Россия. Москва. Донской монастырь. Donskoy Monastery. Moscow. Russia

Россия. Москва. Донской монастырь. Donskoy Monastery. Moscow. Russia

Россия. Москва. Донской монастырь. Aerial view of Donskoy Monastery with gate tower on foreground at dusk, Moscow, Russia

Назад Вперед

Донской монастырь (Donskoy monastery)


Донской монастырь - старейший ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве, основанный в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея.


Монастырь получил статус ставропигиального в 1745 году и был первоклассным, одним из шести ставропигиальных обителей в Российской империи перед революцией 1917 года.


Донской ставропигиальный мужской монастырь является объектом культурного наследия федерального значения.

В его ансамбль входит более 30 архитектурных памятников.

Из истории монастыря

Московский Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах.


Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана.


Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу "силою Христа и предстательством Его Матери".

Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, "обоз", отчего монастырь называли в старой Москве, "что в Обозе".


Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название.

Таким образом, между Даниловым и Новодевичьим монастырями постепенно возникла Донская обитель – новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца.


Донской монастырь вошел в оборонительное полукольцо монастырей-крепостей. Обитель была задумана как форпост на самой незащищенной в то время Калужской дороге.

Первым каменным собором монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. Это был храм в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников.

Такая конфигурация в будущем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церквей.


Предполагается, что архитектором храма был московский мастер Федор Конь. Именно он возводил стены Белого города. В 1679 году к каменному собору были пристроены трапезная и шатровая колокольня.

Строительство второго собора Донской Иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684 – 1698 годы. В период с 1686-го по 1711-й также возводятся монастырские стены с 12 башнями.

Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря.


В XVIII веке архитектурный ансамбль монастыря дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, над западными была закончена колокольня с церковью Святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построены больница и другие здания.

К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом.


С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру.

На территории обители в 1834 году располагалось духовное училище, а с начала 1909-го года и школа для обучения послушников.

С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности.

В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Монастырь стал последней обителью для философа П. Чаадаева, поэтов М. Хераскова и А. Сумарокова.

Здесь нашли упокоение писатель В. Одоевский, историк В. Ключевский и архитектор О. Бове.


В советское время Донской монастырь, как и все монастыри на подконтрольной большевикам территории России, был формально закрыт в 1918 году, но без официального согласования с властями продолжал действовать до конца 1920-х.

В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

В Донском монастыре хранятся горелефы, оставшиеся от взорванного в 1931 Храма Христа Спасителя.

Главное отличие исторических горельефов от тех, что являются деталями нынешнего Храма - первые выполнены из мрамора, а современные из бронзы.



В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.

19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

В 1990-х годах рядом со стенами монастыря была выставлена бронетехника, принимавшая участие в исторической битве за Москву.


В 2014 - 2016 годах была проведена реставрация Малого собора, где заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые, восстановили кресты на колокольне и главах приделов.

Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века

Святыни Донского монастыря

Одной из главных святынь Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, которая была написана в XVI веке и установлена в Большом соборе в местном ряду иконостаса.

Автором Донской иконы Пресвятой Богоматери считается преподобный Феофан Грек.

По преданию, 8 сентября 1380 года в день великой Куликовской битвы (на праздник Рождества Пресвятой Богоматери) икона вдохновляла русских воинов на победу, находясь среди войска, а после победоносного сражения была преподнесена донскими казаками в дар князю Димитрию (прозванному затем Донским), который в память славной победы на Дону нарек ее Донской и перенес в Москву.


Сначала икона находилась в Успенском, а затем была перенесена в Благовещенский собор. Ныне же святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.

По сложившейся традиции каждый год 1 сентября (по ст. стилю 19 августа), в день чествования Донской иконы Божией Матери ее доставляют из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь, где пред этой древней святыней Святейший Патриарх при огромном стечении богомольцев из Москвы и других городов России и зарубежья совершает Божественную литургию.

Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в серебряной раке в Большом соборе монастыря.


Официальный сайт Донского монастыря

Официальный сайт Мэра Москвы

29Пальм
Россия. Москва. Донской монастырь. Donskoy Monastery. Moscow. Russia. Фото Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы Россия. Москва. Донской монастырь. Donskoy Monastery. Moscow. Russia. Фото Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Просмотры 28009
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
























Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ