Россия. Санкт-Петербург. Успенская церковь (храм Успения Пресвятой Богородицы). Church of the Assumption of St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Успенская церковь (храм Успения Пресвятой Богородицы). Church of the Assumption of St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Успенская церковь (храм Успения Пресвятой Богородицы). Church of the Assumption of St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Успенская церковь (храм Успения Пресвятой Богородицы). Church of the Assumption of St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Успенская церковь (храм Успения Пресвятой Богородицы). Church of the Assumption of St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Успенская церковь (храм Успения Пресвятой Богородицы). Church of the Assumption of St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Успенская церковь (Church of the Assumption)


Богородицкая церковь, Успенская церковь – таковы обиходные названия церкви Успения Пресвятой Богородицы при подворье Оптиной Пустыни.

Церковь имеет ставропигиальный статус, который присваивается тем церквям, которые являются независимыми от местной епархиальной власти и находится в подчинении патриарха или синода.


Церковь находится на Васильевском острове, на набережной Лейтенанта Шмидта. Яркое здание с сияющими куполами хорошо видно с Благовещенского моста, который соединяет набережную с центром Петербурга.


История церкви уходит в 1721 год, когда на Васильевском острове началось строительства архиерейских подворий. На углу набережной и 15-й линии находился дом семьи Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать Петра I Наталья Кирилловна.


Это здание было приобретено для подворья Троице-Сергиева монастыря. На месте нынешнего храма появилось еще несколько строений и небольшая домовая церковь Рождества Христова.


Вскоре подворье монастыря было перенесено в другое место и здание на Васильевском острове выставили на продажу.

Покупателей долгое время не находилось. В 1766 году указом Екатерины II здание передали для устройства подворья Псковского архиерейского дома.


Нельзя сказать, что это способствовало развитию нового подворья, которое по-прежнему не имело значительных доходов и использовалось в основном как место проживания архиереев, приезжающих в Петербург по церковным делам.

Выход был найден в результате его продажи Киево-Печерской лавре в 1875 году. Новым владельцам подворье досталось в запущенном состоянии: из-за бедности жилые и служебные помещения подворья сдавались внаем мирянам, которые не слишком заботились о его сохранности и соблюдении санитарных норм.


Условия совсем не отвечали потребностям и статусу Киево-Печерской лавры, архиереи которой подогу жили в Петербурге. Домовый Рождественский храм не мог вместить всех молящихся.

Восстановление подворья началось с косметического ремонта и строительства одноэтажного флигеля, так называемого «запасныго дома».


Даже проведенный в 1883-1885 годах капитальный ремонт не смог решить существующих проблем, поэтому в 1894 году состоялся конкурс архитектурных проектов для возведения нового подворья.

Для строительства был выбран проект, представленный В.А. Косяковым, который был известен как автор Морского собора в Кронштадте.

Новое Киево-Печерское подворье с храмом Успения Пресвятой Богородицы, сохранившимся до наших дней, стремились построить как можно быстрее, работы шли в течение всего светового дня.

С момента закладки первого камня в 1895 году до подъема крестов на купола прошло всего два года.


В 1897 году митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий освятил главный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. Боковой предел освящен во имя Киево-Печерских преподобных.

Золочение куполов, внутренняя отделка, роспись и другие работы были закончены в 1903 году. Здание теперь могло одновременно вместить около 2000 человек.

Прежнее здание на набережной была снесено, вместо него построили двухэтажный дом с покоями митрополита и настоятеля.


Подворье строили со всеми возможными удобствами. Митрополит мог из своего помещения пройти прямо в храм.

Для служителей подворья во дворе построили двухэтажный флигель. Кладовые и конюшня находились отдельно. Для защиты от наводнений на дверях и окнах подвала оборудовали специальные полуавтоматические ставни.

На «запасный дом» надстроили третий этаж, и он сдавался внаем. Митрополит, монашеская братия и посетители имели отдельные входы в подворье.


Церковь выдержана в псевдорусском стиле. Для облицовки здания использованы два вида камня: серый гранит – для нижней части и песчаник – для верхней.

Облицовочный кирпич был заказан на заводе М.В. Нестерова в Риге. Наружные стены выложены мозаикой мастерской Ф. Фролова.

Здание имеет пять куполов, которые впервые в российской практике были покрыты цельными листами алюминия. На звонницах установлены шесть колоколов.


Храмовое пространство образуется системой перекрещивающихся арок, что позволило обойтись без опорных колонн. Это создает большое открытое пространство.

Роспись осуществляли московские мастера, которыми руководил академик Ф.А. Соколов. Иконы для храма написали насельницы московского Новодевичьего монастыря.


В храме установили медные печи, изготовленные на заводе Товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья». Система отопления была такой продуманной, что даже в самых дальних углах и у входа молящиеся не мерзли. Здание церкви отличалось отличной акустикой.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы сразу стала привлекать к себе молящихся, которых особенно много собиралось в праздничные дни и во время службы митрополита Иоанникия, который с большой любовью относился к храму.


После революции службы в церкви продолжались до 1935 года. После ее закрытия в здании устроили склад ленинградского военного порта. В середине 1950-х годов в здании церкви началось оборудование первого в Советском Союзе искусственного катка, который начал работать в 1961 году.

Каток активно использовался для тренировок спортсменов высшей категории, среди них были даже олимпийские чемпионы Л.Белоусова и О. Протопопов.




После открытия в Ленинграде большого ледового дворца «Юбилейный» на катке в бывшей церкви тренировались только детские группы фигуристов.

Экстремальные условия эксплуатации такого сложного технического сооружения вели к быстрому ухудшению состояния здания, которое поражалось грибком и разрушалось.

Недостаток финансирования пытались решить за счет открытия бани, а затем даже устроили оранжерею для разведения цветов на продажу.


Возрождение церкви началось после ее передачи ставропигиальному Свято-Введенскому монастырю Оптиной пустыни. В 1991 году там, где был хореографический зал, установили временный иконостас и провели первые службы.

Изучение состояния здания, очистка от мусора и составление проекта его восстановления заняло несколько лет.

Реставрационно-ремонтные работы шли поэтапно. В 1993 состоялось богослужение в южном приделе. Центральный алтарь восстановили через пять лет, в 2003 году появился обновленный иконостас.




Завершение реставрации и освящение церкви великим чином, совершенное патриархом Кириллом, стало возможным только в середине 2013 года.

Работа по восстановлению церкви потребовала огромных усилий. Только над росписью стен и куполов под руководством А. Любимова, Ю. В. Смолянского и Е. П. Большакова работала целая группа живописцев, количество которых доходило до 80 человек.


Интерьер церкви содержит изображения «Христоса Пантократора» с херувимами и серафимами, большие библейские композиции и образы четырех Евангелистов.

Центральный алтарь раскрывает тему Успения Пресвятой Богородицы, в других приделах представлены архангелы, русские святые и святые Киево-Печерского патерика.


Сегодня при подворье Оптиной пустыни действуют православная гимназия, воскресная школа и золотошвейная мастерская.

Большую работу проводит антисектантский реабилитационный центр «Диалог».


29Пальм
The orthodox Church of the Dormition of the Mother of God or Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary on the Lieutenant Schmidt embankment. Фото laranik The orthodox Church of the Dormition of the Mother of God or Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary on the Lieutenant Schmidt embankment. Фото laranik
Просмотры 166866
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ