.

В результате спрос на новогодние туры упал почти на 40%.

По данным IRG (исследовательской компании IntelligentResearchforGrowth), в ближайшее время 47% россиян откажутся от путешествий. Падение спроса на туристические поездки уже зафиксировали социологи.

По данным SynovateComcon, доля выезжающих за границу россиян сократилась впервые за последние несколько лет: в первом полугодии 2014 года из страны выехало 10,7% населения, в то время как во втором полугодии 2013 года — 11%.

Экономия на путешествиях на предстоящие новогодние каникулы вызвана,помимо кризиса доверия, еще и подорожанием валюты: с начала 2014 года стоимость доллара по отношению к рублю увеличилась на 25%, евро — на 20%. Пропорционально выросла и стоимость турпакетов.

Таким образом, ухудшение экономической ситуации вкупе с массовым банкротством туроператоров и введенными в отношении России санкциями будет стоить туристическим компаниям примерно 38% клиентов.

Вследствие чего большинство участников туристического рынка прогнозируют новую волну банкротств туроператоров после новогодних праздников.

3. Проблемы авиакомпаний

Страдают и авиаторы — они вынуждены сокращать полетные программы по целому ряду популярных зимних направлений.

Ранее я уже останавливался более подробно на этой теме в заметке

Кирдык подкрался незаметно

На тот момент рынок авиаперевозки замер в ожидании – в прессе много писалось о проблемах компаний Трансаэро и ЮТейр, которые вынуждены были обратиться к государству с просьбой о помощи в получении кредитов.

К сожалению, из-за санкций оказалось невозможно провести реструктуризацию кредитов, проще говоря, западные банки не давали больше в долг.

Компания Трансаэро, насколько мне известно, успешно решила этот вопрос, а вот Авиакомпания UTair объявила технический дефолт по двум облигационным займам дочернего предприятия “ЮТэйр-финанс” на общую сумму в 2,7 миллиарда рублей.

Срок погашения оферты наступил 20 ноября, но компания не смогла расплатиться. В связи с этим перевозчик привлек “Райффайзенбанк” в качестве консультанта по комплексной реструктуризации долгового портфеля компании.

Гендиректор UTair Андрей Мартиросов называет случившееся “некритичным”, ведь UTair не первая компания, столкнувшаяся с подобными сложностями.

- Данная ситуация является временной и не окажет влияния на операционную деятельность компании в случае достижения своевременных и конструктивных договоренностей между кредиторами и компанией. Совместно с “Райффайзенбанком” мы уже приступили к разработке стратегии по реструктуризации и в ближайшее время предложим ее на согласование инвесторам, – заявил он в официальном сообщении на сайте авиакомпании.

В то же время эксперты авиарынка не готовы давать однозначный прогноз, чем может обернуться ситуация. С одной стороны, 2,7 миллиарда – это не такая большая сумма в сравнении с общим долгом UTair и является посильной для оперативного погашения в случае привлечения средств инвесторов, как это произошло недавно.

Однако сам факт технического дефолта настораживает, так как после этого часто следует или банкротство, или иные не менее серьезные финансовые перемены. Хотя, возможно, что на самом деле все происходящее – это “расчистка” компании на пути к продаже.

4. Проблема ответственности

К сожалению, во многом кризис в туристическом бизнесе стал возможным благодаря полнейшей безответственности руководителей и владельцев туристических компаний.

Так или иначе, ранее, оставляя туристов без отдыха и без денег, практически все туристические компании не несли никакой ответственности за обман граждан. Получалось как в том анекдоте про старую клячу, которая “ну, не шмоглааа, нееешмооо-глааа”.

В результате некоторые руководители со спокойной совестью создавали новые туристические компании (иногда просто меняли вывеску), и продолжали свою деятельность.

Похоже, что такому попустительству со стороны государства вообще и правоохранительных органов в частности, приходит конец, потому что наконец-то в отношении руководителей стали возбуждаться уголовные дела, причем по статье о мошенничестве.

Напомню, что под домашним арестом уже находятся гендиректора трех компаний из Санкт-Петербурга: Тамара Халецкая (Солвекс-Турне), Игорь Рюриков (Экспо-тур), Дмитрий Смирнов (Атлас).

Аналогичная мера пресечения выбрана в отношении руководителей “Южного Креста”: среди них гендиректор Дмитрий Фесик, а также кто-то из учредителей – Андрей Кузнецов либо Арсен Каспарян.

Сейчас сложно делать какие-либо выводы, поскольку следствие еще не завершено, но уже сам факт избрания такой меры пресечения, возможно, заставит некоторых потенциальных кандидатов в “сидельцы” призадуматься о законности своих действий.

Подводя краткие итоги, хотелось бы заметить, что лето 2014 года получилось не просто холодным. Это лето напомнило многим известную историю о знаменитом Титанике.

Чтобы судьба нашего туристического бизнеса не повторила эту печальную историю, необходимо полное переосмысление принципов нашего туризма, изменение законодательной базы (в первую очередь), изменение принципов управления всей отраслью. И, конечно же, максимального привлечения к решению этих задач многочисленных профессионалов туристических компаний, к мнению которых до сих пор, к сожалению не прислушивались.

Павел Аксенов

23 ноября 2014

29Пальм
?Блог Павла Аксенова. Холодное лето 14-го... Фото olly18 - Depositphotos
?Блог Павла Аксенова. Холодное лето 14-го... Фото olly18 - Depositphotos

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ