Россия. Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Golden fall in Catherine park, Pushkin, Saint Petersburg, Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Catherine palace and park, Tsarskoe Selo (Pushkin), St. Petersburg, Russia

Россия. Пушкин. Екатерининский парк. Адмиралтейство. Admiralty buildings in Catherine park, Tsarskoe Selo, St. Petersburg, Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Павильон Грот. Grotto Pavilion Catherine Garden. Tsarskoe Selo. Russia

Россия. Пушкин. Екатерининский парк. Чесменская колонна. Chesme Column on the island of Grand Pond in Catherine park, Tsarskoe Selo, SPb

Санкт-Петербург. Царское село. Екатерининский парк. Большой пруд. Panoramic view of Catherine park in Tsarskoye Selo. Saint Petersburg

Россия. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Турецкая баня. Turkish Bath in Catherine Park in Tsarskoye Selo, St. Petersburg. Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Павильон Грот. Grotto Pavilion Catherine Garden. Tsarskoe Selo. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Концертный зал. Concert Hall Pavilion in Catherine Park. Tsarskoye Selo

Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Wide angle view of sculpture of Girl with jug in the autumn and the Catherine garden, Pushkin

Россия. Пушкин. Екатерининский парк. Мраморный мост. Marble (Palladian) bridge in Catherine Park. Pushkin (Tsarskoe Selo), St.Petersburg

Россия. Пушкин. Екатерининский парк. Мраморный мост. Marble (Palladian) bridge in Catherine Park. Pushkin (Tsarskoe Selo), St.Petersburg

Россия. Пушкин. Екатерининский парк. Мраморный мост. Marble (Palladian) bridge in Catherine Park. Pushkin (Tsarskoe Selo), St.Petersburg

Россия. Пушкин. Екатерининский парк. Мраморный мост. Marble (Palladian) bridge in Catherine Park. Pushkin (Tsarskoe Selo), St.Petersburg

Россия. Пушкин. Екатерининский парк. Мраморный мост. Marble (Palladian) bridge in Catherine Park. Pushkin (Tsarskoe Selo), St.Petersburg

Назад Вперед

Екатерининский парк (Catherine Park)

Часть 2. Пейзажный Английский парк


В XVIII веке в Англии на контрасте с барочным регулярным парком во “французском стиле” Ленотра стали популярны пейзажные парки, как новое направление в садово-парковом искусстве.

Французский и английский парки представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству.


Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой.

Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.


Первые мастера английского сада черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии.


В соответствии с новыми веяниями моды в русском садово-парковом искусстве, во второй половине XVIII века Екатерининский парк расширили, и к юго-западу от Старого сада, вокруг Большого пруда, возник новый район, решённый в пейзажном стиле.




Над созданием пейзажного района трудились архитектор В. И. Неелов, садово-парковый мастер И. Буш и много других садоводов.

Извилистые дорожки, живописно расположенные группы деревьев, многочисленные беседки, павильоны, мостики, разбросанные совершенно случайно создают контраст с организованностью регулярной части.




Смена художественного направления означала не разрушение старых элементов, а их дополнение. Главная доминанта ансамбля - Большой дворец сохранил свое господствующее положение.

В этот период были изменены очертания Большого пруда, который стал композиционным центром нового ансамбля.




Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования.

Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770 - 1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Из основных достопримечательностей пейзажного Английского парка можно выделить следующие.

Большой пруд в центре Екатерининского парка - самый крупный искусственный водоём Царского села, вырытый в начале XVIII века и заполненный водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.




По проекту С. И. Чевакинского пруд поначалу приобрёл форму восьмиугольника. Позднее правильная конфигурация его берегов изменилась, вокруг выросли павильоны и постройки, что придало ему особую живописность

Павильон Зал на острову

Расположенный, в соответствии со своим названием, на острове Большого пруда, этот павильон был построен в конце 1740-х годов по проекту С. И. Чевакинского и украшен по рисункам Ф. Растрелли.


В 1794 году павильон был реконструирован по проекту Д. Кваренги, а спустя еще несколько десятилетий, в 1817–1820 годах вновь отремонтирован архитектором В. П. Стасовым.

Павильон использовался для проведения музыкальных и танцевальных вечеров, иногда для придворных обедов. Для этого рядом с ним была построена небольшая кухня.

По свидетельствам мемуаристов, в XIX веке в Зале на острову хранились грелки, которыми обогревались катающиеся на катке, устроенном на озере.

В 1911 году в связи с организацией юбилейной Царскосельской выставки в зале был открыт ресторан, для чего остров соединили с берегом при помощи понтонного моста.


В последующие годы павильон использовался как склад для хранения лодок.

В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, соединяющая остров с Екатерининским парком, а в июне 2008 года павильон был открыт после капитальной реставрации и используется, как и прежде, для проведения концертов и торжественных мероприятий музея.

Чесменская колонна

Колонна на Большом пруду Екатерининского парка была установлена в честь победы русского флота в Чесменском сражении, произошедшем 5 - 7 июля 1770 года, в период Русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов.


22-метровая колонна из олонецкого розового мрамора, стоящая на четырёхгранном гранитном основании, была поставлена в 1771 - 1776 годах по проекту архитектора А. Ринальди и скульптора И. Г. Шварца.

Ствол колонны завершён аллегорической скульптурой: бронзовый орёл ломает турецкий полумесяц.




На трех сторонах серого мраморного пьедестала помещены бронзовые барельефы, изображающие морские баталии; с южной стороны к пьедесталу прикреплена мраморная доска, рассказывающая историю увековеченных сражений.

Адмиралтейство

Адмиралтейство - симметричный ансамбль из трёх кирпичных павильонов в голландском стиле, построенных в пейзажной части Екатерининского парка на берегу Большого пруда в 1773 - 1777 годах по проекту В. И. Неелова.


Внешний вид всех зданий выдержан в стилистике старинных готических замков с тяжёлыми фасадами и зубчатыми башнями.

Нижний этаж центрального корпуса предназначен для хранения лодок, использовавшихся для катания придворных по Большому пруду, поэтому и весь комплекс зданий назван Адмиралтейством.

В XIX веке здесь хранилась коллекция гребных судов разных стран мира, включавшая трешкоуты императрицы Екатерины II и турецкий каик Николая I, подаренный ему султаном.




Один из боковых корпусов был предназначен для матросов, в другом, птичьем флигеле, разводили всевозможных птиц: павлинов, фазанов, чёрных и белых лебедей.

Между корпусами были вырыты два прудика для птиц.

Мраморный мост

В пейзажной части Екатерининского парка, около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея, по которому можно перейти к семи Лебяжьим островам соседнего пруда.


На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди.

Мраморный мост, являющийся копией Мраморного моста из Уилтонского парка, был построен по проекту архитектора В.И. Неелова в 1774 году.

Массивный цоколь моста прорезан пятью арками.

По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки, с обеих сторон расположены расходящиеся лестницы.




Верхняя часть моста представляет собой галерею - два павильона, соединенные колоннадой из лёгких и стройных ионических колонн.

Колонны, балюстрада и ступени лестниц выполнены из белого мрамора, облицовка стен павильонов - из голубовато-серого, боковые поверхности моста - краснорозовым гранитом.

Турецкая баня

Павильон, задуманный как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов, был построен в 1852 году на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда по распоряжению императора Николая I.


Автор проекта архитектор И.А. Монигетти представил Турецкую баню в форме турецкой мечети с рельефными орнаментами на куполе и высоким минаретом, увенчанным шпилем с полумесяцем.

В центральном зале, выполненном в мавританском стиле, устроен бассейн из белого мрамора, в котором стоял расписной и позолоченный фонтан, окруженный мраморными фонтанными досками с турецкими стихами.

Мыльня освещалась сверху; в ее стены вделаны две чаши с кранами для воды.



В оформлении интерьеров использовались вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии беломраморные рельефные детали внутренней отделки бани турецкой султанши и султана из сада дворца Эски-Серай в Адрианополе: колонны, настенные доски и чаши фонтанов и наддверные украшения XVII–XVIII веков.



Красный каскад

Красный (Турецкий) каскад – плотина, построенная под руководством инженера И.К. Герарда


Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, сообщались с Большим прудом.

Вода, свободно стекавшая по склону холма в направлении пруда, стала вымывать ложбину, и чтобы предотвратить высыхание Верхних прудов, решено было создать систему плотин на протоке.




Около подножия Башни-руины переброшен через ручей "средневековый" мостик с зубчатым парапетом, а чуть дальше две маленькие кирпичные башенки с узкими готическими нишами и щелями-бойницами.

Башня-руина

Башня-руина, относящаяся к комплексу памятников Царского Села, посвященных русско-турецким войнам, была построена в южной части Екатерининского парка по повелению императрицы Екатерины II по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1773 году.


Памятник стилизован под остатки старинной турецкой крепости, состоящей из гигантской башни и части крепостной стены, прорезанной аркой, с системой оборонных устройств.

Стена с аркой переходит в земляную насыпь с кустарниками и деревьями.

На замковом камне на вершине арки Башни-руины высечена надпись: “На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен”.


Башня служила видовой площадкой, а крепостная стена с главным входом в виде арки-въезда и земляной насыпью использовалась для прогулок и увеселительных катаний.

Скрипучая (Китайская) беседка

Экзотический павильон, расположенный на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня, был построен под руководством И. В. Неелова по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1778 - 1786 годах.


Флюгера на крыше этой беседки при поворотах издавал сильный скрип, поэтому ее и назвали Скрипучей.

В архитектуре беседки с загнутыми краями крыши, декоративными фигурками драконов, сложным орнаментом, узорами дверей и окон используются некоторые мотивы китайского искусства

Беседка имеет два входа в виде прямоугольных выступов и оформленных с трех сторон открытыми полуциркульными арками.



От главного входа к пруду спускается каменная лестница из двенадцати ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий.

Концертный зал

Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782 - 1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги.


Здание отличается строгостью и лаконизмом архитектурных форм. Его фасад, обращенный к пруду, оформлен четырехколонным портиком.

С другой стороны фасад выполнен в виде ротонды из десяти колонн, перекрытой невысоким куполом. Стены ротонды украшают пять барельефов на мифологические сюжеты, выполненные скульптором М. И. Козловским.


Центральный барельеф изображает Аполлона, играющего на лире перед Церерой, на других представлены аллегорические женские фигуры с атрибутами искусств и музыкальными инструментами.


Внутри павильон был отделан искусственным мрамором, а пол украшала подлинная римская мозаика I века н. э.

Пирамида

Павильон Пирамида - один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка на берегу Лебяжьего пруда, построен в 1772 году по проекту В. И. Неелова, но в 1774 году был разобран и в 1783 году отстроен заново по проекту Чарлза Камерона.


Пирамида, или как ее называли в начале XIX века Египетская пирамида, предназначалась для размещения коллекции подлинных античных ваз и урн, перевезенных позднее в Эрмитаж.

Такой тип павильона, восходящий к древнеегипетским погребальным постройкам и распространенный в парковой архитектуре конца XVIII - начала XIX столетий, был выбран потому, что с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые собачки Екатерины II - Том-Андерсон, Земира и Дюшеса.


Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, не дошедшими до наших дней.

Готические ворота

В основании насыпи, ведущей на вершину Башни-руины, недалеко от Пирамиды, стоят чугунные Готические ворота, спроектированные архитектором Ю. М. Фельтеном и отлитые в 1778 году из чугуна особой мягкости на Уральском заводе в Екатеринбурге по деревянной модели, изготовленной из липы.


На шестигранный фундамент опираются ажурные устои ворот, связанные готическойой аркой. Ранее ворота украшали чугунные скульптуры, стоящие между колоннами.

Орловские (Гатчинские) ворота

Ворота построены в 1771 - 1782 годах на южной границе Екатерининского парка по проекту архитектора А. Ринальди по распоряжению Императрицы Екатерины II в честь графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы.


В композиции Орловских ворот Ринальди следовал архитектурным формам Древнего Рима.

На стороне, обращённой к Гатчинской дороге, бронзовыми буквами написано: “Орловым от беды избавлена Москва”, а с другой стороны “Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями”.

Высокие пятнадцатиметровые ворота напоминают триумфальную арку и облицованы разными сортами цветных мраморов.


29Пальм
Санкт-Петербург. Царское село. Екатерининский парк. Большой пруд. Panoramic view of Catherine park in Tsarskoye Selo. Saint Petersburg. Фото GrinPhoto-Deposit Санкт-Петербург. Царское село. Екатерининский парк. Большой пруд. Panoramic view of Catherine park in Tsarskoye Selo. Saint Petersburg. Фото GrinPhoto-Deposit
Просмотры 7392

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ