Россия. Памятник Петру I (Медный всадник) - символ Санкт-Петербурга

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I - Медный всадник. Monument Peter I - The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Медный всадник (Monument of Peter I - Bronze Horseman)


Конный памятник Петру I на Сенатской площади – самая узнаваемая достопримечательность Санкт-Петербурга.

Собственное имя – Медный всадник – за памятником закрепилось после появления одноименной поэмы А.С. Пушкина.


Монумент Петра I, конечно, отлит из бронзы, но определение «медный» никого не смущает, потому что одно из значений этого слова в русском языке является поэтическим определением славы. Пример хорошо известен – это поговорка: «Пройти огонь, воду и медные трубы».


История памятника полна событий и фактов, за двести с лишним лет она обросла множеством мифов и легенд. Непреложным остается одно: памятник Петру Великому с момента своего рождения до наших дней символизирует силу и величие России.


Идея создать памятник Петру I привлекла Екатерину II, которая ощущала себя преемницей его дел, и задумала увековечить величие Петра I, воплотить его в металле. Интересно, что люди из окружения Екатерины предлагали ей поставить памятник самой себе.


Автором проекта стал французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, хотя первоначально заказ получил Бартоломео Растрелли. Его эскизы памятника императрице не понравились. Новая кандидатура Фальконе появилась благодаря рекомендации философа Дени Дидро, с которыми Екатерина II вела активную переписку.


На тот момент, когда знаменитый французский скульптор получил официальное приглашение прибыть в России, ему было уже 50 лет. Создание конной статуи такого масштаба стало главным делом его жизни. С момента начала работы в 1766 году до открытия монумента должно было пройти 16 лет.


О том, каким должен быть будущий памятник, существовали самые разноречивые мнения. Предлагалось создать фигуру Петра I в полный рост или разместить его в окружении аллегорических фигур.


Фальконе не мог не учитывать точку зрения Екатерины II, пожелавшей видеть Петра верхом на коне с жезлом в руках. Приближенные императрицы советовали взять за образец одну из известных европейских конных статуй.


И всё же скульптор отошёл от традиционного облика монарха-триумфатора, не стал пользоваться прямыми аллегориями. Его Медный всадник предстаёт не как победитель в какой-то конкретной войне, но как создатель великой державы и творец ее истории.


Фальконе потратил три года на создание модели памятника. Он сделал множество зарисовок, изображающих коней, поднявшихся на дыбы. Сохранились даже имена лошадей, которые служили «натурщиками» для скульптора.


Это были лучшие кони из придворной конюшни – Бриллиант и Каприз. Известно также, что одним из наездников был полковник Петр Мелиссино, фигура которого напоминала Петра I

Много времени Фальконе потратил на изображение головы императора. Все предложенные варианты не нравились Екатерине II.


В результате успех пришел к помощнице скульптора Мари-Анн Колло, которой удалось добиться не просто портретного сходства с царем Петром, а сделать его осмысленным, воплощающим мужество, волю и энергию.

Медный всадник пронизан символикой. Бронзовый облик Петра I не отличается скрупулезной историчностью, в частности, это касается одежды.


Император облачен в длинное одеяние, спускающееся ниже колен и украшенное вышивкой на рукавах и подоле, которое не имеет явной национальной принадлежности.

Поверх свободно наброшена ткань в виде накидки или плаща. Лавровый венок и короткий меч – символы воинской славы и побед на полях сражений. Эти две детали тоже восходят не к петровскому времени, а к образам римской эпохи.


Фигура Петра исполнена силы и всепокоряющей мощи. Его конь попирает копытами змею – символ зла. Сидит император не в седле, а на медвежьей шкуре, олицетворяющей усмиренную народную стихию, дикую, своенравную, но обузданную.

Громадному постаменту, на краю которого застыл, поднявшийся на дыбы конь, удерживаемый всадником, придана форма застывшей волны.


Этот образ считается символом победы разумной силы над природным хаосом.

Он вызывает ассоциации с историей строительства Петром I города на краю земли, над которой простирается его власть.


Змея является важным конструктивным элементов. Она служит необходимой третьей точкой опоры, которая помогает удерживать в равновесии монумент, опирающийся только на задние ноги коня.

Это видно «невооруженным» взглядом.


Однако Медный всадник таит много секретов. Самый главный из них касается особенностей отливки. Чтобы уравновесить фигуру, Фальконе при отливке добивался максимального облегчения передней части памятника и утяжеления задней половины монумента.


По расчётам стенки верхней части статуи не должны были превышать 7,5-8 миллиметров. Многие литейщики отказывались браться за подобную сложную работу. И все нашлись литейных дел мастера, которые стали настоящими помощниками скульптора.

Во время отливки произошло чрезвычайное происшествие. Одна из труб, подающая расплавленную бронзу, лопнула.


От полной катастрофы положение спас литейщик Емельян Хайлов, который, рискуя жизнью и, получив тяжёлые ожоги, смог устранить повреждения и предотвратить пожар.

Всё же верхняя часть статуи оказалось испорчена, поэтому пришлось ее восстанавливать заново. Удаление поврежденных частей памятника и новая отливка потребовали трех лет дополнительной работы.


Легенды начали появляться вокруг Медного Всадника буквально с самого начала. Одна из них касается поисков подходящего постамента, которые привели к камню, найденному в районе поселка Лахта.

Говорят, что именно на этот камень неоднократно поднимался Пётр, чтобы осмотреть окрестности и расположение войск во время Северной войны.


Огромный камень весом 1600 тонн извлекли из земли. На этом месте сегодня находится Петровский пруд, который входит в список особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга.

Будущий постамент на специальной платформе перевезли к берегу Финского залива. Доставку Гром-камня, как его назвали, проводили зимой, когда земля промерзла, что облегчало транспортировку.


И всё равно для преодоления расстояния в 7855 метров потребовалось больше четырех месяцев. Прямо в пути камень начали обрабатывать, эта работа была окончательно завершена, когда будущий постамент был доставлен на Сенатскую площадь.


К моменту окончания работы сложные отношения Фальконе с Екатериной II и другими сановниками, особенно президентом Академии художеств И.И. Бецким, ответственным за весь проект, сделали невозможным его дальнейшее пребывание в России.

Скульптору предоставили свободу выбора, и в 1778 году он уехал на родину.


На последнем этапе общее руководство по завершению и установке Медного всадника осуществлял Ю.М. Фельтен. Ему принадлежит проект расположения памятника по Сенатской площади и обустройство Адмиралтейской набережной.


Установка Медного всадника на постаменте не вызвала особых технических сложностей. Расчет скульптора оказался столь верен, что монумент, установленный вертикально, даже без креплений сохранял устойчивость.


На торжественном открытии памятника 7 августа 1782 года Фальконе отсутствовал. Екатерина II, находившаяся на балконе здания Сената, подала знак, и памятник освободили от скрывающих его ограждений.

По набережной Невы, над рукой, которую к ним простирал Медный всадник, парадным строем прошли войска.


На одной стороне постамента сделана лаконичная надпись: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая 1782», на другой – та же надпись на латинском языке.

Первая серьезная реставрация Медного всадника проведена в 1909 году.


Осмотр показал, что общее техническое состояние памятника не внушает опасений. Выявленные трещины, сквозь которые внутрь просачивалась вода, были заделаны.

Воду удалили, памятник очистили от накопившейся грязи. В 1912 году были сделаны технологические отверстия для отвода атмосферных осадков и конденсата.


Самая серьезная реставрация коснулась Медного всадника в 1976 году. Были укреплены все несущие элементы, находящиеся внутри монумента и заделаны все обнаруженные трещины.


Медный всадник для Санкт-Петербурга и России – это не просто памятник, это неповторимый феномен истории и культуры страны.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I-Медный всадник. Monument Peter I-The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia. Фото neiezhmakov-Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Памятник Петру I-Медный всадник. Monument Peter I-The Bronze Horseman in St. Petersburg. Russia. Фото neiezhmakov-Depositphotos
Просмотры 10458

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ