После завершения строительства соборная мечеть Санкт-Петербурга стала самой большой в европейской части Российской империи.
Однако путь от идеи до строительства мечети оказался долгим. Причины разного рода растянули подготовительный период на очень долгое время.
Потребность в сооружении первой мечети появилась еще в конце XVIII века, когда служащие в царской армии мусульмане обратились с ходатайством об организации молитвенного дома и мусульманского кладбища. Категорического отказа прошение не встретило.
Военное ведомство даже заказало проекты для строительства двух полковых мечетей, однако ни один из них не был реализован. Солдатам-мусульманам просто предоставили для совершения намаза помещения прямо в казармах.
Вопрос о строительстве соборной мечети возник в 1860-е годы, когда, согласно переписи населения, в Петербурге проживало более 1700 мусульман. Из них основную массу составляли татары, которых было 1585 человек.
В дальнейшем бюрократические процедуры затянули строительство мечети на неопределенное время. В соответствии с существующей практикой строительства культовых сооружений на собранные народные пожертвования мусульманам разрешили создать комитет по сбору средств.
Деньги стекались из многих городов и губерний, однако их было недостаточно.
Причина заключалась в том, что сбор средств был разрешен только среди мусульманского населения, поэтому за двадцать лет комитету по строительству удалось собрать лишь 44 тысячи рублей.
Место для будущей мечети выбирали с учетом расположения двух существующих мусульманских приходов. Параллельно с продолжающимся сбором средств шел конкурс проектов. Всего было подано 45 заявок.
В утвержденном проекте, который принадлежал Н.В. Васильеву, был заложен основной молитвенный зал, два минарета, административный и жилой флигель для духовенства.
Отдельно предусматривалось строительство помещения для ритуала омовения перед намазом.
В комитет по сбору средств вошли авторитетные мусульманские деятели из Петербурга, Казани, Баку, Бухары, Оренбурга и других мест. В течение одного года сумма пожертвований выросла до ста тысяч, а к началу строительства в 1909 году она уже составляла 326 819 рублей.
Средства для приобретения участка под строительство соборной мечети предоставил эмир Бухары Сеид Абдул-Ахад хан, который неоднократно бывал в столице.
Он присутствовал и на торжественной закладке здания мечети. Среди других гостей были послы Турции и Персии, представители российских мусульманских общин, официальные лица империи.
Окончательное место для соборной мечети Петербурга выбрано на Кронверкском проспекте, на углу с Конным переулком. Это исторический центр города на Петроградской стороне неподалеку от Петропавловской крепости.
Мечеть в целом удалось построить к 300-летию династии Романовых, ее торжественное открытие состоялось в 1913 году, хотя отделка интерьера еще продолжалась. Темп работы резко снизился после начала Первой мировой войны из-за нехватки финансирования.
Здание имеет размеры 45 на 32 метра. Два изящных минарета поднимаются на высоту 48 метров. Мечеть рассчитана на 5000 человек.
В очертаниях мечети без труда просматриваются формы и силуэты портала мавзолея Шахи-Зинда, купол скопирован с мавзолея Гур-Эмир в Самарканде.
Наружные стены выстроены из темно-серого гранита. Его не стали шлифовать и полировать, в результате шероховатая фактура создает впечатление монументальности и не выглядит инородно на фоне архитектурного облика Петербурга.
Нарядность мечети придает облицовка портала, минаретов и купола керамической плиткой небесно-голубого и бирюзового цвета. Плитка производилась в мастерских под руководством П.К. Ваулина.
Для медальонов, находящихся на фасаде, эскизы разработал крымский татарин Ильяс Мурза Борагинский. В работе принимал участи мастер каллиграфии Осман Акчокраклы.
Их трудами наружные стены и интерьер соборной мечети украшены цитатами из Корана.
В центре зала висит солидных размеров люстра с высеченными изречениями из Корана. Арки поддерживаются колоннами, облицованными зеленым мрамором.
На уровне второго и третьего этажей проходят галереи. Одна из них используется для молящихся женщин, на другой – проводятся занятия по изучению арабского языка.
Рельефный купол увенчан полумесяцем и расписан вязью с изысканным орнаментом. В целом при строительстве мечети выдержаны все традиции мусульманского зодчества. Здесь нет ни одного изображения животных и тем более людей.
Отделка музея затянулась из исторических событий, перевернувших историю России. Сначала мировая война, затем революция и гражданская война. Окончательно отделку мечети удалось завершить только в 1920 году.
В советское время мечеть на некоторое время закрывалась, и богослужения не проводились. После войны мусульмане-фронтовики неоднократно обращались к руководителям государства с просьбой вернуть мечеть верующим.
Только в 1949 году было подано более 20 таких обращений. Однако заявления остались без ответа и здание стали использовать как филиал Эрмитажа, где разместили произведения культуры народов Центральной Азии.
Только в 1956 году здание мечети передали мусульманской общине Петербурга, тогда же был проведен первый намаз. Военные годы и время запустения принесли зданию мечети значительные повреждения. Со временем началось выпадение элементов облицовки с фасада и купола.
В 1968 году соборная мечеть взята под охрану государства, однако серьезные реставрационные работы начались только в 1984 году. Купольная майолика была демонтирована и заменена строительным фарфором, покрытым глазурью, произведенной на Дулевском заводе.
Реставрационные работы были завершены в 2003 году. Вслед за этим началась реставрация минаретов, где также наблюдалось обрушение гранитной облицовки. Здесь восстановление первоначального облика полностью закончилось в 2015 году.
В обычные дни вход в мечеть для немусульман закрыт.
В мечети проводятся тематические экскурсии (по предварительной записи): «Восточный лик Санкт-Петербурга».
Комментарии (3):
(Обновлено: 22.02.2021 16:44)
(Обновлено: 08.06.2021 18:30)
Добавить комментарий