Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia

Назад Вперед

Храм Христа Спасителя (Cathedral of Christ the Savior)


Храм Христа Спасителя с момента своего создания до сегодняшнего дня неразрывно связан с историей российского государства последних двух столетий.

Храм посвящен победе России в Отечественной войне 1812 года. Сама идея его создания появилась почти сразу после изгнания наполеоновских войск за пределы страны.


Дальнейшая судьба храма полна драматических событий и неожиданных поворотов. Автором первого проекта, по которому храм должны были построить на Воробьевых горах, стал А. Витберг.

Работы начались в 1817 году при императоре Александре I, однако по мере реализации проект вызывал все больше сомнений.


Облик строящегося храма не соответствует традициям русского религиозного зодчества. Выбранная площадка оказалась неудачной: грунт не выдерживал нагрузок огромного здания.

В 1825 году строительство было прекращено, против его руководителей выдвинули обвинение в финансовых злоупотреблениях. А. Витберга, который, не имея практического опыта строительства, вероятно, был виновен в преступной халатности, отправили в ссылку.




Через шесть лет Николай I, не проводя конкурса, назначил архитектора К. Тона руководителем проекта. Император был известен своим стремлением контролировать все происходящее, поэтому он сам выбрал площадку для строительства храма на Волхонке, недалеко от Кремля.

Для этого пришлось снести все имеющиеся постройки, в их числе был и Алексеевский женский монастырь. В народе родилась предание, будто настоятельница монастыря, недовольная его разорением, сказала: «Сему месту быть пусту».





Закладка храма состоялось в 1839 году, хотя работы над фундаментом к этому времени уже шли два года. На закладном камне сделали надпись, свидетельствующую о решимости Николая I продолжить дело, начатое его старшим братом императором Александром I, «за невозможностью воздвигнуть Храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах».

Первые два года строительства ушли, чтобы выйти на уровень цоколя, далее началась облицовка наружных стен. Свод главного купола удалось завершить только через восемь лет.





Впервые без строительных лесов москвичи увидели здание храма в 1860 году. Следующие 20 лет шли работы над интерьерами, благоустраивалась прилегающая территория и набережная.

Торжество освящения храма состоялось в 1883 году. За 44 года, пока шло его возведение, на русском престоле сменились три императора, скончался также архитектор К. Тон. Работы завершал его ученик И.С. Каминский.


Порой возникали неожиданные проблемы. Для доставки мрамора и гранита из российских областей, расположенных далеко на севере, потребовалось решать сложную транспортную задачу.




Для этих целей соорудили Екатерининский канал, соединивший реки Истру, Сестру и Дубну, а через них Москву-реку с Волгой.

Современники неоднозначно воспринимали здание храма. Одни критики, как минимум, упрекали К. Тона в отсутствии оригинальности. Другие, напротив, отмечали его стремление быть в русле общих европейских тенденций, когда на смену ясному и строгому классицизму шла эклектика.




К. Тону удалось соединить традиции владимирско-суздальской архитектуры с классическими и византийскими чертами.

Храм стал самым большим в России. Высота составила 103,5 метра, а за счет креста она увеличивалась еще на 8,5 метра. В богослужении могли одновременно принимать участие более 7200 человек.





По уровню цокольного этажа все здание опоясывала галерея, где находился музей войны 1812 года. На досках из белого мрамора были высечены даты сражений с наполеоновской армией, прославившие себя воинские соединения и их командиры, а также имена награжденных и погибших в боях офицеров.




Фасад здания украшали два ряда рельефных изображений. Над карнизами, в порталах и углах находились горельефы. Это были композиции на тему войны 1812 года и фигуры святых заступников России.

Храм приобрел дополнительную декоративность благодаря многочисленным бронзовым элементам. Это двери, рамы окон и зеркал и даже водостоки.

Западное крыло храма освещалось огромной бронзовой позолоченной люстрой. Еще две люстры освещали другие пределы храма. В алтаре находился 21 подсвечник.


Над куполом для прохождения света было устроено 16 окон, 36 – над хорами и восемь – в галерее. Всего храм освещали 60 окон.

Иконостас выполнен в виде беломраморной часовни, увенчанной позолоченным шатром. Иконы располагались в четыре яруса.

Интерьеры были отделаны мрамором, в том числе доставленным из Италии и Бельгии.

Внутренние стены храма расписаны сюжетами о милостях Господних, снизошедших на Россию, библейскими эпизодами и картинами священной истории.

Храм расписывали выдающиеся живописцы В. Суриков, И.Крамской, В. Верещагин, Г. Семирадский, А.Корзухин, Ф.Бруни и другие художники-академики. Горельефы выполнили скульпторы А. Иванов, Н. Ромазанов и А. Логановский.

Храм Христа Спасителя с 1880 года был кафедральным собором. Здесь проводили коронационные мероприятия, отмечали 500 лет преставления Сергия Радонежского, 100 лет Отечественной войны и 300 лет императорского дома Романовых.

После революции храм не получал финансирование от государства и содержался на средства клира и прихожан. В 1922 году храм оказался в ведении обновленцев, его настоятелем стал митрополит А. Введенский.





Последняя страница истории старого храма Христа Спасителя началась в том же 1922 году, когда появилась идея о создании грандиозного здания Дворца Советов. В 1931 году на правительственном уровне принято решение строить символ советской власти на территории Храма Христа Спасителя: «со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

Несколько месяцев здание храма в спешке разбиралось, но дело шло медленно. Тогда в 1931 году произвели два взрыва, потому что при первом взрыве часть храма устояла. Завалы грандиозного сооружения разбирали еще полтора года. Каменную облицовку храма использовали в отделке станций московского метро.

Часть художественных деталей удалось снять и сохранить, в частности горельефы вмонтированы в стену Донского монастыря, где их можно увидеть в наши дни.

Среди них фигуры монахов-воинов, выразительная сцена благословения Дмитрия Донского Сергием Радонежским и другие композиции.

Вслед за разбором остатков храма в 1935 году началось строительство Дворца Советов. Через четыре года был готов железобетонный фундамент, укрепленный стальными плитами. Они должны были служить основанием для металлических конструкций будущего дворца.





Начало Великой Отечественной войны остановило строительство. Основание здания разобрали, металлические детали использовали для нужд обороны, из них строили противотанковые ежи.

От строительства дворца отказались в 1956 году. На месте котлована в 1960 году устроили один из крупнейших в мире открытых бассейнов «Москва». Его диаметр составлял 130 метров, а система искусственного подогрева воды позволяла принимать посетителей даже зимой при температуре ниже двадцати градусов.

Испарения с поверхности воды площадью 13 тысяч квадратных метров были столь сильны, что зимой над бассейном стол плотный туман. Жители ближайших домов жаловались на повышенную коррозию металлических конструкций, а сотрудники расположенного рядом Пушкинского музея отмечали последствия негативного воздействия повышенной влажности на экспонаты.

Бассейн «Москва» закрыли в 1991 году, когда в городе уже набирало силу движение за восстановление храма Христа Спасителя. Вскоре движение вышло за пределы Москвы, и начался широкий сбор средств на возрождение храма.





Закладной камень нового храма установлен 5 декабря 1990 года. Именно в этот день исполнилось 59 лет со дня взрыва храма Христа Спасителя. Однако собранные народные деньги со временем значительно обесценивались растущей инфляцией.

Созданный Фонд восстановления храма предполагал, что бюджетные средства при строительстве нового здания использоваться не будут. И все же руководство страны приняло участие в судьбе храма уже на этапе сбора средств.




Появился указ, согласно которому организации, финансирующие строительство и непосредственного его осуществляющие, получат налоговые преференции.

Вплоть до полного завершения строительства сотни тысяч людей продолжали жертвовать свои средства на его восстановление. Счет российских и зарубежных компаний-жертвователей шел на сотни.

Всей работой руководил специально созданный Совет во главе с патриархом Алексием II и мэром Москвы Ю. Лужковым.




Проект нового храма создали архитекторы М. Посохин и А. Денисов. Затем к работе подключился З. Церетели. В проекте появились новые детали.

Отделка из белого камня была заменена на мраморную, вместо оригинальных мраморных горельефов установили бронзовые, золоченая кровля уступила место современному покрытию из нитрида титана.

В результате облицовка стала выглядеть более холодной. Новые горельефы критиковали как отступающие от оригинала и слишком ярко выделяющиеся на белом фасаде. Все нововведения, а также эстетическая ценность художественной росписи интерьеров вызвали бурную дискуссию.


В 1999 году храм Христа Спасителя был восстановлен в рекордно короткие сроки, и 31 декабря его открыли для посещения. Новое здание считается условной копией предшествующего храма, приближенной к оригиналу. Сегодня это самый большой российский собор, способный вместить около 10 000 человек.

При строительстве использовались сохранившиеся эскизы, чертежи, обмеры и фотодокументы, однако новый храм приобрел и заметные отличия.

Возведена 17-метровая стилобатная часть, где расположена церковь Преображения как знак памяти о снесенном Алексеевском женском монастыре. Это так называемый Нижний храм.

Здесь же находятся Зал Церковных соборов, Зал совещаний Священного Синода, трапезная и служебные помещения. Установлены лифты, которых раньше не было.

С их помощью можно подняться на четыре смотровые площадки. Появился пандус для въезда и подземная автостоянка на 305 парковочных мест, есть даже собственная автомойка.


Верхний храм представляет собой собственно храм Христа Спасителя. В нем освящены три престола: Рождества Христова, Николая Чудотворца и Александра Невского.

В новом соборе соблюдены традиции обетного храма. На мраморных досках можно прочитать манифесты о начале войны, о народном ополчении, об изгнании Наполеона, о благодарности русскому народу и построении храма во имя Христа Спасителя в Москве.

История Отечественной войны представлена в рассказах о 71 сражении на территории России и 87 зарубежных сражениях, взятии Парижа, низложении Наполеона. Не забыты названия особо отличившихся частей, убитые и раненые офицеры, названо и общее число павших.

Иконы храма восстановлены художественным объединением «Арт-храм». Главный купол украшает композиция «Отечество», на пилонах представлены эпизоды земной жизни Иисуса Христа, изображения евангелистов Луки, Матфея, Марка и Иоанна. Ниши и центральные арки также украшены росписями и фресками.


Значительную часть убранства храма занимают различные орнаменты. Для их оформления понадобилось свыше 50 килограммов сусального золота. На галереях также созданы изображения «Крещения Господня» и «Вход в Иерусалим».

На четырех колокольнях храма установлены 14 колоколов. Самый маленький из них весит 14 килограмм, вес самого большого составляет 27101 килограмм.




На основании проведенных исследований одного из сохранившихся колоколов прежнего храма и с учетом изучения других колоколов установлены и скопированы особенности старинного звучания. Новые колокола были отлиты рабочими литейного цеха московского завода ЗИЛ.

В храме Христа Спасителя на постоянном хранении находятся многие почитаемые святыни. Здесь верующие также могли прикоснуться к великим православным святыням, доставленным из зарубежных обителей.


Это были Пояс Богородицы, крест апостола Андрея Первозванного, мощи Николая Мирликийского.

В 2014 году в храме Христа Спасителя состоялось принесение Даров Волхвов, которые впервые в своей истории были вывезены для поклонения из греческого монастыря Святого Павла.

Здание храма Христа Спасителя и земля, на которой он расположен, принадлежат городу Москве на правах собственности. При этом помещение храма за исключением его «светской» части передано РПЦ в безвозмездное пользование.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia. Фото JuliaSha-Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. Cathedral of Christ the Savior. Moscow. Russia. Фото JuliaSha-Depositphotos
Просмотры 183649
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 27.12.2022 17:40)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)










paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)




Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ