Мальдивы. Park Hyatt Maldives Hadahaa

Кения. Масаи Мара

О. Бали. The St. Regis Bali Resort

Индонезия. О. Бали. Убуд

Италия. Флоренция. Grand Hotel Villa Cora

Назад Вперед

Правильные вышиванки Приморья


Почему символы украинского национализма теряют свою силу на берегах Тихого океана.

В интернет-сетях появились удивленные сообщения об истории, которая якобы случилась в дальневосточном городе Уссурийске. Согласно сообщению «Интерфакса», в соцсетях появился видеоролик о том, что ученика местной школы наградили за отличную учебу грамотой с символикой Украины.

В этом коротком ролике всего пятнадцать секунд. На нем изображена стандартная украинская почетная грамота с текстом на русском языке — а место, где должны быть указаны фамилия и имя ученика, замазаны маркером.

Вполне возможно, что речь идет о банальном фейке. Но даже если грамота подлинная, это совсем не обязательно свидетельствует об украинском национализме преподавателей местной школы.

Год назад я посетил Приморье, чтобы написать о жизни потомков украинцев, которые обосновались в этом краю более века назад, в ходе масштабного переселенческого процесса, который нашел свое отражение в русской и украинской классической литературе — у Бунина и Довженко. Признаться, я не ожидал отыскать там сколько-нибудь серьезные следы украинской культурной жизни.

Однако, как оказалось, она активно развивается здесь еще с советских времен. В первую очередь, украинская культура процветает здесь в виде фольклорной традиции — поскольку в регионе многие годы действует «Приморский центр украинской культуры «Горлица» и целый ряд других украинских организаций.

В прошлом году там прошел одиннадцатый Приморский краевой фестиваль украинской культуры «Соловьиная песня» и очередная Дальневосточная Сорочинская ярмарка.

В городе Лесозаводске проходит открытый фестиваль украинской культуры «Світанкові роси», где участвуют более сорока коллективов. А в селе Хороль, когда-то основанном выходцами с Полтавщины, прошел еще один фестиваль — «Пісні кохання». Причем, все эти мероприятия поддерживали власти Приморья.

В местных школах учат украинские песни и танцы, устраивают выставки фамильных томиков «Кобзаря», которые многие годы хранятся на полках семейных шкафов, читают стихи Шевченко и одевают на праздники вышиванки. Хотя в это вряд ли поверят патриотически настроенные жители Киева или Львова.

Однако, нужно понять — все это не имеет ничего общего с политическим украинским национализмом. Приморские украинцы, с которыми мне приходилось общаться, занимали демонстративную, а иногда даже излишне крайнюю позицию в отношении официальной политики украинского правительства, протестовали против войны на Донбассе и ограничения прав русскоязычного населения.

Они выступают за мир между Россией и Украиной, очень плохо относятся к Шухевичу и Бандере, а иногда сами называют себя «хохлами» — хотя я заметил им в разговоре, что это обидное, и даже оскорбительное для современных украинцев слово.

— Мы так себя всегда звали между собой или во дворе, — ответил мне приморец с фамилией Савченко из украинского землячества Уссурийска.

Их Украина совсем другая — о ней можно узнавать из классических книг и фильмов, видеть ее на старых фотографиях из семейных альбомов.

Там запечатлены первые поколения приморцев — в старомодных костюмах и вышитых украинских платках — а также, прибывшие в советское время стройотрядовцы или молодые специалисты. Их потомки сохранили любовь к своей исторической родине, вместе со старыми песнями и ветхими книжечками «Кобзаря».

Но, вместе с тем, они воспитывали своих детей и внуков в любви и уважении к дальневосточной стране, которая стала для них новым домом, и осталась им после распада СССР — когда далекая Украина внезапно стала заграницей. Причем, не очень доброжелательно настроенной к своим российским соседям.

Именно поэтому развитие украинской культуры, которое продолжается сегодня на востоке России, не ставит под угрозу межнациональные отношения в огромном таежном крае.

Напротив — поддержка развития национальной культуры и исследований в области исторической памяти практически не оставляет возможности для распространения националистических настроений. Ведь они всегда питаются унижением и обидой, ущемлением прав и оскорблением национальных чувств.

И здесь важно заметить, что такая политика резко контрастирует с национальной политикой украинских властей. Они идут другим путем, ограничивая право на культурное развитие русскоязычных регионов, и углубляя этим глубокий общественный раскол, который уже стоил Украине кровавой войны.

Украинская община в Приморье служит своеобразной исторической альтернативой этой безумной стратегии межэтнической конфронтации и националистического психоза — пускай даже только на своем, сугубо локальном микроуровне.

«Гражданские активисты» в Киеве ломают памятники своим дедам и прадедам, ломают свою страну — а украинцы дальневосточного села Покровка создали инициативную группу, которая, с помощью подписных листов, собрала три миллиона рублей на памятник украинским переселенцам, — при содействии депутата окружного законодательного собрания Сергея Сопчука.

При этом, они разбили в поселке новый парк с детскими аттракционами, отреставрировали центральную улицу. И теперь это украинское село вблизи китайской границы куда больше походит на далекую отсюда Европу, чем расположенные рядом с Польшей села Волыни — где все, кто не уехал на заработки, режут лес, моют янтарь или вынужденно промышляют сигаретной контрабандой.

Общаясь с жителями Владивостока, я заметил: если в современной Украине вышиванки обычно служат маркером политической и идеологической позиции, то здесь это просто рубаха, элемент национального костюма, обычный для бывшего СССР.

И никто не заставляет принудительно одевать ее на официозные праздничные мероприятия. Вышиванка теряет здесь свой сакральный, надуманно-патриотический смысл — и это делает ее чем-то совершенно нормальным, актуализируя память о выехавших из Украины переселенцах.

Я не знаю подробности истории в уссурийской школе. Пока что о них не сообщила даже местная пресса. Но я точно знаю, что развитие украинской культуры на Дальнем Востоке является глубоко позитивным фактором для нынешней Украины.

Это важный урок против предубеждения и недоверия к настоящей украинской культуре — которая не имеет ничего общего с фундаменталистским национализмом.

Автор текста: Андрей Манчук

Источник

29Пальм
Блог Павла Аксенова. Правильные вышиванки Приморья. Фото olesiabilkei - Depositphotos Блог Павла Аксенова. Правильные вышиванки Приморья. Фото olesiabilkei - Depositphotos

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ