Кения. Fairmont Mount Kenya Safari Club

Индонезия. Бали. Убуд. Como Shambala Estate

Индонезия. О.Ява. Борободур

ОАЭ. Madinat Jumeirah

Мальдивы. Park Hyatt Maldives Hadahaa

Назад Вперед

Какой быть Русской правде?

?Блог Павла Аксенова. Какой быть Русской правде

На рассмотрение в Кремль и Минобрнауки РФ ушел проект создания Национального философско-просветительского центра.

Среди инициаторов проекта РАН, МГУ и прочие авторитетные научные и образовательные учреждения. Как уже было сказано выше, в НФПЦ планируется формулировать национальную идею и образ будущего России, ну и в принципе применять философию для решения прикладных задач (что, в общем, очень хорошо и полезно, так как без философии любая наука мертва).

"Известия"цитируют документ:

"Национальный философско-просветительский центр — проект, направленный на оказание содействия философскому сообществу в популяризации своих достижений, осмыслении актуальных вызовов, стоящих перед Россией, продвижении и пропаганде русской философии в мире, интенсификации интеллектуальной жизни внутри страны".

Комментиру япроект, ученые отмечают: то, что Россия уже четверть столетия живет без национальной идеи — это плохо.

Идея с НФПЦ сама по себе хороша, но что получится из нее на практике (первые результаты деятельности центра мы увидим спустя годы), пока сказать сложно. Но вопрос с самой национальной идеей уже стоит чрезвычайно остро.

Национальная (народная) идея должна отвечать на вопрос: "Какой вообще смысл того, что мы делаем, того, что мы существуем"? А еще: "Куда мы движемся"? "Кто мы и какие мы"?

Четко сформулировав ответы на эти вопросы, мы сможем и более четко объяснить всему миру, почему был присоединен Крым, что делает Россия в Сирии и еще многое другое. Да и на непростые вопросы вроде формы поддержки Приднестровья и Донбасса ответить самим себе будет проще. И во внешней политике, с друзьями и противниками, все будет определяться куда быстрее.

Западная нацидея

Возьмем, например, американцев и современный англо-саксонский западный мир в принципе. Сам термин "национальная идея" они употребляют нечасто, но она у них на практике проработана очень хорошо как в "экспортном варианте", так и для "внутреннего пользователя".

Прикрываясь привлекательной для многих риторикой о правах и свободах человека, защите меньшинств, верховенстве права, они на практике продвигают тезисы относительно собственной исключительности, сформулированные еще в XIX веке и недавно "перепетые" даже Бараком Обамой. Грубо говоря, американские элиты утверждают, что благодаря некоей "исключительности" и "благим намерениям" (защита демократии и прав человека) у них есть право делать все, что им заблагорассудится, и вмешиваться в дела других.

Несмотря на всю абсурдность их суждений, ведут себя они так нагло и непосредственно, что очень редко кто-то смеет им что-то принципиально возразить. А если дискуссия даже начинается, американцы быстро навязывают свою "систему координат" и свои правила обсуждения, поэтому, будь их оппонент хоть трижды прав, со стороны он выглядит не всегда убедительно. Это особенно хорошо видно на заседаниях различных международных организаций, в том числе Совбеза ООН.

Мы прекрасно понимаем, что Виталий Чуркин прав и, если слушать дискуссию между ним и представителями Запада "умом", включив логику, то бредовость суждений тех же американцев очевидна. Но вы попробуйте отключить логику и наблюдать за прениями, воспринимая происходящее сугубо "эмоционально" — и все сразу становится не так однозначно. Вот она, волшебная сила манипуляций, замешанных на американской "национальной идее".

В общем, у американцев все основано на лжи, но, на первый взгляд, аккуратно разложено "по полочкам".

Советские скрепы

Весьма привлекательны были идеи Советского Союза, основной среди которых была идея социальной справедливости. Пассионарность и искренность этих идей заражала ими людей не только в самом СССР, но и по всему Земному шару.

Многие слышали о знаменитой "Кембриджской пятерке" (которая на практике могла быть и шестеркой, и семеркой, и восьмеркой...) — группе советских разведчиков-нелегалов, работавших в Великобритании и сделавших огромной вклад и в победу СССР в Великой Отечественной войне, и в изготовление в Союза ядерного оружия. Но мало кто, кроме специалистов, слышал о том, что большая часть "Кембриджской пятерки" была "укомплектована" представителями британской аристократии, элиты из элит, а один из ее членов состоял в достаточно близком родстве с королевской семьей.

Ни разу за всю свою работу в Британии ни один из ее членов не принял от советской стороны ни копейки материального вознаграждения. При этом они по заданию советских органов госбезопасности проникли в разведку, контрразведку и МИД Великобритании. Что могло так повлиять на аристократов, перед которыми у них на родине были распахнуты все двери? Многих в наше циничное время это может удивить, но... вера в идеалы социализма! И они были совсем не одиноки...

Своими идеями Советский Союз мог весьма убедительно и гораздо более искренне, чем, скажем, США объяснить свое присутствие в Афганистане, помощь Вьетнаму или Ливии и многое другое.

А вот у современной России с национальной идеей туго. Элита ее проговаривать не спешит. Даже президент в своих посланиях и обращениях коснулся этой сложной темы вскользь всего пару раз. Зато ее понемногу и "со скрипом" формулирует сам народ!

Одной из основных тенденций или, если хотите, даже ее лейтмотивом становится идея своеобразного "примирения" исторических эпох Царской России и Советского Союза. Работа в этом направлении была начата более 70 лет назад, когда в Красную Армию вернулись офицерские звания и погоны, а на советских орденах возникла привычная многим цветовая гамма георгиевской ленты.

Сегодня полным ходом идет даже примирение левых с Православием.

Уже в 1930-е годы социализм в СССР отошел от ранних "механистических" моделей и начал вовсю использовать традиционный русский общинный коллективизм. Можно спорить о том, как именно это происходило, по-разному оценивать последствия, но, в общем, ведь получалось же!

Справедливость и соборность

Сегодня, что для формулирования "национальной идеи", что элементарно для управления страной нужно четко и честно проговорить основные черты ментальности народа России.

И в первую очередь нужно сказать о важнейшей и загадочной для многих иностранцев категории "справедливости". Причем эта справедливость принципиально отличается от простой арифметической справедливости жителей Запада. Она гораздо глубже, комплекснее. Поэтому у россиян не может нормально работать слизанная на Западе механистическая нормативная база. Если действия "по закону" вступят в противоречие с действиями "по справедливости", то большинство россиян выберут для себя второй вариант. По той же причине в России не эффективны скопированные с западных лекал информационные просветительские кампании, например, направленные против курения или употребления алкоголя. Упор делать нужно на совершенно другие вещи. Простое западное "если ты сделаешь, то тебе за это..." в России работает слабо.

Важной характеристикой является и "соборный" уклад российского общества. Многих иностранцев, да и отечественных либералов, утративших русскую ментальность, удивляет, почему власть в России ругают, а у Владимира Путина при этом такой высокий рейтинг. Все дело в ощущении "соборности".

Жители России, критически анализируя происходящее вокруг, чувствуют себя некомфортно, пока не найдут некий "общий знаменатель", гармоничный ответ на все основные вызовы, которые бросает им жизнь. Владимир Путин сегодня не выбор дискретных россиян, это выбор российского общества как единой живой системы. Благодаря этой самой "соборности" рейтинги политических лидеров в России могут быстро взлетать и крепко держаться. Но, внимание, могут они так же быстро и падать. Поэтому власть должна быть очень осторожной и не переступать черту, за которой у общества к ней заканчивается доверие.

И все же, при всей моей симпатии к интуитивной русской справедливости и соборности, следует констатировать, что этого для организации общества не достаточно. Чтобы общество было более эффективным, ему нужна четко сформулированная идея и хорошо написанные законы, в которых должны быть учтены перечисленные особенности. Да, создать такую нормативную базу сложно. Но зато, когда они будут созданы, отвечая обозначенным критериям, они будут работать значительно эффективнее механистического западного законодательства.

Свет с Донбасса

Где же российским философам брать сегодня наработки для формулирования "национальной идеи"? Скажу то, что некоторых, возможно, очень сильно удивит. Брать их нужно в Крыму и на Донбассе! Дело в том, что начиная с 1991 года эти русские по своей сути регионы оказались в таком окружении, что для сохранения своей "русскости" им приходилось за нее бороться и достаточно четко ее формулировать. По ходу же народного восстания и последующей войны на Донбассе этот процесс ускорился еще больше.

Там уже интуитивно смогли весьма гармонично объединить советское с исконно российским, пытаются строить общество на принципах справедливости. В итоге Донбасс в духовном плане одно их самых русских мест на земле. Это страшно претит тем, кто все еще вынашивает идеи интегрировать Россию под тем или иным "соусом" в Западный мир. И у этого есть простое объяснение.

Интеграция с Западом ("европейские" или "общечеловеческие" ценности, "Единая Европа") убьет в России и русских, собственно, "русскость", русский дух. Как по мне, это слишком высокая цена за такое сомнительное удовольствие. Пытаясь интегрироваться в Европу, русские все равно не станут "европейцами", так как не прошли вместе с ними более чем тысячелетний путь развития (двигаясь в это время по своему, как по мне, куда более достойному), зато самими собой быть перестанут. А удел цивилизаций, культур, утративших свой дух, всегда жалок.

Поэтому национальная идея России нужна. И нужна остро. Только не такая, для галочки цитирующая Всеобщую декларацию прав человека и прочие ооновские документы, а по факту искусственная и чужая для народа, а органичная, честная, которая словно симфония будет звучать в сердце любого российского патриота. Русская правда. Да, сформулировать такую национальную идею будет не просто. Но, честное слово, оно будет того стоить.

Автор: Святослав Князев

Источник

29Пальм
?Блог Павла Аксенова. Какой быть Русской правде
?Блог Павла Аксенова. Какой быть Русской правде

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ