Дмитриевский собор – одна из главных исторических и архитектурных достопримечательностей Владимира и всего Золотого кольца России.
Белокаменный храм был возведен при Всеволоде Большое Гнездо в 1194 – 1197 годы на княжеском дворе и освящён в честь великомученика Димитрия Солунского.
Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы зодчества, знаменитый своей белокаменной резьбой.
Собор, находящийся в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, входит в состав объекта Всемирного наследия под названием “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля”.
Из истории собора
С 1176 года Владимиро-Суздальским княжеством правил великий князь владимирский Всеволод III, имевший 12 детей, в том числе восьмерых сыновей, за что получил прозвище “Большое гнездо”.
Князь Всеволод был сыном Юрия Долгорукого и младшим братом Андрея Боголюбского. Именно при нём Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества.
Князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий, поэтому и собор был назван в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского.
Возведение храма из белого камня-известняка русскими зодчими было закончено в 1197 году постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась частица одежды, пропитанная кровью мученика.
В феврале 1238 года Северо-Восточная Русь была разорена во время монголо-татарского нашествия после поражения соединённых русских сил в битве под Коломной.
Были сожжены 14 городов, включая Владимир. Дмитриевский собор был поврежден и разграблен монголо-татарами.
Впоследствии собор неоднократно горел в 1536, 1719 и 1760 годах.
Капитальная реставрация Дмитриевского храма проходила в 1837 – 1839 годах по распоряжению Николая I, тогда были уничтожены лестничные башни галереи, ошибочно считавшиеся “новоделом” того времени.
В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря, а в 1919 году храм был закрыт для богослужений.
В 1992 году Дмитриевский собор включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В настоящие дни собор входит в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника наряду с другими памятниками древнерусского времени (XII - начала XVIII веков).
Архитектура и интерьеры собора
Одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный Дмитриевский собор считается ярким представителем русского православного зодчества, истоки которого уходят во времена Византии, а затем продолжены в Древнерусском государстве.
После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.
Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом, по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.
Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы.
Второй ярус - это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом.
Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане.
Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема.
На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных.
На фасадах собора видны рельефы с изображением святых, скачущих всадников, сидящего на троне библейского царя Давида, Александра Македонского, вознесшего к небесам, Давида, побеждающего льва, совершающие свои подвиги Геракла, львиных масок на языке символов прославляют красоту и совершенство мира, созданного по законам божественной гармонии, утверждают идею превосходства княжеской власти.
В соборе установлено надгробие первому владимирскому губернатору Роману Воронцову на средства сыновей известных дипломатов Александра и Семена Романовичей.
Памятник представляет собой мраморную пирамиду с аллегорическими фигурами плакальщицы и мальчика с пеликаном.
Комментарии (1):
Добавить комментарий