ОАЭ. Sir Bani Yas Island Al Yamm Villa Resort

Индонезия. О.Бали. Viceroy Bali

Индонезия. Джакарта

Индонезия. О.Бали. Viceroy Bali

Таиланд. О.Дж.Бонда

Назад Вперед

Россия в иностранных СМИ: статистика и факты

?Блог Павла Аксенова. Россия в иностранных СМИ. Коллаж PolitRussia

Любое событие, новость, информация о том или ином лице либо компании в СМИ всегда могут преподноситься по-разному. Это наимощнейший инструмент воздействия на умы и сознание простых граждан, доступ к информации у которых всегда будет ограничен существующим количеством доступных каналов коммуникации. Ведь не зря СМИ прозвали «четвертой властью».

Сегодня мало кто будет отрицать, что противоборство между различными странами давно вышло за пределы «прямой» борьбы, немалое значение приобрели информационное воздействие и защита от него.

На борьбу с «вражеской пропагандой» тратятся огромные средства. Например, на днях США выделили странам Прибалтики грант в размере $500 тыс. на противодействие российским СМИ. Для справки, номинальный ВВП Эстонии составил $27,4 млрд, и эти полмиллиона в этом объеме средств явно бы как иголка в стоге сена не затерялись. И можно быть уверенным, что на саму «вражескую пропаганду» денег тратится куда больше.

Вопрос информационного противодействия для России в последние дни оказался сверхактуальным в связи с рядом скандалов вокруг каналов РБК и "Дождь", а также радиостанции "Голос Америки". Актуальным он является и в связи с необходимостью постоянной работы по улучшению имиджа нашего государства, дабы в мире окончательно не сформировалось представление о России как об «империи зла», вездесущего и беспробудного.

В России над проблемой освещения событий нашей страны работает множество информационных агентств, аналитических центров, департаментов в органах власти – Госдуме, МИДе, да даже при отдельных политиках. Еженедельно в российских СМИ публикуются отчеты об упоминаемости России в мировых СМИ, в частности отчеты Информационного центра издания «Коммерсант» и аналитика МИА «Россия сегодня».

Однако еженедельная статистика, конечно, дает слабое представление об информационной ситуации вокруг России, может, даже пугающей. Гораздо интереснее проанализировать статистику за более длительный период. Например, за полгода. А заодно и ответить на вопрос: насколько правомерно мнение о том, что Россия в иностранных СМИ с постоянной периодичностью и частотой подвергается только необоснованной хуле, а любой повод для того, чтобы писать о нашей стране – либо негативный, либо таким подается?

Но для начала несколько слов о том, откуда статистика.

Все данные берутся из отчетов Информационного центра издания «Коммерсант». За главные параметры принимаются упоминаемость (доля материалов о России в общем объеме материалов в процентах) и популярность (отношение числа запросов о России в поисковике Google к максимальному за текущий год в баллах от 0 до 100).

Источником, на основе которого высчитывается упоминаемость, является электронная библиотека Factiva, насчитывающая 30 тыс. источников на 23 языках. Популярность же рассчитывается на основе показателей Google Trends.

Начнем с общих чисел. Вопреки ожиданиям, политике и международным связям России в иностранных СМИ уделяется не самое пристальное внимание: за период с января по июль большая часть статей посвящена экономике и бизнесу – почти 40% всех публикаций. Соответственно, доля публикаций о политике равна 27%, культуре и спорту – 16%. Остальная часть посвящена другим темам, раскрывающимся в гораздо меньшем объеме.

Очевидный интерес у иностранцев вызывает культура и спорт России. Это подтверждается тем, что в тройку главных «ньюсмейкеров» за рассматриваемый период вошли Владимир Путин, Сергей Лавров и… Мария Шарапова! Последняя с завидной постоянностью попадает в ТОП-3, изредка меняясь местами с Александром Овечкиным и Полиной Гагариной.

К слову, на протяжении нескольких недель в тройку самых упоминаемых персон попадал Борис Немцов. Но оно и понятно, иностранные СМИ не упустили возможность покопаться в истории его убийства.

В целом же, конечно, мнение о том, что в иностранных СМИ изо дня в день преимущественно мусолится тема Украины или тема внутриполитических проблем России, не совсем обосновано. Многие страны Запада, будучи в основе своей прагматичными, предпочитают обсуждать вопросы, которые касаются непосредственно их. Именно поэтому речь идет в основном об экономике и бизнесе, а наиболее упоминаемыми компаниями являются «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Сбербанк», «ВТБ» и «Росатом».

В последнем списке, к моему удивлению, нет «Ростеха», хотя успехи его за последнее время очевидны. Однако эти успехи – внутренние, обсуждать достижения российской промышленности не всем иностранцам с руки. Думаю, это логичное объяснение того, почему корпорация так и не попала в список самых упоминаемых компаний.

Вообще доля о России в общем количестве публикаций в иностранных СМИ не так уж и велика – за рассматриваемый период она не достигла и 2%.

Блог Павла Аксенова. Россия в иностранных СМИ. Таблица PolitRussia

Самое большое значение было показано за неделю с 15 по 22 июня – 1,99%. До этого рост упоминаемости происходил на протяжении всего месяца. Причиной тому послужили сначала коррупционный скандал в FIFA и последующая отставка вновь избранного президента организации Зеппа Блаттера, возобновление боевых действий на Донбассе, визит Владимира Путина в Италию и встреча с Папой Римским, затем – прошедший саммит G7 (хоть и без участия России, но информационно с ней связанный), первые совместные учения России и Египта, а также встреча в Баку Путина и Эрдогана, достигших прорывных договоренностей по поводу «Турецкого потока».

В итоге значение показателя упоминаемости чуть не достигло двухгодового максимума, находясь на уровне значений, полученных на фоне введения Россией продовольственного эмбарго, подписания Минского протокола о прекращении огня, уступив только значению упоминаемости России в иностранных СМИ после крушения Боинга под Донецком.

Говоря о популярности поисковых запросов о России в системе Google, нужно отметить, что значения этого года, особенно начиная с марта, - значительно превышают значения за прошедшие годы.

Блог Павла Аксенова. Россия в иностранных СМИ. Таблица PolitRussia

Пиковые значения были достигнуты:

9 марта – убийство Немцова;

23 марта – годовщина присоединения Крыма;

25 мая – финал Чемпионата мира по хоккею с участием России;

20 июня – соглашение по Иранской ядерной программе;

27 июня – годовщина крушения Боинга под Донецком.

Если анализировать статистику упоминаемости и популярности России по странам, то нужно отметить, что одни из самых больших значений – у Ирана. Средняя доля материалов о России в иранских СМИ равна 8,4%, а максимальное значение – 17,96%. Согласитесь, немало – практически каждый пятый материал в стране в начале апреля выпускался с упоминанием России.

С учетом того, что основные пики были достигнуты на фоне переговоров и соглашения по ядерной программе Ирана, в успехе которых, мягко говоря, немалую роль сыграла Россия, можно быть уверенным, что тон этих публикаций – сугубо положительный.

Блог Павла Аксенова. Россия в иностранных СМИ. Таблица PolitRussia

Показатель упоминаемости России в американских СМИ достаточно мал – в среднем за период с января по июль он равняется 1,14% (хотя, согласно аналитике МИА «Россия сегодня», эти упоминания наиболее агрессивны). Еще более удивительно то, что примерно на таком же уровне находится упоминаемость России в СМИ главных ее союзников по БРИКС – Индии, Бразилии и Китае. Хотя у последних, в отличие от активности в американских СМИ, можно заметить несколько пиков.

В Китае это середина июня – как раз в это время проходит саммит G7 и активизируются переговоры по «Турецкому потоку». В Индии и Бразилии это середина июля, в это время проходили венские переговоры по иранскому атому, завершившиеся довольно успешно. Очевидно, что наши партнеры все-таки отметили успех российской дипломатии.

От СМИ стран БРИКС можно было ожидать роста упоминаний о России в начале июля в связи с проведением в Уфе саммитов БРИКС и ШОС. Но, к удивлению, эти события особого ажиотажа не вызвали.

Стоит упомянуть также о повышенном внимании к России в СМИ Германии (что можно объяснить историей двух стран, а также спецификой взаимоотношений между ними и США), Египте, Турции. В анализируемых странах Европы, оказывается, упоминаемость РФ находится на довольно низком уровне - в районе 1% в среднем.

Блог Павла Аксенова. Россия в иностранных СМИ. Таблица PolitRussia

Выводы

Вышеприведенные данные показывают, что у иностранных СМИ, вопреки распространенному мнению, есть большое количество информационных поводов помимо России, освещение которых и занимает основную часть «эфирного времени». Однако это совсем не значит, что Россия, будучи одним из главных игроков на мировой арене, остается совсем без внимания.

Конечно, данная статистика говорит, скорее, о том, что работа России в иностранном информационном пространстве пока оставляет желать лучшего, ведь ее достижения можно освещать гораздо шире и гораздо меньше говорить о событиях, подобных убийству Немцова. В первую очередь это касается СМИ дружественных нам стран.

Однако и мнение о том, что Россию иностранные СМИ исключительно ругают, не имеет под собой достаточных оснований. Само собой, не обходится и без негатива, однако, как свидетельствует аналитика МИА «Россия сегодня», этот негатив в большинстве своем, скорее, умеренный.

Нам еще нужно много и более эффективно работать над увеличением умеренно-позитивных и позитивных материалов о стране, увеличением ее упоминаемости. Это будет залогом не только в улучшении имиджа России за рубежом, но и хорошим заделом в идущем вовсю информационном противоборстве.

Автор: Иван Рощепий

Источник

29Пальм
?Блог Павла Аксенова. Россия в иностранных СМИ. Коллаж PolitRussia
?Блог Павла Аксенова. Россия в иностранных СМИ. Коллаж PolitRussia
x
АВТОРИЗАЦИЯ