Мальдивы. Park Hyatt Maldives Hadahaa

Кения. Масаи Мара

О. Бали. The St. Regis Bali Resort

Индонезия. О. Бали. Убуд

Италия. Флоренция. Grand Hotel Villa Cora

Назад Вперед

Долетались…

?Блог Павла Аксенова. Долетались...Фото actionsports - Depositphotos

СМИ: Правительство задумалось об очистке авиарынка от проблемных перевозчиков

В правительстве впервые признали, что ситуация в авиационной отрасли настолько тяжела, что нужно смириться с уходом с рынка ряда проблемных авиакомпаний.

Минэкономики подготовило анализ тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 годы. Основные выводы министерства довольно жестки: кризис 2008 года в отрасли не завершен, перевозчики продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность, пишет «Коммерсант».

По данным Минэкономики, в 2014 году убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Россия») по РСБУ составили 25 млрд рублей, а по итогам первого квартала - уже 18 млрд рублей.

Анализ отчетности большинства перевозчиков показал, что по итогам 2014 года и в первой половине этого соотношение долг/EBITDA составляет более 6 (при допустимом максимуме 3,5), а долг перед банками только «двух авиакомпаний, входящих в пятерку» выше 150 млрд рублей. Исходя из отчетности по МСФО, это «Трансаэро» и «ЮТэйр».

Минэкономики инициировало мониторинг, чтобы выявить наиболее проблемные отрасли и перейти от общеэкономических антикризисных мер к конкретным усилиям поддержки отраслей, пояснил газете курировавший разработку документа замминистра Евгений Елин. Предполагается, что документ будет обсуждаться на совещаниях в правительстве.

Пока общая господдержка отрасли выразилась лишь в снижении с 1 июля НДС на внутренних линиях с 18% до 10% (эффект составит 19,5 млрд руб. в год). Государство также выделило «Трансаэро» в конце 2014 года госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд руб. Поддержку в виде госгарантий на 19 млрд руб. запрашивала «ЮТэйр», но и Минэкономики, и Минфин выступили против, посчитав, что в спасении должен участвовать акционер - НПФ «Сургутнефтегаз». В июне сумма госгарантий снизилась до 9 млрд рублей, решение должно быть принято в ближайшее время. В прошлый кризис 2008-2009 годов правительство включило крупнейших перевозчиков в список системообразующих предприятий, претендовавших на госгарантии (в 2009 году на это зарезервировали 30 млрд рублей). А госбанкам предлагалось выделить 30 млрд руб. субсидий на кредиты. «Уральские авиалинии» получили госгарантии на 1,1 млрд рублей, а «Трансаэро» - на 2,25 млрд руб.

Блог Павла Аксенова. Долетались... Фото JANIFEST - Depositphotos

Минэкономики в анализе говорит о многих проблемах, которые уже признавали в отрасли. Избыток провозных емкостей с мая 2015 года превысил показатели прошлого года на 400 тыс. кресел, а в июне 2015 года составил 800 тыс. кресел. В анализе Минэкономики говорится, что завышенные темпы роста провозных емкостей провоцировали облегченный доступ отдельных перевозчиков к кредитам. Авиакомпании получали льготы на покупку новой российской авиатехники.

В итоге это привело к «недопустимо высоким валютным рискам» - ставка за лизинг номинирована в валюте, а выручка авиакомпаний - рублевая, и компании в ответ начали снижать тарифы, чтобы загрузить суда. В первом квартале средний тариф на внутренних линиях упал до уровня 2008 года - 5699 рублей, а в 2014 году убытки отрасли на этих маршрутах составили 637 рублей с пассажира.

В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, поскольку погашение долгов по кредитам маловероятно «без масштабных инвестиций собственников». В пример приводится кризис 2008 года, когда восстановлению помогло банкротство Air Union, занимавшего 15% рынка.

Источник

29Пальм
?Блог Павла Аксенова. Долетались...Фото actionsports - Depositphotos
?Блог Павла Аксенова. Долетались...Фото actionsports - Depositphotos
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
Второй по величине (вслед за Аэрофлотом) российский авиаперевозчик - Трансаэро, манипулируя собственной финансовой отчетностью за 2013 год, неожиданно превратился из прибыльной компании в убыточную.

При этом частному авиаперевозчику удалось взять в ВТБ многомиллиардный кредит под государственные гарантии, и теперь Трансаэро проводит собственный ребрендинг, одновременно хвастаясь ростом пассажиропотока.

Общественная палата РФ уже заинтересовалась, как именно авиаперевозчику удалось «провернуть» такую операцию. К счастью для современных российских авиаперевозчиков, за последние 25 лет в стране выросло поколение «рожденных ползать» - то бишь людей, по разным (чаще всего финансовым причинам) не имеющим возможности летать самолетами.

По оценочной статистике, не меньше 30 миллионов россиян никогда в жизни не заходили в салон самолета в качестве пассажира. Но если бы все эти люди хоть один раз в жизни потратили свои кровные на билет, то возник бы массовый запрос на освещение в СМИ темы деятельности авиакомпаний, которая пока интересна разве что специализированным отраслевым СМИ. А в поле зрения СМИ, рассчитанных на широкие массы, тема попадает лишь в случае очередной авиакатастрофы либо масштабного «кидалова» пассажиров, вынужденных иногда по нескольку суток торчать в аэропортах в ожидании своего рейса. Финансовая эквилибристика

А пока же, в отсутствие широкого интереса к теме своей деятельности, некоторые авиаперевозчики занимаются тем, что Лента.ру назвала «финансовой эквилибристикой». Еще в прошлом году один из лидеров рынка авиаперевозок - компания «Трансаэро», пересмотрела свои финансовые результаты за 2013 год.

Неожиданно выяснилось, что еще недавно весьма прибыльная структура оказалась в положении Свирид Петровича Голохвастова из комедии «За двумя зайцами». Сватаясь к дочери богатых торговцев, означенный персонаж расписывал свое состояние, перечисляя принадлежащие ему особняки, магазины и экипажи, но был разоблачен в финале картины одним из своих кредиторов, сорвавшем его аферу с женитьбой на богатом приданом словами: «Да он же банкрот!».

Видимо, что-то подобное происходит и с Трансаэро. В прошлом году Трансаэро отчиталась о прибыли в 788 миллионов рублей по МСФО, но уже в году нынешнем оказалось: прибыль не просто исчезла, а как кролик, вытащенный из шляпы фокусника, превратилась в... чистые убытки. И не просто в убытки, а в многомиллиардные убытки. Если быть точным, переоценка ценностей дала на выходе минус 13,34 миллиарда рублей.

Фокусы с прибылью Как такое возможно, спросите вы. Давайте попробуем разобраться. Но сначала одно уточнение. Трансаэро не просто переписала финотчетность, но и произвела переоценку своих, выражаясь юридическим языком, материальных и нематериальных активов.

Как вы, наверное, уже догадались, в результате переоценки активы усохли на многие миллиарды. Финансовые аналитики комментируют произошедшее как нечто экстраординарное. Тем более, для публичной компании. «Ведомости» приводят мнение аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, согласно которому фокусы с пересмотром результатов предыдущих периодов обычно подрывают доверие инвесторов и способны привести к серьезному падению котировок акций компании.

«Если бы акции Трансаэро были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов», - говорит эксперт.

Может быть, причиной такой странной политики является элементарное желание выплачивать дивиденды акционерам и премии руководству? Напомним, в соответствии с федеральным законодательством дивиденды выплачиваются именно из нераспределенной прибыли или прибыли за год. Если верить данным отчетности по РСБУ, то позапрошлый год Трансаэро закончила с чистой прибылью 1,02 миллиард рублей и выплатила с нее своим акционерам 138 миллионов рублей дивидендов.

Руководство авиакомпании не забыло ранее и себя поблагодарить - вознаграждение управленческому персоналу ОАО "АК Трансаэро" в 2013 году составило 148 миллионов. А теперь, когда "успешный год" выглядит как провальный, может надо вернуть дивиденды и премии. Иначе получается, что премии выданы за убыток, не странно ли?

Или мы дожили до того, что надо уже благодарить руководство за убытки? Ребрендинг черного квадрата А в это время выясняется пикантная деталь. На фоне такой страшной убыточности Трансаэро затеяла дорогостоящую процедуру собственного ребрендинга. Да еще и под государственные гарантии. Для тех, кому непонятно: компания перекрашивает самолеты в новые корпоративные цвета. И все это счастье может обойтись до 570 миллионов рублей. При этом 9 миллиардов рублей правительство помогло привлечь Трансаэро в конце минувшего года. Для этого были выданы госгарантии и, видимо, даны прямые поручения в государственный ВТБ. Целевой кредит был получен в костинском ВТБ во спасение крупного перевозчика. Официально эти деньги должны были пойти на рефинансирование производственной и операционной деятельности. Таким образом, суммируя вышесказанное, отметим интересный факт: прибыльная авиакомпания внезапно оказалась в сложной финансовой ситуации и была вынуждена обратиться за помощью к казне.

И для тех, кто совсем ничего не понял: свои финансовые проблемы перевозчик решает за наш с вами счет, ведь после таких указаний госбанкам частично приходится обращаться в бюджет за докапитализацией или иным видом помощи. А ведь государственные резервы и бюджет не резиновые, и деньги могли пойти на здравоохранение, к примеру. Или на социальные программы. Да хоть на те же самолеты, в конце концов.

Но все это наша с вами разыгравшаяся фантазия. Потому что в жестокой реальности деньги ушли в компанию, которая не прочь заняться... перекраской самолетов. О ребрендинге еще весной писали Известия, по данным которых его стоимость в несколько раз превышает выплаты топ-менеджерам за прошлый год. Тогда же источник в авиаотрасли сообщил изданию, что первый по-новому покрашенный «Боинг-737» сейчас находится в американском Сиэтле и скоро выйдет в регулярные рейсы. В самой Трансаэро настаивают, что без ребрендинга им просто никак. Ведь окраска самолетов не менялась с 1990 года. И ладно, бог бы с ним, с новым логотипом, дело в конце концов, хозяйское, хоть черный квадрат на борту намалюйте.
Но не во время кризиса, не за бюджетные средства? В конце концов причиной подобной щедрости государства заинтересовалась Общественная палата, зампред комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ которой обратился в Минфин и Генпрокуратуру с просьбой проверить источники финансирования ребрендинга Трансаэро и «дать принципиальную оценку возможной практике использования средств господдержки для решения не первоочередных задач функционирования компании, в частности ребрендинга, и в случае необходимости применить меры прокурорского реагирования».

«Ситуация требует тщательного изучения, поскольку средства под государственные гарантии выделялись для иных целей, а перекраска самолета представляется нецелевым расходованием средств», — говорится в обращении члена ОП Антона Кирьянова. По его данным, траты на ребрендинг, в частности, перекрашивание авиапарка, могут оцениваться до 10 миллионов долларов. Тем временем в Минтрансе успокаивают: мол, все под контролем, мы следим за тем, чтобы полученный под государственные гарантии кредит в ВТБ пошел по назначению.

Трансаэро должна направлять регулярную отчетность о расходовании средств тех кредитных ресурсов, которые были получены авиакомпанией под государственные гарантии», — говорит заместитель министра транспорта Валерий Окулов. За чей счет банкет? А теперь отмотаем ленту немного назад и вновь вернемся к отчету Трансаэро в Минфин с уточнением своих результатов за прошлый год. Как выяснилось благодаря обращению Кирьянова, в отчет Минфину не вошли сведения о производимом или планируемом ребрендинге, а также о том, за чей счет он осуществляется. Если компания «гуляет» на свои, то Минфин просто обязан определиться, стоит ли тратить бюджетные деньги на поддержку частного бизнеса, имеющего средства? А пока компетентные органы ищут ответы на поставленные Общественной палатой вопросы, обратимся к совсем свежей статистике «убыточной» Трансаэро. В июне этого года компания перевезла 1,51 миллиона пассажиров, что на 5,5 процента больше, чем в июне 2014 года. Об этом похвалилась пресс-служба самого перевозчика. По ее же данным, в прошлом месяце загрузка пассажирских кресел выросла по сравнению с июнем прошлого года на 3 процента до 87,3 процента. Выросло на 65,8 % и число пассажиров, перевезенных на внутрироссийских линиях. Видимо, авиакомпания «Трансаэро» нашла свое финансовое положение столь плачевным, что пришлось взять многомиллиардный кредит на собственное спасение под госгарантии, и в то же самое время рапортует о росте загрузки пассажирских кресел и числа перевезенных пассажиров.

Умеют же люди!

Автор: Алексей Захаров

Источник

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ