Если перечислять главные достопримечательности Флоренции, то, разумеется, начинать нужно с кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, или как его еще называют Дуомо.
Все туристы первым делом обращают внимание на архитектурные особенности собора – прежде всего огромный купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовку стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары).
Дуомо был спроектирован таким образом, чтобы стать чем-то вроде огромной крытой площади, которая смогла бы вместить чуть ли не все население города (на момент строительства — 90000 человек).
Размеры собора впечатляют – его длина 153 метра, а ширина в трансепте 90 метров.
Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.
Конечно, нельзя забывать, что в том виде, которым мы можем любоваться сегодня, собор предстал перед жителями Флоренции только спустя шесть столетий после начала его строительства, например, мраморными марципанами его осыпали только в самом конце XIX века.
Вообще надо сказать, что эпоху Возрождения в Италии можно отчасти назвать эпохой гигантомании. Уж строить – так строить. Если собор – то на всю площадь!
Ведь флорентийский Дуомо в этом смысле вовсе не исключение. Если прокатиться на машине до Сиены (буквально километров семьдесят), то можно увидеть еще незаконченный собор – “дуомище”, внутри которого построено не одно здание! По задумке архитекторов того времени собор должен был укрывать целую площадь.
Ведь именно по этой причине и появился гигантский купол Филиппо Бруннелески над флорентийским Дуомо.
До него все купола были одеты на деревянный каркас, но выполнить такой огромный купол по такой технологии было просто невозможно, поэтому и начали возводить двойной пустотелый купол из красного кирпича, ставший символом Флоренции, как бы парящий над всем городом.
Кстати говоря, новая технология возведения купола принесла Брунеллески массу проблем. Строительство нельзя было прерывать, пока кирпичи не сомкнутся, чем были недовольны многие из рабочих. Помимо проблем с кадрами основной проблемой стала новизна этого метода строительства.
Непонятно было, выдержит ли конструкция вес кирпичей? Не рухнет ли все?
К счастью, все закончилось благополучно, а подъем на самый верх по ступенькам между стен купола сейчас очень популярен у туристов.
Если говорить о “внутренностях” соборе, то есть о его интерьере, то нужно обратить внимание на необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день.
Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги).
На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с “Божественной комедией”.
Фото: 5 (во всю ширину поля)
Статуя Данте стоит и перед входом в собор.
А внутри собора установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Филиппо Брунеллески.
Стоит обратить внимание и на барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику.
Кстати говоря, похоронен создатель самого известного купола внутри собора (также, как и Джотто).
Перед собором стоит самое старое здание площади Дуомо, выстроенное еще в V веке. Это - Баптистерий (или крещальня), посвящённый Иоанну Крестителю. Современная мраморная облицовка была выполнена в XI—XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков.
Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.
Наиболее примечательны южные ворота Баптистерия, созданные Андреа Пизано. Эти ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели.
Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти.
Северные ворота созданы в 1401—1424 гг. также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета.
Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории.
Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им “Вратами рая”.
Говоря же о связи Флоренции и Петербурга, надо сказать, что копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (только при этом некоторые панели поменяли своё место).
Добавить комментарий