Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (или, как его еще называют, Цирк Чинизелли) - первый каменный стационарный цирк России.
Из истории
Цирк в Санкт-Петербурге появился намного раньше оперы, балета и драмы.
Уже во времена правления Петра I на улицах и площадях стали появляется временные деревянные здания для театральных и цирковых представлений.
Тогда в столице выступали в основном иностранные артисты, в основном приезжающие из Голландии и Франции.
Для цирковых представлений в разных районах города строили деревянные временные арены.
Во времена правления Анны Иоановны, любившей всевозможные развлекательные зрелища, Санкт-Петербург впервые увидел привезенного по ее повелению диковинного слона.
В 1736 году на нынешней Манежной площади появился слоновый двор, который простоял там довольно долго.
Петербургские газеты писали тогда:
- Потом приведён был Индейцами и Персианами пред Летний дом от Надыр Шаха… в дар присланный Ост-Индский Слон в полном своём наряде. Её Императорское Величество изволила оного видеть и разных проб его проворства и силы более часа смотреть…
Чуть позже, уже при Елизавете Петровне в 1741 году Надир-Шах присылает в Петербург еще 14 слонов, для которых на Фонтанке у Симеоновского моста (ныне мост Белинского) были специально построены три больших светлых амбара с обязательным отоплением, на что из казны была отпущена сумма в 5000 рублей серебром – по тем временам очень большие деньги.
От Слоновьего двора, где находились караван-сараи для персиянцев-погонщиков слонов и дома для обслуги, слонов выводили в город – показывать публике, есть мнение, что улица, начинающаяся от фасада цирка Чинизелли, соединяющая при Елизавете напрямую Летний дворец и Невскую першпективу (нынешний Невский проспект), так и назвали – Караванная.
Купали слонов в Фонтанке, соорудив деревянный настил.
На том месте где находится существующее здание цирка деревянная арена впервые была построена в 1827 году для конной группы Жака Турниера, став первым стационарным сооружением для выступлений артистов в Санкт-Петербурге, однако к 1842 году здание, ставшее ветхтим, было сломано.
Спустя три года, 22 ноября 1845 года для труппы Александра Гверры открыли цирковую арену на месте нынешнего Мариинского театра, а в 1846 году подобное здание появилось около Александринского театра, на территории нынешнего сада при Аничковом дворце.
В 1869 году в Санкт-Петербург прибыла семья известного наездника и дрессировщика - Гаэтано Чинизелли, чья жена приходилась сестрой Карлу Гинне, чья труппа в то время выступала в российской столице.
Гаэтано Чинизелли к этому времени был весьма значительной фигурой в цирковом мире. Он был наездником, прекрасно чувствующим лошадь, - достойным учеником великого мэтра Боше.
Став руководителем этой труппы Чинизелли взял в аренду участок земли у Фонтанки, где когда-то был цирк Турниера, и стал просить разрешение на строительство здесь нового здания для выступлений.
Однако проблемой стало соседство с Михайловским (Инженерным) замком, чей фасад могло закрыть новое здание, к тому же мог пострадать и прилегающий к замку парк.
Гаэтано Чинизелли пообещал устроить на свои деньги сквер на Михайловской площади (ныне Манежная). Этот сквер, раскинувшийся напротив главного фасада Манежа, существует и сейчас.
Таким образом в конце концов в 1875 году разрешение было получено.
Составление проекта и руководство строительством были поручены академику архитектуры Василию Александровичу Кенелю, по его же проекту был разбит сквер на Манежной площади.
Проект нового цирка выполнен художником О. Майем, который внес изменения в убранство фасада.
В 1877 году в Санкт-Петербурге был открыт первый каменный цирк России открылся, поражающий своим величием и изяществом, богатым декором, особенно нарядным со стороны главного подъезда.
Здание цирка отличалось рекордным по тем временам пролётом (49,7 м) не поддерживающимся внутренними колоннами, что создавало необычный пространственный эффект.
Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.
Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала за счёт вместительной галёрки доходило до 5000 зрителей.
Многие критики называют здание этого цирка одним из красивейших цирков Европы.
Своим внутренним устройством и внешним обликом цирк Чинизелли приближался к императорским театрам.
Здание цирка Чинизелли почти сразу же вошло в число основных достопримечательностей столицы.
Гаэтано и впоследствии его дети прилагали все возможные усилия, чтобы "представить уважаемой публике какие-либо выдающиеся новинки".
Выдающейся новинкой могла быть и новая европейская цирковая звезда, и новое техническое достижение.
В 1892 году впервые в России цирк Чинизелли показал водяную пантомиму.
В этом спектакле, под названием "Четыре стихии", вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками.
Всевозможные технические новшества демонстрировались у Чинизелли как очередные номера программы.
По субботам, когда обычно назначались дебюты новых артистов, он становился традиционным местом съезда аристократическо-чиновных и гвардейских слоев.
Программы комплектовались из лучших артистических сил, главным образом, иностранных: стоило на манежах Берлина или Парижа появиться достойному внимания исполнителю, как его незамедлительно приглашали в Петербург.
Билеты в цирк стоили дороже, чем в театр, но директор никогда не шёл на уступки и не понижал цен. Тем не менее, цирк имел большой успех.
После смерти Гаэтано Чинизелли в 1881 году управлять цирком стала его жена Вильгельмина Гинне, а после её кончины в 1886 году обязанности директора взял на себя её сын — Сципионе.
В 1919 году цирк стал государственным, а последние владельцы из династии Чинизелли эмигрировали в Париж, где умерли в нищете.
В 2014 - 2015 годах в рамках масштабной реконструкции здания были укреплены фундамент и стены, обновлён купол цирка. В зрительном зале стало меньше рядов, зато расположение зрительных мест стало более удобным.
Также был перемещён из императорской ложи оркестр на своё первоначальное место (над форгангом — занавесом).
В 2015 году в честь двухсотлетия Гаэтано Чинизелли зданию вернули изначальное имя — Цирк Чинизелли.
Двери Цирка на Фонтанке открылись для зрителя 18 декабря 2015 года.
Комментарии (1):
Добавить комментарий