«…Ты облачил бесформенную смерть в прекрасные одежды бессмертия».
Эти строки посвятил Тадж-Махалу индийский поэт Рабиндранат Тагор. Красоту этого монументального объекта воспело в своих произведениях не одно поколение художников и поэтов. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его «не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях», а написал такие строки:
Великолепная мечеть создавалась как усыпальница для любимой жены Шаха-Джахана, императора из династии Великих Моголов. «Правитель мира», один из потомков Чингисхана, очень любил свою жену Мумтаз-Махал (еще один вариант имени девушки - Тадж-Махал).
История любви Шах-Джахана прекрасна и очень романтична. Будучи в 15-летнем возрасте молодым принцем он полюбил 14-летнюю дочь главного министра – Арджуманд Бану Бегам. Однако жениться на ней было недопустимо для будущего правителя. Родись он в христанской традиции – быть Шах-Джахану несчастным, но мусульманство дозволяет многоженство и потому спустя 5 лет после выгодного формального брака, заключенного в политических целях с персидской принцессой, он взял в жены свою возлюбленную.
Все пять лет, до самого бракосочетания, которое должно было состояться при благоприятном расположении звезд, жених и невеста ни разу не увиделись. Астрологи оказались правы – супруги были счастливы, а Мумтаз-Махал родила любимому мужу 14 детей. Современники отмечают очень трепетное отношение, особую заботу и преданность Шаха. Это при том, что у «Правителя мира» был внушительный гарем.
В 1629 г. беременная 14-м ребенком Мумтаз-Махал сопровождала Шах-Джахана в военном карательном походе. По одной из легенд легенде во время игры в шахматы любимая жена почувствовала себя плохо. Ощущая близкую смерть, Мумтаз-Махал попросила мужа построить ей усыпальницу, какой не видел свет. Родив 14-го по счету наследника Мумтаз-Махал скончалась. Через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в столицу, где началось строительство невиданного мавзолея.
«Строитель не был простым смертным, ибо план сооружения был дан ему небесами» - эти стихи написаны на гробнице в Тадж-Махале.
Доподлинно известно только, что для строительства привлекались мастера со всего света. Император не жалел денег и вкладывал в проект огромные средства из государственной казны, вводя при этом страну в экономический кризис.
Спустя 22 года строительство было закончено. Есть исторические источники, которые подтверждают факт того, что Шах-Джазан по завершению всех работ приказал отрубить по локоть руки всем строителям и казнить архитекторов. Таким образом, он исключил возможность повторения шедевра где-либо еще.
Архитектурные особенности и символизм
Весь комплекс состоит из пяти основных элементов: ворот, прямоугольного парка, самого беломраморного мавзолея, мечети из красного песчаника и джаваб - строго симметричное мечети здание для именитых гостей.
Каждый элемент был не случайным и его возведение имело глубокий смысл.
Огромные ворота в парк символизировали ворота в рай и изначально были выполнены из серебра. Позднее их заменили на медные.
Парк разделен на четыре зоны прудами и каналами, по краям водоемов высажены кипарисы, являющиеся символом скорби.
Вход в парк, закрытый с трех сторон, украшен белым портиком с одиннадцатью куполами, по бокам которых – две башни, в свою очередь, также увенчанные куполами. Ограда выполнена из красного песчаника.Парк неотделим от всего ансамбля мавзолея, он ведет к главной святыне. От него же ведут дорожки к четырем минаретам. Этим ансамблем изображается земная и загробная жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная — из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.
Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.
В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный — в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.
Ансамбль Тадж–Махала выстроен безукоризненно симметрично. Строгую симметрию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое было поставлено там значительно позже, с его смертью. Хотя, сам император для себя задумывал иную гробницу – для него должно было быть выстроено из черного мрамора здание, аналогичное белому мавзолею. Но проект не был воплощен.
Сегодня ежегодно более 3 миллионов туристов приезжают в Агру для того, чтобы увидеть это воплощение великой любви.
Добавить комментарий