Индонезия. Боробудур. Borobudur View

Индонезия. Боробудур. Panorama Buddist temple Borobudur complex in Yogjakarta in Java

Индонезия. Боробудур. Panorama Buddist temple Borobudur complex in Yogjakarta in Java

Индонезия. Боробудур. Panorama Buddist temple Borobudur complex in Yogjakarta in Java

Индонезия. Боробудур. Panorama Buddist temple Borobudur complex in Yogjakarta in Java

Индонезия. Боробудур. Panorama of Borobudur Temple on Java island

Индонезия. Боробудур. Borobudur Temple. Yogyakarta. Java. Indonesia

Индонезия. Боробудур. Panorama Borobudur Temple at twilight time. Yogyakarta. Java. Indonesia

Индонезия. Боробудур. Panorama Borobudur Temple at twilight time. Yogyakarta. Java. Indonesia

Назад Вперед

Боробудур (Borobudur)


Буквально пару слов в качестве предисловия.

Говоря об Индонезии у российских туристов перед глазами, как правило, возникают красочные картинки с индонезийского острова Бали, чрезвычайно популярного у наших путешественников.


А ведь Индонезия – это не только остров Бали! Это самое большое государство Юго-Восточной Азии (и 14 место в мире по занимаемой площади), в состав которого входит не менее 17 508 островов, из которых около 6000 обитаемы. И Бали – далеко не самый большой остров.

Например, такие острова как Ява, Суматра, Сулавеси и Калимантан (на последнем, помимо индонезийской территории, находятся часть территории Малайзии и государство Бруней-Даруссалам, которые также представляют большой интерес для путешественников.

И этот интерес обусловлен, в том числе, и наличием уникальных достопримечательностей.

Причем есть достопримечательности, имеющие действительно мировое значение!


Например, всемирно известный храмовый комплекс Боробудур, национальная гордость Индонезии, расположенный в 42 км к северо-западу от города Джокьякарта, столицы Центральной Явы.


Боробудур – это особое сооружение, буддийская ступа, построенная в форме мандалы, буддийской модели Вселенной.


Тут стоит дать небольшое терминологическое пояснение. Ступой или дагобой в буддистской традиции называют культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. В разные периоды ступы использовались по-разному: и как реликварии, и как памятники, связанные с какими-то важными событиями, и как места паломничества.


Весь Боробудур – огромная ступа, стоящая на квадратном фундаменте, сторона которого равна 118 метрам.

В верхней его части расположена центральная ступа, диаметром 15 м и высотой 8 метров; она символизирует золотую вершину священной горы Меру, которая в древнеиндийской мифологии считалась центром мироздания.

Ее окружают 72 малые ступы, внутри которых находятся статуи Будды и барельефы на религиозные сюжеты.




Мандала, в которую «превращается» Боробудур, если смотреть на него сверху, – сложный геометрический символ, в данном случае – ориентированный по сторонам света квадрат (фундамент ступы), в который вписан круг (верхние террасы).

Внутренний круг в мандале обозначает место пребывания божеств, святых и будд.

Если смотреть на Боробудур со стороны, он представляет собой ступенчатую тридцатичетырехметровую пирамиду, вершиной которой является центральная, золотая ступа диаметром 15 метров и высотой 8 метров.

Она символизирует вершину священной горы Меру, которая в древнеиндийской мифологии была легендарным центром мироздания.


Но прежде, чем подняться к ней, нужно пройти по пятиметровой «Дороге процессий» и последовательно обойти восемь террас, каждая из которых символизирует одну из ступеней на пути к истине.

Боробудур имеет четыре входа, каждый из которых обрамляют прочные ворота, украшенные сверху головой кала (божества, отгоняющего демонов), а по бокам – изображениями макара, мифического морского чудовища.


Лучше всего входить через восточный вход, и затем двигаться по «Дороге процессий».

Она неспроста вьется справа налево – буддисты считают, что именно так нужно обходить ступы, чтобы получить от них сильное магическое воздействие, добрую карму.

К тому же, именно от восточного входа начинается «повествование в барельефах», которые не просто украшают стены, а во всех подробностях рассказывают о буддийском учении.


Первый, подземный уровень Боробудура называется камадхату.

Он посвящен миру греховному, чувственному и даже преступному. Барельефы этого уровня изображают все то, чему нет места в жизни человека просветленного или хотя бы стремящегося к просветлению: убийства, ограбления, изнасилования, пытки, клевету.

Но можно только часть из них, поскольку первый уровень засыпан землей (по-видимому, это было сделано для того, чтобы сделать все сооружение более устойчивым).

Взглядам посетителей отрыты лишь некоторые барельефы, а увидеть изображения остальных можно в музее Кармавибхангаа, который расположен тут же, на территории храмового комплекса.

Следующий уровень называется рупадхату и символизирует материальную сферу. Чтобы пройти его, нужно миновать пять квадратных платформ. Здесь барельефы уже не пугают и не ужасают, а рассказывают о реинкарнациях Будды, его многочисленных земных рождениях и жизнях, а также паломниках, искавших истину, бодхисатвах и прочих замечательных созданиях.


А в нишах установлены статуи Будды в уже привычном нам виде мудреца и духовного учителя. Три километра длится путь вдоль барельефов, которые в свое время стали настоящим сокровищем для историков. Дело в том, что создатели Боробудура ориентировались на то, что видели – и изображали не индийских, а яванских царей, вельмож и горожан.

В результате, сами того не желая, они создали настоящий «справочник яванского быта» VIII века.


А пока мы поднимаемся на третий уровень, арупадхату. Тут уже нет места земным заботам, ведь это – обитель богов. Барельефов здесь тоже нет, зато есть похожие на огромные колокола ступы, внутри каждой из которых находится статуя Будды. Ступы эти – резные; глядя в отверстия, вы можете уловить очертания находящейся внутри фигуры.

Лишь одна из ступ не закрыта; в ней Будда сидит в позе лотоса. Говорят, если дотронуться до его скрещенных ног, приобретешь удачу и благополучие.

Наконец, мы достигаем вершины, закрытой семиметровой ступы, символа вечности и нирваны.

С трех верхних террас Боробудура открывается очень красивый вид на окрестности. Можно часами любоваться равниной и разглядывать конусы вулканов, заодно дожидаясь заката солнца, который здесь особенно живописен. Кстати, можно прийти и на рассвете, со специальной туристической группой: вам выдадут фонарик, чтобы вы могли освещать себе путь, и проводят наверх.


Конечно, особый интерес Боробудур представляет для тех, кто если и не придерживается традиций буддизма, то, по крайней мере, хорошо знаком с ними. Потому что Восток – дело, как известно, тонкое, полное намеков.

Взять те же статуи Будды – на непросвещенный европейский взгляд все они кажутся похожими. Но каждое положение рук и пальцев (то есть каждая «мудра») имеет свое значение: на восточной стороне Будда призывает землю в свидетели правильности своего учения, на южной – обещает верующим исполнение желаний, на западной – медитирует, на севере – вдохновляет продолжать путь к спасению.

И таких интересных тонкостей много. Поэтому, если сами вы в буддийской архитектуре не эксперт, имеет смысл отправиться в Боробудур с экскурсионной группой, а потом задержаться там, чтобы спокойно полюбоваться удивительным памятником.

Но, конечно, Боробудур вызывает интерес не только у специалистов в области буддизма. Посещая комплекс и даже просто глядя на него на фотографиях, невольно задаешься массой вопросов.

Кто его построил? Как? Зачем?


Вот смотрите: для строительства Боробудура использовано два миллиона каменных блоков. Два миллиона камней, которые надо добыть в каменоломнях, обтесать, доставить на место, подогнать друг к другу, плотно уложить и зафиксировать без всяких специальных средств – просто совмещая выступы и выемки. 504 статуи. 2672 настенных барельефа.

Работа огромная, технически сложная. Да и с чисто инженерной точки зрения Боробудур – непростое сооружение. Да, во многом оно «доработано» нашими современниками (например, в XX веке был улучшен дренаж, проведена работа по предохранению памятника от размывания почвы и так далее), но и изначальный замысел вызывает уважение.




Интересно, что голландцы, обнаружив Боробудур в XIX веке, были совершено уверены, что он никак не мог быть построен жителями острова Ява и сочли комплекс памятником более древней и «развитой» индийской культуры.

Но тут они ошибались: индийцы к ступе никакого отношения не имели, строилась она яванцами в VIII - XIX веках, во времена расцвета династии Сайлендра, под властью которой в то время находилась вся Индонезия.

Тогда жители Явы были буддистами (возможно, именно желание укрепить позиции этой религии и заставило правителей возвести внушающую безусловное уважение ступу ступы).

В отличие от многих других буддийских храмов, Боробудур расположен на холме, а название его созвучно санскритскому выражению «вихара Будда Ур» – буддийский храм на горе. По другой версии, «Боробудур» означает «много Будд». Что ж, ни с тем, ни с другим не поспоришь: и гора, вернее холм, есть, и Будд внутри много. Так что вопрос о происхождении названия остается открытым.


И он, кстати, не единственный, на который нет точного ответа. Боробудур – эдакая головоломка для ученых, которые и рады бы прояснить все окончательно, но не всегда могут.

Зато гипотезы у них рождаются порой очень интересные. Вот, например, в 1931 году голладский ученый Вийнанд Отто Ян Ниеувенкамп, большой специалист по индуистской и буддийской архитектуре, предположил, что рядом с Боробудуром некогда было озеро, отражаясь в котором, ступа символизировала цветок лотоса (а это важный для буддизма символ).

Почти семьдесят лет спустя геологи смогли выяснить, что озеро недалеко от Боробудура действительно было! Ну а о том, подразумевали ли древние строители символичность отражения, мы так пока и не знаем. И узнаем ли?

Итак, Боробудур строили около ста лет, и наконец построили. А что же произошло с ним потом? Почему огромный комплекс оказался заброшен, порос джунглями и пребывал, прямо скажем, в плачевном состоянии, пока до него не добрались европейцы?

Тут у ученых нет единого мнения. Одни «грешат» на извержение вулкана Мерапи в 1006 году, вынудившее жителей Центральной Явы бежать от голода и лишений в новые места. Другие предполагают, что все дело в упадке буддистских и индуистских королевств и исламизации жителей, произошедшей после XIV-го века.


Как бы то ни было, заваленный вулканическим пеплом и заросший, Боробудур до XIX века оставался неизвестным. Когда Ява стала частью Нидерландской Индии, голландцы обследовали остров и обнаружили ступу, постепенно высвободили ее из лесного плена. В общем-то, едва ли это пошло Боробудуру на пользу: до него добрались охотники за сувенирами, торговцы древностями, коллекционеры…

Статуи растаскивались по частным и государственным коллекциям, головы Будд отправлялись в заокеанские музеи, а простые камни местные жители использовали вместо стройматериала. Тут нечему особенно удивляться: подобное происходило со многими древними сооружениями, пока специальные организации не брали их под охрану. Если, конечно, еще было, что брать.

Боробудуру в этом смысле повезло: им занялась Боробудурская Комиссия, членом которой был Теодор ван Эрп, молодой офицер, предпринявший первую серьезную реставрацию ступы в 1907 – 1911 годах. Боробудур стал выглядеть значительным и ухоженным, но останавливаться на этом было нельзя, поскольку комплекс мог просто разрушиться из-за оползней, эрозии, размывания почвы, очередной «атаки» растительности из джунглей.

Собственно, именно это – постепенное и, казалось бы, неизбежное разрушение и происходило до 1956 года, когда у ЮНЕСКО появилось предложение полномасштабной реставрации памятника.

Предложение появилось, деньги – увы, нет. Сбор необходимых средств начался в 1968, когда правительство Индонезии и ЮНЕСКО развернули кампанию «Сохранить Боробудур».

К счастью, она увенчалась успехом, деньги нашлись, и в 1957 начались работы по восстановлению ступы.


Масштаб этой реставрации был колоссальным; фактически, ступу разобрали и собрали заново, предварительно осушив холм и построив дренажную систему. Статуи и барельефы почистили, «потерянные» каменные фрагменты (а их было около 5000!) заменили новыми, Боробудур почти вернулся к первоначальному виду.


«Почти» – потому, что некоторые Будды так и остались обезглавленными, а барельефы – надломанными. Но, с другой стороны, когда видишь их именно такими, понимаешь, насколько безжалостно время, и снова мысленно возвращаешься к вечности и нирване.

Закончилась эта реставрация в 1984, а уже в следующем году Боробудур получил небольшие повреждения из-за взрывов бомб мусульманских экстремистов. Следующий удар нанесла стихия – 27 мая 2006 года на юге Центральной Явы произошло землетрясение, но значительного ущерба храму нанесено не было.

Сейчас Боробудур – место паломничества, самый посещаемый туристами исторический объект Индонезии, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. И просто фантастическое место, завораживающее и ни на что не похожее.



29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Индонезия. Боробудур. Borobudur temple at sunrise, Java, Indonesia. Фото javarman - Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Индонезия. Боробудур. Borobudur temple at sunrise, Java, Indonesia. Фото javarman - Depositphotos
Просмотры 175531
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#5
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#6
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#7
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#8
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ