Буквально пару слов в качестве предисловия.
Говоря об Индонезии у российских туристов перед глазами, как правило, возникают красочные картинки с индонезийского острова Бали, чрезвычайно популярного у наших путешественников.
А ведь Индонезия – это не только остров Бали! Это самое большое государство Юго-Восточной Азии (и 14 место в мире по занимаемой площади), в состав которого входит не менее 17 508 островов, из которых около 6000 обитаемы. И Бали – далеко не самый большой остров.
Например, такие острова как Ява, Суматра, Сулавеси и Калимантан (на последнем, помимо индонезийской территории, находятся часть территории Малайзии и государство Бруней-Даруссалам, которые также представляют большой интерес для путешественников.
И этот интерес обусловлен, в том числе, и наличием уникальных достопримечательностей.
Причем есть достопримечательности, имеющие действительно мировое значение!
Например, всемирно известный храмовый комплекс Боробудур, национальная гордость Индонезии, расположенный в 42 км к северо-западу от города Джокьякарта, столицы Центральной Явы.
Боробудур – это особое сооружение, буддийская ступа, построенная в форме мандалы, буддийской модели Вселенной.
Тут стоит дать небольшое терминологическое пояснение. Ступой или дагобой в буддистской традиции называют культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. В разные периоды ступы использовались по-разному: и как реликварии, и как памятники, связанные с какими-то важными событиями, и как места паломничества.
Весь Боробудур – огромная ступа, стоящая на квадратном фундаменте, сторона которого равна 118 метрам.
В верхней его части расположена центральная ступа, диаметром 15 м и высотой 8 метров; она символизирует золотую вершину священной горы Меру, которая в древнеиндийской мифологии считалась центром мироздания.
Ее окружают 72 малые ступы, внутри которых находятся статуи Будды и барельефы на религиозные сюжеты.
Мандала, в которую «превращается» Боробудур, если смотреть на него сверху, – сложный геометрический символ, в данном случае – ориентированный по сторонам света квадрат (фундамент ступы), в который вписан круг (верхние террасы).
Внутренний круг в мандале обозначает место пребывания божеств, святых и будд.
Если смотреть на Боробудур со стороны, он представляет собой ступенчатую тридцатичетырехметровую пирамиду, вершиной которой является центральная, золотая ступа диаметром 15 метров и высотой 8 метров.
Она символизирует вершину священной горы Меру, которая в древнеиндийской мифологии была легендарным центром мироздания.
Но прежде, чем подняться к ней, нужно пройти по пятиметровой «Дороге процессий» и последовательно обойти восемь террас, каждая из которых символизирует одну из ступеней на пути к истине.
Боробудур имеет четыре входа, каждый из которых обрамляют прочные ворота, украшенные сверху головой кала (божества, отгоняющего демонов), а по бокам – изображениями макара, мифического морского чудовища.
Лучше всего входить через восточный вход, и затем двигаться по «Дороге процессий».
Она неспроста вьется справа налево – буддисты считают, что именно так нужно обходить ступы, чтобы получить от них сильное магическое воздействие, добрую карму.
К тому же, именно от восточного входа начинается «повествование в барельефах», которые не просто украшают стены, а во всех подробностях рассказывают о буддийском учении.
Первый, подземный уровень Боробудура называется камадхату.
Он посвящен миру греховному, чувственному и даже преступному. Барельефы этого уровня изображают все то, чему нет места в жизни человека просветленного или хотя бы стремящегося к просветлению: убийства, ограбления, изнасилования, пытки, клевету.
Но можно только часть из них, поскольку первый уровень засыпан землей (по-видимому, это было сделано для того, чтобы сделать все сооружение более устойчивым).
Взглядам посетителей отрыты лишь некоторые барельефы, а увидеть изображения остальных можно в музее Кармавибхангаа, который расположен тут же, на территории храмового комплекса.
Следующий уровень называется рупадхату и символизирует материальную сферу. Чтобы пройти его, нужно миновать пять квадратных платформ. Здесь барельефы уже не пугают и не ужасают, а рассказывают о реинкарнациях Будды, его многочисленных земных рождениях и жизнях, а также паломниках, искавших истину, бодхисатвах и прочих замечательных созданиях.
А в нишах установлены статуи Будды в уже привычном нам виде мудреца и духовного учителя. Три километра длится путь вдоль барельефов, которые в свое время стали настоящим сокровищем для историков. Дело в том, что создатели Боробудура ориентировались на то, что видели – и изображали не индийских, а яванских царей, вельмож и горожан.
В результате, сами того не желая, они создали настоящий «справочник яванского быта» VIII века.
А пока мы поднимаемся на третий уровень, арупадхату. Тут уже нет места земным заботам, ведь это – обитель богов. Барельефов здесь тоже нет, зато есть похожие на огромные колокола ступы, внутри каждой из которых находится статуя Будды. Ступы эти – резные; глядя в отверстия, вы можете уловить очертания находящейся внутри фигуры.
Лишь одна из ступ не закрыта; в ней Будда сидит в позе лотоса. Говорят, если дотронуться до его скрещенных ног, приобретешь удачу и благополучие.
Наконец, мы достигаем вершины, закрытой семиметровой ступы, символа вечности и нирваны.
С трех верхних террас Боробудура открывается очень красивый вид на окрестности. Можно часами любоваться равниной и разглядывать конусы вулканов, заодно дожидаясь заката солнца, который здесь особенно живописен. Кстати, можно прийти и на рассвете, со специальной туристической группой: вам выдадут фонарик, чтобы вы могли освещать себе путь, и проводят наверх.
Конечно, особый интерес Боробудур представляет для тех, кто если и не придерживается традиций буддизма, то, по крайней мере, хорошо знаком с ними. Потому что Восток – дело, как известно, тонкое, полное намеков.
Взять те же статуи Будды – на непросвещенный европейский взгляд все они кажутся похожими. Но каждое положение рук и пальцев (то есть каждая «мудра») имеет свое значение: на восточной стороне Будда призывает землю в свидетели правильности своего учения, на южной – обещает верующим исполнение желаний, на западной – медитирует, на севере – вдохновляет продолжать путь к спасению.
И таких интересных тонкостей много. Поэтому, если сами вы в буддийской архитектуре не эксперт, имеет смысл отправиться в Боробудур с экскурсионной группой, а потом задержаться там, чтобы спокойно полюбоваться удивительным памятником.
Но, конечно, Боробудур вызывает интерес не только у специалистов в области буддизма. Посещая комплекс и даже просто глядя на него на фотографиях, невольно задаешься массой вопросов.
Кто его построил? Как? Зачем?
Вот смотрите: для строительства Боробудура использовано два миллиона каменных блоков. Два миллиона камней, которые надо добыть в каменоломнях, обтесать, доставить на место, подогнать друг к другу, плотно уложить и зафиксировать без всяких специальных средств – просто совмещая выступы и выемки. 504 статуи. 2672 настенных барельефа.
Работа огромная, технически сложная. Да и с чисто инженерной точки зрения Боробудур – непростое сооружение. Да, во многом оно «доработано» нашими современниками (например, в XX веке был улучшен дренаж, проведена работа по предохранению памятника от размывания почвы и так далее), но и изначальный замысел вызывает уважение.
Интересно, что голландцы, обнаружив Боробудур в XIX веке, были совершено уверены, что он никак не мог быть построен жителями острова Ява и сочли комплекс памятником более древней и «развитой» индийской культуры.
Но тут они ошибались: индийцы к ступе никакого отношения не имели, строилась она яванцами в VIII - XIX веках, во времена расцвета династии Сайлендра, под властью которой в то время находилась вся Индонезия.
Тогда жители Явы были буддистами (возможно, именно желание укрепить позиции этой религии и заставило правителей возвести внушающую безусловное уважение ступу ступы).
В отличие от многих других буддийских храмов, Боробудур расположен на холме, а название его созвучно санскритскому выражению «вихара Будда Ур» – буддийский храм на горе. По другой версии, «Боробудур» означает «много Будд». Что ж, ни с тем, ни с другим не поспоришь: и гора, вернее холм, есть, и Будд внутри много. Так что вопрос о происхождении названия остается открытым.
И он, кстати, не единственный, на который нет точного ответа. Боробудур – эдакая головоломка для ученых, которые и рады бы прояснить все окончательно, но не всегда могут.
Зато гипотезы у них рождаются порой очень интересные. Вот, например, в 1931 году голладский ученый Вийнанд Отто Ян Ниеувенкамп, большой специалист по индуистской и буддийской архитектуре, предположил, что рядом с Боробудуром некогда было озеро, отражаясь в котором, ступа символизировала цветок лотоса (а это важный для буддизма символ).
Почти семьдесят лет спустя геологи смогли выяснить, что озеро недалеко от Боробудура действительно было! Ну а о том, подразумевали ли древние строители символичность отражения, мы так пока и не знаем. И узнаем ли?
Итак, Боробудур строили около ста лет, и наконец построили. А что же произошло с ним потом? Почему огромный комплекс оказался заброшен, порос джунглями и пребывал, прямо скажем, в плачевном состоянии, пока до него не добрались европейцы?
Тут у ученых нет единого мнения. Одни «грешат» на извержение вулкана Мерапи в 1006 году, вынудившее жителей Центральной Явы бежать от голода и лишений в новые места. Другие предполагают, что все дело в упадке буддистских и индуистских королевств и исламизации жителей, произошедшей после XIV-го века.
Как бы то ни было, заваленный вулканическим пеплом и заросший, Боробудур до XIX века оставался неизвестным. Когда Ява стала частью Нидерландской Индии, голландцы обследовали остров и обнаружили ступу, постепенно высвободили ее из лесного плена. В общем-то, едва ли это пошло Боробудуру на пользу: до него добрались охотники за сувенирами, торговцы древностями, коллекционеры…
Статуи растаскивались по частным и государственным коллекциям, головы Будд отправлялись в заокеанские музеи, а простые камни местные жители использовали вместо стройматериала. Тут нечему особенно удивляться: подобное происходило со многими древними сооружениями, пока специальные организации не брали их под охрану. Если, конечно, еще было, что брать.
Боробудуру в этом смысле повезло: им занялась Боробудурская Комиссия, членом которой был Теодор ван Эрп, молодой офицер, предпринявший первую серьезную реставрацию ступы в 1907 – 1911 годах. Боробудур стал выглядеть значительным и ухоженным, но останавливаться на этом было нельзя, поскольку комплекс мог просто разрушиться из-за оползней, эрозии, размывания почвы, очередной «атаки» растительности из джунглей.
Собственно, именно это – постепенное и, казалось бы, неизбежное разрушение и происходило до 1956 года, когда у ЮНЕСКО появилось предложение полномасштабной реставрации памятника.
Предложение появилось, деньги – увы, нет. Сбор необходимых средств начался в 1968, когда правительство Индонезии и ЮНЕСКО развернули кампанию «Сохранить Боробудур».
К счастью, она увенчалась успехом, деньги нашлись, и в 1957 начались работы по восстановлению ступы.
Масштаб этой реставрации был колоссальным; фактически, ступу разобрали и собрали заново, предварительно осушив холм и построив дренажную систему. Статуи и барельефы почистили, «потерянные» каменные фрагменты (а их было около 5000!) заменили новыми, Боробудур почти вернулся к первоначальному виду.
«Почти» – потому, что некоторые Будды так и остались обезглавленными, а барельефы – надломанными. Но, с другой стороны, когда видишь их именно такими, понимаешь, насколько безжалостно время, и снова мысленно возвращаешься к вечности и нирване.
Закончилась эта реставрация в 1984, а уже в следующем году Боробудур получил небольшие повреждения из-за взрывов бомб мусульманских экстремистов. Следующий удар нанесла стихия – 27 мая 2006 года на юге Центральной Явы произошло землетрясение, но значительного ущерба храму нанесено не было.
Сейчас Боробудур – место паломничества, самый посещаемый туристами исторический объект Индонезии, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. И просто фантастическое место, завораживающее и ни на что не похожее.
Комментарии (8):
Добавить комментарий