Египетский подвесной мост не затерялся среди сотен других петербургских мостов. Он был построен в 1825-1826 годах. Первым подобным образцом стал Пантелеймоновский мост.
Соавторами проекта выступили В.К. Треттер и В.А. Христианович. Позже они построили другие висячие пешеходные мосты – Банковский, Почтамтский и Львиный. Конструкции такого рода были первыми во всей Европе.
Египетский мост построен через Фонтанку по оси Лермонтовского проспекта. Свое название мост получил благодаря модной в первой четверти XIX века египетской тематике.
Главной его «египетской» приметой стали металлические фигуры сфинксов. Их автором является известный скульптор П.П. Соколов.
Строительство моста шло в несколько этапов. Сначала в 1825 году забивали сваи для устройства береговых устоев. Затем приступили к оборудованию самих гранитных устоев, вынесенных в реку.
В следующем году начался монтаж металлических конструкций. Египетский мост был введен в эксплуатацию 25 августа 1826 года, и по нему началось движения пешеходов и экипажей.
Его конструкция считается облегченным вариантом Пантелеймоновскогомоста, который имел пять несущих парных цепей.
Египетский мост тоже был цепным, висячим и однопролетным. Однако вместо пяти цепей его удерживали только три. Все металлические элементы моста успешно прошли испытание на разрыв.
Известно, что цепи Пантелеймоновского моста при тестировании выдержали нагрузку в 24 тонны.
Металлические порталы имели высоту 6,5 метра, к ним крепились цепи, поддерживающие конструкцию. Длина моста равнялась почти 55 метрам, его ширина составляла 11,7 метра.
Порталы моста украшали стилизованные египетские рисунки и иероглифы. Египетские знаки входили и в ажурную решетку ограждения. Орнаменты на портале были золочеными, стыковочные элементы цепей и ограждений прикрывали розетки, также позолоченные. Над головами металлических сфинксов были укреплены шестигранные фонари.
Сфинксы стояли на пьедесталах в границах набережных, поэтому они уцелели, когда 20 января 1905 году Египетский мост обвалился в Фонтанку.
В момент обрушения, как писали газеты того времени, по нему проходили два взвода гвардейского конного гренадерского полка вместе с лошадьми, один ломовой, четыре пассажирских извозчика, шесть саней и несколько пешеходов.
Все они упали на лед вместе с пролетом, проломившим его, и оказались в воде. Прибывшие пожарные вытащили всех на берег, при этом погибли три лошади. Смертельных случаев среди людей не было, пострадали только три человека.
Созданная Городской думой комиссия пришла к выводу, что причиной обрушения моста стало наличие внутренней раковины в одном из металлических звеньев цепи.
Официальные выводы комиссии вызывают вопросы у специалистов. К моменту обрушения мост служил уже 79 лет. Конечно, могла возникнуть так называемая «усталость металла», которая, по мнению современных экспертов, усиливается в результате воздействия сильного холода.
В любом случае вопросы остаются, тем более что за годы эксплуатации Египетский мост ремонтировали пять раз. Последний ремонт был произведен за город до катастрофы.
Этот случай с Египетским мостом даже попал в учебники физики для иллюстрации возникновения эффекта резонанса. Считается, будто мост не выдержал ритмичного строевого шага военных, отчего возникли резонансные колебания.
Однако пример не подтверждается никакими расчетами. К тому же, известно, что солдаты двигались верхом на лошадях, которые никак не могут идти в ногу.
Скорее всего, сложились сразу несколько неблагоприятных факторов: возможные ошибки в проектировании, скрытый дефект металла, длительная эксплуатация моста и одномоментно возникшая перегрузка.
Мост на Фонтанке был остро необходим, поэтому немного в стороне, в створе переулка Усачева (ныне переулок Макаренко), был сооружен деревянный пятипролетный мост. Движение по нему началось весной 1905 года, то есть через несколько месяцев после катастрофы.
Мост получился совсем неудобным из-за того, что транспорту приходилось въезжать на него под прямым углом по не широким набережным Фонтанки. Он считался временным, неоднократно ремонтировался, но все же эксплуатировался до 1955 года.
В советское время рассматривалось несколько вариантов нового Египетского моста на месте прежнего. В результате была принята конструкция инженера В.В. Демченко. Архитектурную часть проекта разработали П.А. Арешев и В.С. Васильковский.
Мост пересекает Фонтанку наискосок под углом к набережной в 20°. Он имеет один пролет длиной 44 метра и общей шириной между перилами 27 метров, из которых 21 метр занимают проезжая часть и два тротуара каждый по 3 метра.
Для устройства устоев забито 364 деревянные сваи. Железобетонные устои облицованы гранитными плитами. На набережных установлены сфинксы со старого подвесного моста. Для фонарей освещения у въезда на мост стоят железобетонные обелиски, облицованные чугуном художественного литья.
Архитектурное решение моста сохраняет древнеегипетскую стилизацию, которая просматривается в декорировании фасадов пролета, решеток и обелисков. Новый мост получил историческое название – Египетский.
Перила изготовлены методом чугунного литья. На стойках ограды изображены лавровые венки и цветки лотоса. Между тротуарами и проезжей частью установлены высокие гранитные поребрики.
Фигуры сфинксов были отреставрированы в 2004 году. После того, как с них сняли несколько слоев краски, обнаружилось, что головные уборы сфинксов первоначально были позолоченными. Реставраторы заделали на чугунной поверхности сфинксов множество трещин и сколов.
Гранитные блоки постаментов также пришлось реставрировать, потому что они разошлись более чем на два сантиметра. Швы залили свинцом, гранит тщательно расчистили.
Головные уборы сфинксов покрыли позолотой, и теперь обновленные стражи пустыни продолжает нести свою службу, украшая Египетский мост.
Комментарии (2):
Добавить комментарий