Мальдивы. Soneva Fushi

Италия. Озеро Комо. Grand Hotel Villa Serbelloni

Сейшелы. О.Маэ. Maia Luxury Resort&Spa

Маврикий. Sofitel So Mauritius Bel Ombre

ОАЭ. Banyan Tree Al Wadi. Spa.

Назад Вперед

Такой туризм нам не нужен!

?Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото olly18 - Depositphotos

Давно ничего не писал по поводу постоянных (в последнее время) сообщений туроператоров о “невозможности исполнения своих обязательств”.

После появления заметки “Не нужен нам берег турецкий! И Африка нам не нужна!” стал получать письма с разными вопросами, чаще всего среди которых звучал “Кто следующий?”.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото vasilisa_k - Depositphotos

После краха Южного Креста решил прервать свое молчание на эту животрепещущую тему. Дело в том, что я слишком хорошо знаю всю эту кухню изнутри, поэтому мне сложно по разным причинам писать об этом.

Надоело уже видеть упитанные лица, которые еще вчера кричали “Тащи деньги, а сегодня как в том анекдоте про старую клячу – ну, не шмоглааа я, не шмооо-глааа”, дескать, сам не пойму – как так получилось?

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото smithore - Depositphotos

Только это все для обывателя, на самом деле все, разумеется, не так.

Журналисту легко. Чаще всего последнее время заметки об очередном крахе туроператора пишут люди, ничего не понимающие в туризме. Чему удивляться, если даже министр культуры, курирующий туристическую отрасль, дает, мягко говоря, непонятные советы.

Но если министру можно просто заменить помощника, готовящего для него информацию, то, что делать простым людям, собирающимся отдохнуть?

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото olly18 - Depositphotos

Чтобы не было (как у классика) мучительно больно за бесцельно прожитые годы…

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото olly18 - Depositphotos

Журналист чаще всего звонит кому-то “из туризма”, получает полуправдивый комментарий (всю правду никто не скажет), потом добавляет еще своих дилетантских мыслей, в результате получается какой-то жуткий сироп, от которого у читателей начинается легкая паника.

Журналисту просто нужна сенсация, привлекающая внимание, а насколько все правдиво – дело десятое… Потом…хоть трава не расти!

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos

Попробую внести ясность.

Во-первых, сразу надо оговориться.

Туризм бывает разный. Есть туризм индивидуальный. Это, как правило, тур, составленный по пожеланиям путешественника. Этому сегменту туризма, если честно, ничего не угрожает, кроме печати негатива на всем туризме в целом.

Индивидуальные туры – это, как правило, перелеты на регулярных рейсах (никаких чартеров!), причем часто в бизнес-классе (хотя этот факт никак не влияет на надежность).

А вот пакетные туры – это и есть самое уязвимое место. Дело в том, что пакетное (скажем так, хотя нет такого термина) туроператорство – это самый выгодный “кусок” бизнеса. Но и самый опасный, поскольку он малорентабельный, большая прибыль возможна только при больших объемах (оборотах).

Образно об этом журналисты все-таки пишут, не совсем уж они …тово…

Тур состоит из двух больших “кусков” – перелет и отель. В отеле надо купить много номеров, а перелет организовать собственный, заказав самолет.

Это если очень примитивно. Об этом пишут. А не пишут вот о чем.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos

Процесс расчетов очень сложный, точнее не так. Отдых туриста (то есть перелет и отель) ПО ВРЕМЕНИ никак не связаны с РАСЧЕТАМИ между сторонами сделки (оператором и отелем или авиакомпанией).

То есть туроператор составляет Договор, например, с авиакомпанией. Берет на себя обязательства выкупить определенное количество мест по определенному маршруту. Чаще всего в этой схеме присутствует еще одна “прокладка”, так называемый “авиа-брокер”, который арендует самолеты, а потом продает в этих самолетах кресла разным (или одному) операторам.

Расчеты идут очень хитрым способом, чаще всего уже после выполнения полета. Ну, невозможно делать сотни тысяч переводов (за каждого туриста).

Это выгодно всем (до определенного предела). Поясню про предел. Когда все хорошо, туристов много, все (или почти все) места заняты, то проблем быть не должно (хотя все равно бывают).

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Andy Dean - Depositphotos
Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Andy Dean - Depositphotos
Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Andy Dean - Depositphotos

Но как только все нехорошо, начинаются проблемы. Оператор выкупил весь самолет, а продал всего лишь половину. Авиакомпанию это не волнует. Самолет и пустым полетит по условиям Договора. Разумеется, за “пустые места” платят те, кто летит в самолете. Если этих летящих много, то все нормально, если мало, то… Тогда у оператора появляется задолженность.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos

Чартеры ведь не только выгоду (прибыль) могут принести организаторам, но и убыток.

Та же ситуация с отелями. Операторы берут комитмент (условие приобретения блоков мест в отеле), подразумевающий “жесткий блок” (то есть определенное количество номеров) и предоплату. Только в этом случае отель дает самые выгодные цены, но при этом будут туристы или нет, отельеров уже не волнует.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото vasilisa_k - Depositphotos

И эта схема хорошо работает при хорошем спросе (правда, тоже не всегда).

Как только спрос падает, то долги оператора перед авиакомпанией и отелем растут пропорционально этому падению.

Многие спросят, - а зачем операторы берут на себя повышенные обязательства?

Это сложный вопрос. И в двух предложениях обстоятельно не ответить. Хотя можно сказать и одним словом – ЖАДНОСТЬ.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Tracy Nors - Depositphotos

Кто больше всех “хапнет”, у того и самая выгодная цена.

Как говорится, все “как в Польше – у кого больше, тот и пан!”

“Хапнуть” меньше – риск более высокой цены, а соответственно худших продаж.

Теперь, во-вторых. О чем журналисты не пишут. Я уже начал об этом говорить.

Процесс отправки туристов и процесс расчетов оператора с поставщиками услуг (отелем и авиакомпанией) идут параллельно, и часто вообще никак не связаны.

То есть вот турист платит деньги и наивно полагает, что оператор тут же заплатит авиакомпании за его билет, а в отель перечислит деньги за его номер.

Как бы не так!!!

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Sergei Voropaev - Depositphotos

Так бывает только в случае индивидуального туризма, там все именно так (чаще всего) и происходит. У массовых операторов (пакетные туры) все совсем по-другому! Деньги от туриста попадают в ОБЩУЮ кассу, которой директор (или владелец) распоряжается строго по своему усмотрению.

Он может любовнице (или любовнику) дом купить, может в Монте-Карло махнуть, может все что угодно, как понимаете, были бы деньги.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото creatista - Depositphotos
Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото creatista - Depositphotos
Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото creatista - Depositphotos

У высокоморальных директоров тоже трат не меньше. Дети, те же дома, стрижка собаке, маникюр кошке. Короче, много расходов.

Плюс всевозможные траты “по фирме”.

Хотите пример? Пожалуйста. К примеру, тот же Южный Крест проводил конкурсы “Мисс туризм”, ну, или “Мисс Южный Крест”, не в названии дело.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos
Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos
Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos

Почему-то руководство там считало, что именно полуголые девушки помогут лучше продвигать их продукт…

А может, просто прошлое никак покоя не давало. Малиновые пиджаки, конкурсы, девицы в купальниках.

Южный Крест – это вообще “ПЕСТНЯ”, я много чего интересного могу рассказать об этой кампании, всех знакомых предупреждал еще два года назад – только не у Южного Креста.

Но они два года “жили” и только посмеивались над такими предсказаниями, типа “замучаетесь нас хоронить”. А между тем кризис там был давно.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото mike_kiev - Depositphotos

Вот, кстати, на их примере и можно объяснить, почему возможно “трепыхание” в течение нескольких лет.

На мой взгляд, все очень просто. Любая “пирамида” живет какое-то время. Пока несут деньги (причем здесь важно, чтобы количество приносимых денег все время увеличивалось), пирамида растет.

Я не буду подробно (шаг за шагом) разбирать деятельность Южного Креста, этим сейчас как раз занимается Следственный Комитет России.

Но если коротко, скажу, что, судя по всему, компания давно сидела на кредитной игле, тем не менее, непомерные амбиции руководства (и собственников) не давали возможности трезвой оценки перспектив развития, что в конечном итоге и привело к краху.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos

Здесь я бы хотел обратить внимание на один показательный факт.

До последнего Южный Крест собирал с доверчивых туристов деньги, более того, даже зная истинное финансовое положение, руководители (и владельцы) компании продолжали врать туристам и агентствам.

Даже после появления предупреждения на сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) информации о возможной отмене рейсов авиакомпании "ЮТэйр" по заявкам туроператора "Южный крест" в Китай и Грецию с воскресенья (соответствующая информация появилась на сайте Ростуризма в субботу), генеральный директор ЮК Дмитрий Фесик на сайте Турдома (где они были одним из основных рекламодателей) пытался представить все как незначительное недоразумение, дав свои комментарии, по сути в корне не соответствующие действительности (то есть врал, попросту говоря).

Позже эти комментарии с сайта Турдома удивительным образом исчезли, думаю, что этому факту следствие тоже даст соответствующую оценку.

Кто именно и почему “почистил улики”. Есть там один “товарищ”…

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото NinaMalyna - Depositphotos

Таким образом, многие крахи туроператоров можно рассматривать не как просчеты в бизнесе, а как действия, сильно напоминающие мошенничество.

Кстати, столичный главк СКР уже возбудил уголовное дело по фактам мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК) компанией "Южный крест трэвел".

Скорее всего, пострадавшими в этой истории будут не только туристы, но и многочисленные партнеры Южного Креста (банки, авиакомпании, отели, туристические агентства и т.д.).

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото olly18 - Depositphotos

Возможно, что многих читателей сейчас интересует больше не то, “что было”, а то, “что будет”.

И в этой связи попробую дать несколько советов.

Самый простой – немного подождать с отпуском. По крайней мере, до весны, поскольку череда крахов туроператоров на этом не закончена (есть мнение, что “на подходе” еще несколько). Среди турагентов стали ходить различные списки “проблемных” операторов.

Поэтому я бы лично у “массовиков-затейников” сейчас ничего не покупал, так ваши деньги точно целее будут!

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото atholpady - Depositphotos

Самостоятельная поездка обойдется вам немногим дороже, а в некоторых случаях, и дешевле. Например, путешествие в Таиланд дешевле совершить самостоятельно, о чем пишу в своем очередном обзоре Таиланд – 2014.

Но если уж совсем невтерпеж, так хочется отдохнуть, то хотя бы воздержитесь от акций раннего бронирования (тот же Южный Крест предлагал отдых “потом” по совершенно смешным ценам, после чего знающим людям уже было все понятно).

Воздержитесь от покупки сильно дешевых туров, от туров с большими скидками.

“Скидочники” – это группа риска №1! Потребность в большом количестве оборотных денег – первый признак приближающейся беды.

И самое главное помните – бесплатный сыр (или сильно дешевый) бывает только в мышеловках!

Если вы прислушаетесь к моим советам, то у вас не возникнет желания вернуться в офис туркомпании, чтобы в мягкой форме выразить свое неудовольствие испорченным отдыхом!

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos

А что касается самого туристического бизнеса, то его ждут очень серьезные изменения. Но об этом в следующий раз.

Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото Nomadsoul1 - Depositphotos
29Пальм
?Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото olly18 - Depositphotos
?Блог Павла Аксенова. Такой туризм нам не нужен. Фото olly18 - Depositphotos
Гость
#1
Алина
Почему же Вы, анонсировав, что находитесь в теме, ничего не пишите про такую компанию, как, например "Пегас- туристик"? У неё есть огромное количество своих собственных самолётов, и она никогда не работала по принципу пирамиды. Да, компания терпит сейчас значительные убытки из-за всего сразу по совокупности, но просто сокращает свои же рейсы, снижает цены на туры. А имидж, ест-но, тоже страдает, в том числе из- за таких вот разъяснений, а также из-за заказных наездов и дезинформаций. Знаю, как Вы понимаете, тоже не понаслышке:) Так что добросовестные компании есть и среди очень крупных, и им сейчас несладко приходится, но работают , и никого не кидают. Потому что строили свою работу по иному принципу! А это мало кто понимает. Так что спасибо за ещё одну антирекламму:(
paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
Кому: Алина, #2
> Почему же Вы, анонсировав, что находитесь в теме, ничего не пишите про такую компанию, как, например "Пегас- туристик"?

Самый смешной комментарий! Если Вы, Алина, каким-то образом (в чем лично я сильно сомневаюсь) и относитесь к туристическому сообществу, то не можете не знать, что среди турагентов спор идет по поводу того, сколько еще осталось Вашему любимому Пегасу.

Все "кинувшие" туристов компании как один били себя грудь и орали как умалишенные про свою добросовестность (даже прекрасно зная, что им ...кирдык).
Гость
#3
Алина ( но не совсем):))
Cильно сомневаться Вам, безусловно, никто не мешает. Равно , как и делать ставки.Не буду ничего Вам доказывать. Нас рассудит время... :)
А смешного я ничего не писала, и в грудь себя никто не бъёт. Просто владею информацией в полном объёме. Пока отпускаем отельных гидов в бессрочные отпуска, немного урезаем зарплаты на местах в офисах в ЮВА, ну, и т.д. Часто встречаемся с руководством и хозяином. Прилетают... Но вот туристов кидать никто не собирается т.к. нет предпосылок. А если не знаете принцип работы Пегаса и отчасти Анекса - не стоит давать такие комментарии. Сначала изучите вопрос, хотя бы. Совет на будущее. Будете выглядеть умнее, как минимум. Хотя, вы ж большой ПРОФИ :)) А ещё похоже, что вы будете только рады , если кто- то ещё кинет туристов т.к. ВЫ окажетесь ПРАВЫ. Вот это действительно смешно. Мне казалось, что Вы ум , хотя бы, тактичнее, поэтому и написала. Жалею...
Кому: Павел Аксенов, #2
paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)
Кому: Алина ( но не совсем):)), #3

Алина (или не Алина? или Алина, но не совсем? или совсем не Алина?)!

Я так понял, что Вы работаете в Пегасе, на этом основании решили сделать маленький пЕар.

Конечно, мне проще всего было бы сейчас привести сотню-другую высказываний агентов по поводу методов работы этой компании. Думаю, Вы догадываетесь, что я имею в виду.

Могу и поглубже копнуть, с соответствующими выводами, не самыми лучшими для Вас...

Но я не буду этого делать.

И даже не потому, что никогда в жизни не имел дел с Пегасом (достаточно того, что имели многие другие). У меня нет задачи и желания "топить кого-то". Если Вы "в теме", то прекрасно понимаете, что дело ведь не конкретно в Пегасе, а в той модели ведения туристического бизнеса, что сейчас существует в России.

И при всем моем личном уважении к Анне Альбертовне (очень надеюсь, что она не повторит судьбу Бельтюковой, или Пучковой), все равно надо признать, что даже при ее таланте руководителя, она не может обойти этот айсберг в одиночку. Не она эти правила создавала, и не она в данном случае капитан Титаника.

Сама модель ведения бизнеса по-российски (имеется в виду туризм) гнилая, если не сказать преступная. Почти все сидят на кредитной игле (включая авиакомпании) и вопрос лишь в скорости увеличения, как это стало модно нынче говорить, кассового разрыва.

Если МММ (и прочие Хопры) были пирамидами в чистом виде, то наш туризм превратили в такую пирамиду, только с имитацией бурной деятельности.

Возможно (возможно!) новые законы что-то и изменят, хотя, на мой взгляд, отрасль надо реформировать кардинально, начиная с самого Ростуризма и заканчивая грамотной регламентацией деятельности туристических агентств.

То, что после Южного Креста не слышим ПОКА о громких банкротствах, это еще ни о чем не говорит... Точнее, это лишь усиливает страхи под названием "кто следующий".

Насчет того, что я лично буду рад очередному "кидку" - в корне неверное предположение. Для меня лично то, что сейчас происходит - это глубокое разочарование...

Впрочем, думайте, что хотите. Я уже вырос из возраста кому-то что-то доказывать...
x
АВТОРИЗАЦИЯ