Россия. Санкт-Петербург. Дворы-колодцы. Yard-well kind of bottom-up, typical architecture of old St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Дворы-колодцы. Yards (courtyard) structure shapes in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Дворы-колодцы. Yards (courtyard) structure shapes in Saint Petersburg, Russia

Клуб Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Дворы-колодцы. Yard-well kind of bottom-up, typical architecture of old St. Petersburg

Клуб Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Дворы-колодцы. Yard-well kind of bottom-up, typical architecture of old St. Petersburg

Назад Вперед

Дворы-колодцы


Санкт-Петербург – город необычный. В нем много таких вещей, которые редко встречаются в других городах.

В культурной столице живут «дамы», а не «женщины», а московские пончики здесь называются пышками. Наконец, его коренные жители говорят «парадная» вместо «подъезд».

Это слово стало употребляться для обозначения парадной лестницы, по ней «приличные» жильцы попадали к себе домой. Парадная существовала как противоположность черному ходу, который использовался для служебных надобностей: через него в дом ходила прислуга и «простые» жильцы.

Знаменитые петербургские дворы-колодцы – это явно не парадный вход, и их не особенно приятно показывать посторонним людям. Но в Петербурге даже недостатки, имеющиеся у черных ходов и дворов-колодцев, превратились если не в достоинство, то в туристическую достопримечательность.


Дворы-колодцы возникли в городе из-за особенностей его планировки. Подобные дворы образуются за счет домов, находящихся близко друг к другу, когда их стены фактически соприкасаются вплотную. Возникает так называемая блокированная застройка.

Петербург строился «с нуля», здесь почти не наблюдалось стихийного, хаотичного строительства. Если такие места и возникали, то рано или поздно их сносили.


Для удобства строительства большинство участков были прямоугольной формы. Первые дома имели Г-образную и П-образную формы, но это было невыгодно, слишком много дорогой земли оставалось пустующей.

Вдоль набережных и главных улиц по требованию Петра I дома строили «сплошной фасадой», то есть вплотную друг к другу. Затем внутри участка, по его краям, строили подсобные помещения и флигеля, следом застраивалась внутренняя часть участка.


Особенности планировки зависели от площади участка и его формы, к тому же новые строения должны были привязываться к уже существующим зданиям.

Так возникали замкнутые дворы, а если здание имело пять или шесть этажей, то человек, окруженный со всех сторон стенами, чувствовал себя как на дне колодца. Это не значит, что в других городах подобных строений не было, но в северной столице они носили более массовый характер.

Предприимчивые люди стремились приобретать участки в центре города, чтобы строить на них доходные дома для сдачи внаем. Владелец обычно селился в основном доме, с парадным фасадом.

Там же размещались солидные жильцы, снимающие квартиры, состоящие из десятков комнат и даже занимающие целые этажи. Люди, которые не могли себе позволить подобную роскошь, селились во флигелях и внутри дворов.


Солидные господа шли к себе домой через главный вход, через парадное, а все остальные попадали во внутренний двор через подворотню. Если два или больше дворов соединялись между собой, то их называли проходными.

Основным недостатком дворов-колодцев был недостаток солнечных лучей. Особенно мало света проникло на первый этаж, поэтому аренда жилья здесь стоила дешевле, соответственно, внизу селились самые бедные люди.

В некоторые квартирах вообще не было окон, их приходилось даже днем освещать керосиновыми лампами.

Существует достаточно много дворов-колодцев, владельцы которых стремились застраивать участки максимально плотно, поэтому дворы получились площадью буквально в несколько квадратных метров.


Раньше дворы использовались как склады, в первую очередь, для хранения дров и угля. Они захламлялись, здесь хранили ненужные вещи, скапливался мусор.

В наши дни дворы приобрели не слишком приятный вид из-за многочисленных, хаотично разбросанных по стенам кондиционеров, проведенных коммуникаций и вентиляционных труб.

Стоящие во дворах машины и мусорные баки с определенными запахами довершают современную картину. Такие дворы производят мрачное впечатление.

Это тот Петербург, который обычно скрыт от туристов. Но многие дворы-колодцы могут порадовать своей оригинальностью, уютом, современными граффити, скульптурами и другими забавными вещицами.


Конструкции домов и их расположение способствовали тому, что дворы-колодцы имеют разную форму и внешний вид. Среди них есть по-настоящему оригинальные сооружения.

В общей сложности интересных дворов-колодцев в Петербурге набирается на интересную полноценную экскурсию.

Не все дворы можно увидеть свободно, на многих установлены ворота с домофонами, так что придется ждать, пока не пройдет кто-нибудь из местных жителей.

Дворы-колодцы совсем не редкость в самом центре города. Наиболее туристический вид имеет дворы Капеллы – это четыре проходных двора. Они возникли в начале XIX века, когда создавался целый комплекс зданий для нужд певцов и музыкантов.


В конце прошлого столетия всю территорию реконструировали и благоустроили. Сейчас здесь имеется мини-отель, летнее кафе, концертная площадка.

На Невском проспекте в доме № 3 возник пятиугольный двор, со сложным рисунком, напоминающим крылья, поэтому его стали называть «Двор ангела».

Зайти туда можно через низкую, но необычно широкую арку. Здесь возник целый ритуал. Проходя под аркой, надо загадать желание, во дворе выбрать любой угол, встать в него с закрытыми глазами.

Потом поднять голову и открыть глаза. Некоторым удается увидеть пролетающего ангела, значит, желание обязательно исполнится.


Дом купца Устинова на Фонтанке (№ 92 Б) построен архитектором А.И. Шарлеманем с таким расчетом, чтобы свет распределялся равномерно. В результате дом и его двор-колодец получили форму кольца.

Дворик получился уютным, мостовая выложена тротуарной плиткой, вдобавок стены выкрашены в теплый цвет.

Двор-колодец на Петроградской стороне, на Малом проспекте (№ 1 Б), имеет восемь углов. Говорят, что в его центре росло дерево, но ему не удалось выжить без солнечного света, поэтому жители установили дерево из чугуна.

Один из самых узких дворов-колодцев имеет размер всего 2 х 1,5 метра. Он находится на 4-й линии Васильевского острова (№ 5). Его называют «Двор духов» и здесь тоже загадывают желания.


Дворы-колодцы есть не только в жилых зданиях. Двор Академии художеств на Васильевском острове считается самым большим круглым двором в мире. Попасть в него можно только через двери.

Двор выглядит классически строго, даже аскетично. К 300-летию Петербурга здесь установлен памятник основателю и первому президенту Академии художеств графу И.И. Шувалову, выполненный З. Церетели.

Многие слышали о «Башне грифонов», но мало кто ее видел. На самом деле, это остаток кирпичной дымовой трубы от котельной во дворе дома на 7-й линии Васильевского острова (№ 16).


Ее пришлось построить такой большой (сегодня она имеет высоту около 11 метров), потому что здесь находился доходный дом и одна из старейших аптек Петербурга, принадлежащая Вильгельму Пелю.

Он вместе со своими сыновьями занимался приготовлением лекарств, и труба была частью вытяжной системы. Грифонов здесь никогда не было, но возникла легенда, что секреты аптекаря Пеля сторожили грифоны, жившие на башне.

Вокруг башни сложилась масса легенд и примет. Особую загадочность ей придают цифры на каждом кирпиче, но это уже артистический акт, совершенный одним из художников в конце ХХ века, который пронумеровал все кирпичи, исходя из своих соображений.


Дом на Кирочной (№ 24) интересно смотрится во всех отношениях. Его фасад имеет богатую отделку, украшен барельефами. Хозяева для привлечения состоятельных жильцов устроили проходы от парадного внутрь двора.

Так появились галерея на уровне второго и пятого этажей. На других этажах имеются балконы, что тоже обычно для дворов-колодцев.

Каждый двор-колодец по-своему интересен, всюду есть свои изюминки: изломанная геометрия (Рылеева, 21), мрачноватая готика (Бармалеева, 4).

Сразу несколько домов на улице Марата имеют интересные дворы: одни с четко обозначенными линиями лифтов, другие с необычным рисунком за счет расположения стен, третьи в форме квадрата, узкого как шахта (№ 57, 60, 75).



В этом же ряду находится знаменитый дом Бажанова, где сегодня размещается Детская библиотека истории и культуры Петербурга (Марата, 72) с тремя проходными дворами.

На улице Рубинштейна, в так называемом Толстовском доме (№ 15-17), архитектор Ф.И. Лидваль внутри трех проходных дворов создал целую внутреннюю улицу.

Дом имел небольшой излом в центральной части из-за неправильной конфигурации участка.

Проходные дворы соединялись арками, по центру шла проезжая часть, вдоль которой существовали небольшие газоны. В ХХ веке дворы изменились. Были сделаны большие газоны, высажены деревья, место ранее существующей клумбы занял фонтан.



Не менее примечателен двор-колодец в знаменитом доходном доме Иоффа на перекрестке Пять углов (улица Рубинштейна, № 40), который за его форму прозвали «дом-утюг». Красивый двор имеет вид эллипса с вырезанными углами, образованными эркерами, проходящими по всей высоте здания.

Еще один «дом-утюг» с двором соответствующей формы находится на пересечении набережной Фонтанки и Садовой улицы. Двор может быть интересен только своими узкими очертаниями, напоминающими треугольник, но внутри он темный и неухоженный.

Похожие друг на друга дворы-колодцы образовались в домах, находящихся на улице Фонтанной (№ 3) и через дорогу на улице Некрасова (№ 60). Они квадратные с изломанными линиями за счет выступающих стен.

Двор по улице Садовой, хорошо известный как Дом городских учреждений (№ 55-57), имеет редкий декор в виде химер-кариатид и летучих мышей на пилястрах.


Широкие большие окна по дворовому фасаду сочетаются с удлиненными венецианскими окнами на эркерах. Здесь архитектор позаботился, чтобы дворовое пространство не уступало парадному.

Дворы-колодцы – это примета повседневной жизни петербургских жителей и часть городского ландшафта. Они стали предметом изображения в произведениях Достоевского и Гоголя, о них пел Борис Гребенщиков.

Их можно увидеть в сериале «Улицы разбитых фонарей» и других кинофильмах, действие которых происходит в городе на Неве.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Дворы-колодцы. Courtyard structure shapes in Saint Petersburg, Russia. Фото dimaberkut - Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Дворы-колодцы. Courtyard structure shapes in Saint Petersburg, Russia. Фото dimaberkut - Depositphotos
Просмотры 162831
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 20.09.2023 03:27)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 27.02.2023 23:52)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)












paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 20.09.2021 14:18)




Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ