Нашему блогу уже больше года, достаточно большой срок, чтобы познакомиться друг с другом!
Стал замечать, что в “основных темах” или в “ветках” (как кто-то их прозвал) мы иногда начинаем рассказывать друг другу истории, не связанные с темой, в которой оставляется комментарии.
Поэтому посовещавшись со многими участниками, решил завести отдельную тему (ветку) для ежедневного общения, где можно (и нужно!) писать обо всем, что вам интересно, делиться разными историями, фотографиями, ссылками на понравившиеся заметки на других сайтах и о всяком разном.
Пока это будет одна тема, но впоследствии мы возможно расширим список тем, выделив наиболее интересные.
Одним словом, предлагаю попробовать!
Помните, раньше передача была такая “Кабачок 13 стульев”, где по вечерам собирались друзья и просто знакомые. Весело проводили время, общались, шутили, пели песни, танцевали, ели и даже немножечко (хотя кто как) выпивали.
Вот и у нас будет нечто типа такого виртуального “Кабачка”, я пока не придумал название (потому и тянул с этой темой), но дело ведь не в названии, может быть, кстати, мы вместе придумаем, а пока назовем условно “В кругу друзей”.
Как варианты можно рассматривать – “В тени под пальмами”, “Кабачок 29 пальм”, “У дяди Паши”… Ну, тут список длинный, какое-нибудь название само собой все равно появится!
Тема будет в “Самых обсуждаемых”, так что найти ее не составит большого труда.
Итак, добро пожаловать в “Круг друзей”!
Комментарии (18828):
(Обновлено: 22.10.2019 14:42)
Кому: Leonid Sarest, #14994
Огненный след
падающей звезды --
все, что опять загадать не успели.
Хорошо вы меня окоротили! Мастера поднимают только коллеги по цеху. Критик явление тоталитарное. Слежу и внимаю. Работайте с Лихтом.
Это "работайте с Лихтом" ваше распоряжение для меня? Или это означает "работайте с Лихтом, а мои хайку не трогайте"?
Но теперь о вашем хайку. Я вам писала: "Сразу должна сказать, что о том, что не успели задумать желание, уже писали. Надо что-нибудь другое." Это потому, что об этом уже было написано достаточно хайку. А вы как раз об этом и написали. Ну, ладно, мы учимся. Последняя строчка получилась длинноватой. Но по сути, это, конечно, хорошее хайку. Но уже были подобные, и потому ваше в печать могут не взять.
Кому: Leonid Sarest, #14995
Снег просьба неба -
Не забывайте о тех,
кому холодней
5.17 слогов, однако! ...хайку пусть Жанна оценит.
Ещё один пример того, что у человека нет понятия о том, что такое хайку.
Я сначала даже не могла понять первую строчку. Была бы пунктуация, я бы поняла. (Я сама пишу хайку с правильной пунктуацией, в отличие от многих которые пунктуацию намеренно не употребляют -- и потому иногда кажется, что человек просто прячет тот факт, что не знает, как пользоваться пунктуацией.)
Словом:
Снег - это просьба неба:
Не забывайте о тех,
кому холодней.
Надо понимать, что холодней тем, кто ушёл из жизни? И чем же это хайку?
Это просто поэтическая мысль автора строк, который решил поделиться таковой с читателями. Где здесь картины? Автор не показывает, как положено в хайку, он просто вещает нам. И он также думает, что, раз включил свою "догадку" в 17 слогов, то это хайку? Вы уж, Леонид, не показывайте нам с Лихтом такие чужие "хайку". Не сбивайте нас с намеченного пути. Но пишите сами, если хотите - помня, однако, как писать не надо. Ну, а я могу комментировать ваши хайку. Вон Лихт охотно и без страха принимает мои комменты, поправки, советы и проч., когда пишет любой стих.
Кому: Лихт , #14998
В морозном воздухе
Еле заметен твой взгляд.
Лихт, чей взгляд? Я полагаю, что женщины. Но куда она смотрела? На падающую звезду? Или на героя в хайку (Вас)? А почему морозный воздух сделал взгляд едва заметным? Как упавшая звезда относится к тому, что в морозном воздухе взгляд женщины на Вас едва заметен? Тут мне нужны Ваши разъяснения. Я не могу понять связи между первой частью хайку и второй.
И ещё. Упавшая звезда - это киго (указание на время года) осеннее. А мороз - это зимнее киго. Получилось в одном хайку два киго. Иногда это допускается, если одно сезонное слово явно перевешивает своим значением второе. Но начинающему хайкаисту лучше придерживаться явных правил хайку.
Попробуйте начать так:
Звезда упала --
. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
А потом о взгляде женщины или что-нибудь о ней, но "морозный воздух" не включайте вообще. Попробуете?
(Обновлено: 22.10.2019 14:54)
Да, всей группе Ваших хайку с моим предисловием перед ними дали вот столько "лайков": 13.
1.
Листопад...
птицы заняты сбором ягод,
мы с женой – грибов. (Лихт)
(Тут всё просто и не слишком оригинально, и потому комментов не было.)
2.
Низкие облака
отражаются в стекле машины --
холодная осень. (Лихт)
3.
Первые заморозки -
листья в речке парусниками
плывут в последнюю гавань. (Лихт)
4.
Первые заморозки –
в памяти остался
стихающий стук её каблуков. (Лихт)
5.
Первые заморозки -
в лужах больше уже
не отражаются звёзды. (Лихт)
С.Ч.: Четвёртое (Это значит, что ей понравилось 4-е по счёту хайку)
Л.Т.: Четвертое хорошее, а у третьего потенциал, и есть желание почистить от излишнего пафоса.
(Конечно, она имеет ввиду "последнюю гавань" - использованные и перепользованные слова - не в хайку вообще-то, а в другой литературе и в речи. Я тоже сразу обратила внимание на эти слова, но не стала придираться, ибо по смыслу было красиво. Но в хайку надо избегать "украшений". Да, было также кем-то предложено: вместо "в последнюю гавань", написать "в
последний путь". Я с этим согласна -- это больше подходит для хайку -- без красивости.)
Н.Б.: И я скажу - четвертое ближе к жанру всех представленных. Беда начинающих - стараться написать "красиво", используя многократно использованные образы и метафоры.
С.Б.: Второе и четвертое.
Г.М.: Четвертое и третье - но без "парусников" и "последней гавани" («в последний путь» - возможно)
С.Б.: А мне как раз парусники понравились...
Г.М.: Да, может, и оставить парусники... но вроде как метафора… а вообще – красиво.
А.А.: В хайку лучше избегать частицу "не". Примерно так:
Первые заморозки -
все звёзды из лужи
на небе.
Удачи ему и нам!
Жанна: Возможно, можно ещё так:
Первые заморозки -
из луж пропали
звёзды.
Т.Т.: Интересный пост, думаю он может и сюда прийти, не на Марсе же.
Строчки понравились, но я бы доработала... Не знаю кто как, обычно по строчкам составляю мнение о человеке, кого-то хочется обойти стороной, а тут, кажется, хороший человек.
Низкие облака
отражаются в стекле машины --
холодная осень. (Лихт)
Чем-то понравились эти.
Можно немного переставить акцент с холодной осени на низкие облака:,
Низкие облака ...
Отражается в стекле машины
холодная осень.
Хочется пожелать вам двоим удачи.
(Я согласна с Т.Т., т.е. мне её вариант Вашего хайку нравится больше, оно интереснее. Не всегда надо держаться за то, что "было именно так". Важно написать так, как будет интереснее читателю. Поэтому предлагаю Вам присоединиться к нашему с Т.Т. выбору.)
Лихт, надеюсь, что Вам было интересно почитать эти отзывы, замечания, советы и пожелания. А кто-то даже узнал в Вас хорошего человека, каким вы и являетесь.
(Обновлено: 22.10.2019 15:43)
Вот пара из них:
1.
Всю ночь
за компьютером –
утренний туман. (Жанна)
Это, конечно, сэнрю. Тут утренний туман употреблён в двух смыслах слова.
2.
Из утреннего тумана
вслед за «мяу»
и сама кошка.
Тут нет "киредзи" (разрыва), но так иногда можно в не-японских хайку, если удачный эффект.
Но чем не хайку? И киго есть, и всё о природе, и точно 17 слогов (правда, случайно). Если включу это хайку в сборник, то напишу "из густого тумана".
Лихт и Леонид, не попробуете ли и вы написать хайку со словами "утренний туман"? Слова можно употреблять в любой строчке в любом падеже.
Кому: Жанна , #15003
Звезда упала -
тишина. Её взгляд,
колыхание платья, рыжий локон.
Кому: Жанна , #15004
Отражается в стекле машины
холодная осень.
Мне кажется, что именно так правильно. И красиво. Спасибо за труд - было интересно почитать комментарии. А про "листья" ... но они действительно были как парусники и это не метафора, а простое наблюдение. Что же касаемо "последней гавани" .. я даже не знаю, наверное это несколько пафосно, но они же действительно приплывая к берегу и заполняя все маленькие затончики потом просто тонут и это их последний причал или гавань. Даже не знаю... Ещё раз спасибо.
Кому: Жанна , #15005
Лихт и Леонид, не попробуете ли и вы написать хайку со словами "утренний туман"?
Утренний туман -
окно, семья,
ёжик, лошадка.
Утренний туман -
лодка в росе,
матовое зеркало воды.
Утренний туман -
открытая дверь, упавшая косынка,
тишина.
(Обновлено: 22.10.2019 19:31)
Кому: Лихт , #15007
Да, всё это так. Но для хайку лучше подбирать более простые слова и без пафоса. В Вашем хайку не видно, что это за гавань. Так что читатель не знает и не видит, в какую последнюю "гавань" плывут листья. А "последний путь" проще и потому естественнее для хайку. Тут читатель видит плывущие листья и понимает, что это их последний путь, ибо рано или поздно они утонут. Словом, я и ожидала от хайдзинов эту "придирку" к "гавани". Но для обычных стихов, к которым мы привыкли, это хорошо и поэтично.
Сейчас, к сожалению, не могу отреагировать на Ваши новые хайку. Так что - до завтра.
Кому: Жанна , #15009
Думаю, что Вы правы. Но я же новичок в этом направлении, поэтому-то и сбиваюсь на душевные эмоции.
(Обновлено: 23.10.2019 13:20)
тишина. Её взгляд,
колыхание платья, рыжий локон.
Лихт, в хайку должно быть не больше двух образов и не больше одного киредзи (разрыва меж фразами). У Вас получилось пять образов и полно разрывов. В хайку так нельзя.
Надо чем-то привлечь внимание читателя - так, чтоб он мог воскликнуть "ах!" или "ой!", или подумать: "Надо же, как удачно подмечено!", или: "Как удачно выражено", или: "И я видел подобное!", или: "Надо же какое совпадение" -- "Надо же как созвучны эти два образа!" -- "Как удачно пртивопоставление этих двух образов!" - и т.п. Лучше всего, когда связь между первой фразой и второй сама просматривается, а не выражена словами в хайку. В хайку нельзя всё подробно рассказывать.
Ах, эти неуловимые хайку! Ну, сама попробую что-нибудь добавить к первой строчке...
1.
Звезда упала --
загадав одно и то же желание,
мы обнялись. (?)
2.
Звезда упала --
с горестью подумал,
что тёти Тани уже нет. (?)
3.
Звезда упала --
так и стоим
с открытыми ртами. (?)
4.
Звезда упала --
под впечатлением,
ждём ещё одну. (?)
5.
Звезда упала --
подруга
сжала мне руку.
6.
Звезда упала -
издалека сирена
«скорой помощи».
Что-нибудь эти мои примеры Вам объяснили в плане того, как можно писать хайку? Какое (какие) из них Вам более по душе? Или никакие?
Хотите ещё попробовать написать с упавшей звездой? Или к новой теме перейдём? В той группе хайкаистов уже на другую тему пишут во всю.
(Обновлено: 23.10.2019 13:30)
Кому: Лихт , #15008
1.
Утренний туман -
окно, семья,
ёжик, лошадка.
2.
Утренний туман -
лодка в росе,
матовое зеркало воды.
3.
Утренний туман -
открытая дверь, упавшая косынка,
тишина.
№1.
Лихт, Вы теперь уже знаете, что перечисление того, что мы видим вокруг себя, -- это не для хайку. Я понимаю, что Вы хотите сказать, а именно, что в голове туман от недосыпу и всё в мыслх перемешалось? Так? Или по-другому? Давайте попробуем сократить число картин.
1.
Утренний туман --
опять спрятался под наш дом
ёжик.
За окном лошадка --
взбивают копыта
утренний туман. (17 слогов, как в японских хайку)
Утренний туман -
запах кофе
из кухни.
Утренний туман -
семья не торопится
подыматься.
Что бы Вы выбрали?
2.
Тоже надо сократить киредзи (разрыв) до одного. У Вас также два киго осени: туман и роса (слова из сборника утверждённых киго в Японии). Надо оставить только одно. И зеркало вообще-то не матовое. Но поверхность воды, вероятно, может выглядеть матово от тумана.
Утренний туман --
вытираю влагу с сидения
своей лодки.
3.
Та же проблема у Вас -- перечисления.
Переступаю порог --
мне навстречу
утренний туман.
"Мяу!" --
выпускаю кошку
в утренний туман.
Утренний туман...
Из глухой тишины
первое "чик-чирик!" (17 слогов получилось.)
Лихт, надеюсь, что мои примеры хайку как-нибудь помогут Вам, когда будете писать очередные хайку ... с написанием которых Вы не будете медлить.
Кому: Жанна , #15011
Хотите ещё попробовать написать с упавшей звездой? Или к новой теме перейдём? В той группе хайкаистов уже на другую тему пишут во всю.
Я попробую немного ещё затронуть "упавшую звезду" и с удовольствием попробую себя в новой теме.
Кому: Лихт , #15013
Я попробую немного ещё затронуть "упавшую звезду" и с удовольствием попробую себя в новой теме.
Хорошо. Пишите, а потом я озвучу новую тему - именно тему на этот раз, а не слова, которые надо употребить.
Кому: Жанна , #15012
Нет, Жанна, "окно, семья, ёжик, туман" - это по ассоциациям с знаменитым на весь мир советским мультфильмом "Ёжик в тумане", он взял кучу призов на различных конкурсах. Просто я попытался замкнуть туман - за окном семья смотрит телевизор - показывают ёжика и лошадку в тумане. Всё , круг замкнулся на тумане. Я понял, что не так надо было выразить свою мысль. Впрочем, по-другому я и представить себе не могу как, ведь я минимизировал по-максимуму , оставив лишь одни ассоциации.
Из перечисленных Вами я бы выбрал эти:
Утренний туман -
запах кофе
из кухни.
Утренний туман -
семья не торопится
подыматься.
Но я над "утренним туманом" ещё поработаю. Действительно , утренний туман очень загадочен, романтичен и красив.
(Обновлено: 24.10.2019 06:59)
Знаю, я несовершенна,
Резковата я порой,
Но вполне себе душевна.
Ты люби меня такой.
Да, опаздываю всюду,
Лень, бывает, спутник мой.
Но готовлю чудо-блюда.
Ты люби меня такой.
Я порой эгоистична;
Нрав, возможно, не простой.
Но не зла – и романтична.
Ты люби меня такой.
Хоть подчас слегка зануда,
Верною твоей женой
Я всегда была и буду.
…Любишь именно такой?
Жанна
20 окт. 2019 г.
Теперь Лихт (и Леонид может тоже) перечислите свои недостатки, и мы с Вами напишем ещё одно стихотворение:
Знаю, я несовершеннен
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ты люби меня таким.
И т.д.
Если нет недостатков, то можно их придумать... как я это сделала.
(Обновлено: 24.10.2019 15:43)
Лихт не отдыхает:
Яблочки с дерева
Он собирает.
Для своей леди
Сварит повидло.
Добрым соседям
Станет завидно. (Жанна)
"Что отличает хайку от зарисовки?
Вернее, как распознать зарисовку? Легко. В зарисовке все три строки связаны без паузы. Без «ма», пространства между образами.
Простыми словами: связь в хайку получается «через ступеньку». Не «первые заморозки и поэтому я надеваю шарф». Не «первые заморозки и поэтому хрустит под ногами». А — «первые заморозки // иной образ». Для этого и кирэдзи придуманы.
В «Первых заморозках» основную часть составляют зарисовки. Симпатичные, некоторые очень интересные. Но — зарисовки.
(Никого не хочу обидеть, очень много красивых образов и находок, я чисто о технике сейчас хочу поговорить).
— Я вышел на улицу, а тут первые заморозки, поэтому появились [подставь явление].
— Начало зимы, первые заморозки, в это время бывает [подставь событие].
— Первые заморозки, холодно, поэтому я [подставь что делаю].
Писать зарисовки нужно. Это хорошая практика, это тренирует наблюдательность и чувство окружающего пространства. А потом надо бы попробовать шагнуть через ступеньку. И связать первые заморозки с чем-то иным. Чтобы и связь была, и линейности не было.
Я отобрала хайку, где получилось нелинейно. Где связь есть, но не метеорологическая и не календарная."
Так вот, Лихт, мы с Вами пока пишем хайку-зарисовки, что неплохо для начинания. Но со временем надо будет в одной из двух частей хайку давать образ, который не является продолжением другой части, а совсем другой образ, но когда читатель сам может мысленно соединить оба образа и оценить сказанное. А чем больше смыслов в хайку, тем лучше.
(Обновлено: 24.10.2019 06:50)
The Golden-hooded Tanager (Tangara larvata)
Ca?o Negro, Costa Rica.
Кому: Жанна , #15019
Целая наука.
Кому: Жанна , #15017
Обалденно красиво. Класс! жене показывать не буду - она другая, не поймёт. Лучше сам понаслаждаюсь в тишине Вашей поэзией.
P.S. Чтобы написать все мои недостатки, мне не хватит свободного времени. Да и стихотворение плавно перельётся в горькую поэму на пол интернета. Лучше я попробую поломать
копьяперья о своей собаке, вот о ней я готов говорить бесконечно.Кому: Жанна , #15020
Обалдеть! А у нас , наверное, только сойки такие разукрашенные. Ну, птичкам у нас не до веселья - климат суровый.
Кому: Жанна , #15018
Сварит павидло.
Добрым соседям
Станет завидно.
Увы, у меня в саду яблонь нет. Сажал, да пёс мой их изгрыз. Не уследил. А яблок в этот год у нас супер урожай - ветки ломятся. Соседи делятся ими со всеми , у кого нет яблонь. Нам тоже подарили несколько вёдер, мы их ели, готовили "шарлотки" ( яблочные пироги ). В общем, объелись. У нас в городской квартире, под окном, растёт пару яблонь, да груша, но урожай пропадает, редко когда мы ездим за ним.
У нас на деревьях уже нет листьев совсем, только калина да рябина алеют средь веток. Много стай разных птичек перелетает из сада в сад, то ли подкармливаются перед перелётом на юг, то ли просто осеннее пиршество.
(Обновлено: 24.10.2019 15:13)
Кому: Лихт , #15022
Хорошо, пишите о собаке. Или (и) расскажите хотя бы в прозе: недостаток, достоинство, недостаток, достоинство - вроде как у меня в стихе. Конечно, достоинств у нас всех, включая собаку, больше недостатков - но и то последних имеем мало, так что непросто их и уловить.
А не угостить ли мне маму пельмешками?
Красота - страшная сила.
Папа, а где циплята?
Пикассо.
Мама, честное слово, я твоя дочь!
А снится нам бочонок варенья.
Папа, я не смог залезть в интернет.
Пап, а скажи маме, что это ты съел варенье.
У тебя слишком длинный язык, а-а, не, хвост, хвост у тебя слишком длинный.
Вот теперь нас не перепутают.
Кому: Лихт , #15024
У нас на деревьях уже нет листьев совсем, только калина да рябина алеют средь веток. Много стай разных птичек перелетает из сада в сад, то ли подкармливаются перед перелётом на юг, то ли просто осеннее пиршество.
Средь голых веток лишь рябина
В саду алеет, да калина;
А птицы рады – их забота
Склевать побольше до отлёта. (Лихт и Жанна)
Кому: Лихт , #15026
Папа, а где циплята?
Про цыплят очень смешно. И кутюрье забавна. Все детки любознательны и творческие натуры.
(Обновлено: 24.10.2019 17:37)
Scarlet Ibis (Eudocimus ruber) by Truus & Zoo on flickr
Кому: Лихт , #15024
В слове "повидло" исправила свою опечатку.
Кому: Лихт , #15022
Обалденно красиво. Класс! жене показывать не буду - она другая, не поймёт. Лучше сам понаслаждаюсь в тишине Вашей поэзией.
Спасибо. Дала стих мужу. Он сказал, что я несправедливо наговорила на себя. Добрый у меня муж.
(Обновлено: 24.10.2019 18:53)
Кому: Жанна , #15027
Кому: Жанна , #15029
Это самочка и самец? Или у них там все цвета перепутаны?
Кому: Жанна , #15031
Присоединяюсь к Вашему мужу - наговорили. Пожертвовали собой ради поэзии. :-)
Жанна, это Вам с мужем. Смотрите, я не знаю , что в фильме, но уверен, что правда.
Кому: Лихт , #15034
(Обновлено: 25.10.2019 11:48)
Кому: Лихт , #15022
Вы точно наговариваете на себя.
LICHT
Пусть во всём мире больше Лихтов будет,
Наполнит свет пускай Земли просторы,
Пускай она в гармонии пребудет
И войн пожары прекратятся скоро. (Жанна)
Кому: Лихт , #15037
Я, кажется, не знала это или забыла. Есть в Атланте "Atlanta Balalaika Society" - оркестр русских народных инструментов, в которых преобладают балалайки разных размеров и тембров звучания. А, скажем, Эдуард Светловский (о котором я раньше здесь рассказывала) не только играл и пел с хором, но и сам делал балалайки.
Кому: Жанна , #15039
Ну, может он делал балалайки для себя, а не на продажу. А вообще, это просто смешно. Смешно и глупо и про балалайки, и про ковбойские шляпы. Эта политика достала уже.
Кому: Лихт , #15040
Согласна, глупо про балалайки. Но Эдуард делал балалайки для продажи, хоть и немного. Закон такой старый, что никто никого не будет судить за самодельные балалайки. Это не то, чтоб на заводе музыкальных инструментов делали балалайки потоком.
Кому: Лихт , #15035
Должна буду досмотреть последние минут сорок ролика завтра. А сам фильм довольно короткий. И всё, что в нём есть, подтверждает всё то, что мы уже знаем. Но на Западе не знают или не хотят знать.
опустив голову,
собака бредёт по дороге.
Утренний туман -
сон поглотил
моё одиночество.
( это, наверное, не прокатит , то есть, неправильно )
Утренний туман -
эхо в подъезде
от захлопнутой входной двери.
---
Звезда упала -
на дереве кто-то вырезал
имя любимой.
Звезда упала -
преданность в карих глазах
старой собаки.
Звезда упала,
алые цветы в блестящей россыпи -
разбилась ваза.
(Обновлено: 26.10.2019 08:37)
Кому: Лихт , #15043
Лихт, Вы молодчина, что не сдались и продолжаете стараться освоить написание хайку и сэнрю. Сразу скажу, что хайку - это, в основном, о природе, которая (в хайку), однако, вызывает у человека определённые ассоциации с чем-то в человеческой жизни.
А в сэнрю, насколько я знаю, киго (указание на сезон) не требуется, хотя и может присутствовать. Также, в Японии пишут сэнрю без разрыва (киредзи), а как одно предложение. Но западные поэты хайку и сэнрю (включая русско-язычных), по аналогии с хайку, и в сэнрю делают разрыв во фразах. Мне тоже так больше нравится писать сэнрю. Граница между хайку и сэнрю нередко нечёткая. Иногда трудно сказать, когда это хайку, а когда сэнрю.
Утренний туман -
опустив голову,
собака бредёт по дороге.
По форме это хайку. Но... нигде его не напечатают, ибо оно, к сожалению, неинтересное. В нём нет момента удивления или взгляда на что-либо другими глазами. Смысл Вашего хайку в том, что во время тумана по дороге бредёт собака с опущенной головой. Ну, и что? - спросит читатель, - чем это должно быть мне интересно? Это просто зарисовка увиденного. Картинку я вижу, но что такого особенного в том, то собака в тумане бредёт по дороге и Вы это видите?
Если бы, скажем, написать так:
Утренний туман -
вдруг вновь обозначился
пёс-невидимка.
Чем это хайку чуть интереснее Вашего (как мне кажется)? А тем, что вторая часть хайку связана с первой. Пёс был "невидимкой", и вдруг он тут как тут. У меня, правда, уже есть хайку на английском языке с подобными образами, но мне лень его искать.
И форма в этом моём хайку классическая: по слогам: 5-7-5. Англо--язычные хайкаисты стараются делать среднюю строчку длиннее двух других. Русско-язычные хайкаисты решили, что просто одна строчка - любая - должна быть длиннее двух других. (У разных языков разные возможности.) У меня нет никаких возражений против таких правил. Но хайку в моих глазах выглядит как бы эстетичнее, когда средняя строчка длиннее других. )
Кому: Лихт , #15043
Утренний туман -
сон поглотил
моё одиночество.
( это, наверное, не прокатит , то есть, неправильно )
Это сэнрю. И оно мне нравится. :) Одинокий человек засыпает и видит сон - и он уже не чувствует себя одиноким, ибо видит во сне других людей. Мы видим сны, когда не слишком глубоко спим - наша голова как бы находится в тумане. Именно утром перед пробуждением люди видят больше снов. Мне кажется, что это очень интересное сэнрю.
(Обновлено: 26.10.2019 10:01)
эхо в подъезде
от захлопнутой входной двери.
Буду рассуждать вслух, по мере того, как будут развиваться мысли в голове. Об эхо - очень неплохо. С другой стороны, если дверь уже захлонута (не знаем, когда она была захлонута), то какое от него может быть эхо? И как это эхо от захлопнутой двери связано с утренним туманом? Хотя... если утренний туман в голове, то от этого неожиданного эхо можно как бы на секунду встряхнуться. Но... почему эхо, а не просто стук двери вырывает человека из его утреннего тумана в мозгах? Попробую написать иначе, чем у Вас.
Утреннний туман -
от хлопка дверью в подъезде
вдруг вздрагиваю.
Хлопок парадной двери на мгновенье вырывает человека из его утреннего тумана в голове. Конечно, этот туман может быть и просто на улице. Здесь может быть два прочтения. Пусть читатель понимает ситуацию, как хочет.
Хайку практически всегда рисует момент в настоящем времени. Если в русско-язычных хайку мы иногда употребляем глаголы в прошедшем времени, то это тогда, когда нечто только что произошло.
Ну, а Ваше хайку лучше написать так, как мне кажется:
Утренний туман -
от хлопка входной дверью
в подъезде эхо.
Это всё-таки неплохо, хоть, может быть, и не поразительно интересно. Это, скорее, просто зарисовка. Но и мой вариант тоже не поразительно интересен.
Однако теперь у Вас получилась классическая форма : 5-7-5.
на дереве кто-то вырезал
имя любимой.
Я не вижу здесь связи первой части со второй. Вот только что упала звезда - это понятно. Но имя-то своей любимой кто-то вырезал раньше, а не в данный момент. А в хайку надо показывать настоящий, данный момент - здесь и сейчас. У Вас также непонятно, куда Вы смотрите: на звезду или на дерево. Словом, этот вариант строчек мне не кажется удачным, если смотреть с точки зрения того, как пишутся хайку.
преданность в карих глазах
старой собаки.
То, что глаза у собаки карие, не важно в данном случае, поэтому этот факт лучше выпустить ради краткости хайку. Важна только преданность в глазах. Но ведь эта преданность в глазах у пса видна не только после падения звезды. Я не вижу связи между упавшей звездой и преданностью собаки.
А интересно, видел ли хоть один пёс падение звезды на небе? Нет, наверное?
(Обновлено: 26.10.2019 10:03)
алые цветы в блестящей россыпи -
разбилась ваза.
Не вижу, как цветы в разбившейся вазе связаны с упавшей звездой. К слову, лучше всегда называть цветы по имени. Скажем: "петунии" вместо "алые цветы".
"Блестящая россыпь" - это ведь земля. Ну, так её и нужно называть в хайку.
У Вас получилось два разрыва (киредзи) в хайку - по одному после каждой строчки, а нужен один. В последней строчке - объяснение того, почему красные цветы оказались в "блестящей россыпи": цветы в блестящей россыпи, потому что разбилась ваза". Всякие "потому что" (по смыслу) абсолютно не для хайку.
И разве ваза разбилась сразу же после того, как упала звезда? И на что Вы смотрели в тот конкретный момент, на звезду или на вазу? Словом, данное хайку пока не удалось, как я считаю.
Теперь Ваша очередь реагировать на то, что я написала - возражения, объяснения, понимание, согласие и т.п.
Кому: Жанна , #15049
Собственно, реакция только одна - надо учиться, надо понимать и , главное, внимательно отнестись к Вашим замечаниям. Надо , чтобы пришло понимание, ведь, для меня всё это ново и необычно. Столько правил и особенностей, а я человек эмоциональный, поэтому легко скатываюсь с канонов в чувства. Я попытаюсь ещё набросать шедевриков на Ваш суд. А пока: эхе-хе, голова моя садовая...
Добавить комментарий