Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Английскую набережную. Panoramic view of the English Embankment from the Neva River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Английскую набережную. Panoramic view of the English Embankment from the Neva River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимний вид с Невы на Английскую набережную. Panoramic view of the English Embankment from the Neva River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Английскую набережную. Panoramic view of the English Embankment from the Neva River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Английскую набережную. Historic building of the Senate and the Holy Synod

Россия. Санкт-Петербург. Пристань у Английской набережной

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Университетской набережной на Английскую набережную

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Университетской набережной на Английскую набережную

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Английскую набережную. Panoramic view of the English Embankment from the Neva River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост

Назад Вперед

Английская набережная (English embankment)


Английская набережная находится на левом берегу Большой Невы в нижнем ее течении.

Этим объясняется одно из первых названий – Береговая Нижняя набережная улица.


Английская набережная является в Петербурге рекордсменом по смене названий, которых насчитывается более двадцати. И каждое имело свою мотивировку.

Исаакиевская – потому что рядом стояла одноименной церковь, Галерная – по Галерной верфи, находящейся неподалеку за Ново-Адмиралтейским каналом. Нынешнее название связано с тем, что здесь жили английские купцы.


Большую часть ХХ века она носила название «Набережной Красного флота». Возвращение исторического названия «Английская набережная» было приурочено к визиту королевы Великобритании Елизаветы II в Санкт-Петербург в 1994 году.

Первоначальная застройка не отличалась изысканностью – это были дома работных и служилых людей. Считается, что хозяином первого дома, построенного здесь в 1716 году, стал мастер корабельных дел Иван Нимцов.

По другим сведениям, первый дом построил в 1710 году ближайший сподвижник Петра I Александр Меншиков. Это было сделано в виде исключения, поскольку первоначально району отводилась роль своеобразной промышленной зоны, поэтому строительство жилых домов Петр I запретил.

Однако вскоре возникла проблема. Стало ясно, что это место первым открывается кораблям, прибывающим в город, поэтому ему предназначалась роль визитной карточкой Петербурга. Значит, его нельзя было оставлять непрезентабельным.




Уже при Петре I участки на берегу Невы стали выделять людям богатым и знатным при условии, что они за свой счет станут благоустраивать набережную.

В 1735 году англичане получили привилегию, освобождающую их дома от налогов. Местные жители стали с выгодой продавать имеющие участки подданным британской короны.

Ситуация на набережной начала меняться в лучшую сторону. Богатые иностранные купцы строили солидные дома, и скоро здесь возникла своеобразная миниатюрная Англия.

В доме № 56 построили англиканская церковь Иисуса Христа, а на соседней улице появился английский театр. Позже возник и английский клуб, членами которого стали многие русские аристократы.

Английская набережная превратилась в престижный район. Привлекательные участки начали приобретать и русские аристократы.

Несколько государств устроили здесь свои посольства.




Застройка стала такой сплошной, что фасады слились воедино в одну линию без промежутков между домами. Среди домовладельцев позже оказались и представители правящей императорской семьи.

Каменная облицовка Английской набережной началась в 1767 году и продолжалась более двадцати лет. Автором проекта выступал архитектор Ю.М. Фельтен. На набережной появилось пять причалов с удобными спусками к реке.

Набережная получилась красивая, и уже в XVIII века стала одним из любимых объектов изображения на картинах художников того времени.

Была решена задача создания парадной витрины новой российской столицы.

В те годы существовала своеобразная статистика, велась регистрация кораблей, прибывающих в город. Согласно этим записям в 1775-1792 годы Петербург принял суда из 18 стран.

Уже на подходе к городу, с просторов Невы, людям, на прибывающих судах, открывалась панорама на Петербург. Гости с неподдельным восхищением взирали на великолепные дворцы, которые сплошной стеной стояли на набережной.




Длина Английской набережной составляет 1260 метров. Последний дом имеет 76-й номер. Раньше на этом месте находилась уникальная церковь Христа Спасителя и святителя Николая Чудотворца. Ее также называли Спас-на-Водах.

Это относительно небольшое белое здание построено М.М. Перетятковичем, который взял за образец знаменитый Дмитриевский собор во Владимире и другие храмы владимиро-суздальской Руси.

Храм возведен в знак памяти моряков, погибших в Цусимском сражении и оставшихся без погребения, и он стал братской могилой для 8269 человек.

Храм Спас-на-Водах завершал перспективу Английской набережной. Благодаря своему расположению у входа в порт он символизировал морские ворота северной столицы.

В 1932 году храм взорвали. В 2003 году на его месте освящена часовня Святого Николая Чудотворца, в будущем предполагается восстановление храма Спаса-на-Водах.

На противоположном конце Английской набережной дом № 2 занимает Конституционный суд России. Его в 1829-1834 годы построил К.И.Росси для Правительствующего Сената и Синода.

Это два здания соединены аркой, призванной, по мысли зодчего, воплотить единение церкви и государства.




Далее вниз по течению Невы расположились дворцы и особняки, каждый из которых достоин внимания как памятник архитектуры и знаковое место в истории России, связанное с жизнью многих выдающихся исторических деятелей.

Среди них здания, принадлежавшие графине А.Г. Лаваль, князю М. В. Голицыну, графу Н.П. Румянцеву, барону А.Л. Штиглицу, великим князьям Павлу Александровичу, Андрею Владимировичу, Михаилу Александровичу.

Участок, на котором стоит дом графини А.Г. Лаваль, принадлежал А.Д.Меншикову. Затем здесь построил дом А.И. Острерман. Среди владельцев были семьи Салтыковых, Строгановых.

На рубеже XVIII-XIX веков здание дважды перестраивали архитекторы А.Н Воронихин и Тома де Томон.

Дом превратился в настоящий музей благодаря собранию античных скульптур, египетских артефактов и картин. Здесь существовал популярный литературно-художественный салон, а парадный вход украшает пара лежащих львов.

Большинство домов на Английской набережной много раз меняли владельцев. Среди них дом Э.П. Казалета – особняк Тенишевых, хозяевами которого успели побывать деятели петровской эпохи Л. Макушев, А. Тормасов, П. Черкасский.

Затем здание оказалось в собственности английских и немецких купцов.






Яркий период в истории дома составила семья Тенишевых, которая тратила огромные деньги на образование, в частности на содержание Тенишевского училища.

Особняк А.Л. Нарышкина – дом Воронцова-Дашкова еще называют особняком графа А.И. Остермана-Толстого, и в этом нет ошибки. Он был его хозяином с 1812 года.

В доме Нарышкина танцевала на своем первом взрослом балу героиня романа Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова.

Лев Толстой не сильно погрешил от истины, потому что вся высшая знать Петербурга считала за честь явиться на званые вечера в дом героя Отечественной войны 1812 года. Некоторые дворцовые помещения сохранили подлинные интерьеры конца XVIII века.

Здание Коллегии иностранных дел (№ 32) построено в середине XVIII века архитектором М. А. Башмаковым. Тогда оно имело богатый декор и принадлежало князю Б.А Куракину.

Для правительственных нужд дворец перестроен в стиле строгого классицизма архитектором Д. Кваренги. Здесь служили Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев.

Сразу после выпуска из Царскосельского лицея сюда были определены на службу А.С. Пушкин и его друг, будущий декабрист В.К. Кюхельбекер.

На Английской набережной невозможно пройти мимо дома Н. Румянцева (№ 44). Он построен в стиле классицизма.



Яркой приметой дворца служит величественный портик с 12 колоннами и многофигурным горельефом.

Граф Н.Румянцев собрал уникальную коллекцию из картин А. Кановы, А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского и других художников.

Библиотека Румянцева включала 30000 книг и, главное, имела богатейшее собрание государственных грамот и договоров.


На основе румянцевского собрания в Москве создан Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а книги находятся в Российской государственной библиотеке.

Против передачи коллекции Румянцева в Москву выступила петербургская общественность, но вопрос решился на высшем государственном уровне.

Сегодня в особняке Н.П. Румянцева находится Музей истории Санкт-Петербурга.


Еще одним знаковым зданием (№ 54) является дворец великого князя Михаила Александровича. Застройка участка относится к началу XVIII века, затем его выкупил А.Д. Меншиков. Окончательный вид дворец принял после перестроек в 1870-е годы и в начале ХХ века.

Наиболее отчетливо в здании проявились черты модерна с элементами классицизма в виде масок, гирлянд, факелов. Для облицовки фасада с эркерами использована английская керамическая плитка каррара.

До приобретения в казну дворец принадлежал немецкому купцу Г.Ф. Линдеману, затем И.Х. Бергину, который прикупил соседнее здание и за счет него расширил здание.

В результате в его особняке стало 28 помещений. Бергин получил звание придворного банкира и приобрел еще одно соседнее здание.

Большую часть XIX века дворец принадлежал представителям военной династии Меншиковых, сначала правнуку петровского фаворита А.С. Меншикову, а потом его сыну Владимиру Александровичу.


Меншиков-старший участвовал во всех сражениях с Наполеоном, отличился при взятии крепостей Анапы и Варны. Получив тяжелое ранение, проводил время на Английской набережной, выполняя поручения Николая I, всецело ему доверявшего.

Меншиков-младший тоже был боевым генералом, он стал последним мужчиной в роду Меншиковых. При нем дворец оставался нетронутым более 20 лет, сохраняя стиль Людовика XV. Часть интерьеров замечательного танцевального зала и парадной лестницы сохранились.

При этом дворец не был выдержан в едином стиле. Столовая была устроена в русском стиле, а княжеский кабинет – в мавританском.

Последний владелец дворца великий князь Михаил Александрович, имя которого он сегодня носит, не очень долго пребывал в своей резиденции.

Великому князю после морганатического брака с Н.С. Вульферт пришлось подчиниться запрету своего царствующего брата и покинуть Россию.

Только с началом мировой войны он вернулся в страну, где с успехом командовал Дикой дивизией.

Своей след в перестройке дворца великий князь, впрочем, оставил. Для него устроили солидный гараж, поскольку Владимир Александрович был страстным автолюбителем.

Сегодня во дворце сохранились отдельные фрагменты подлинного интерьера. Замечательное детальное описание интерьеров дворца оставил журнал «Зодчий» в 1874 году.

Еще один представитель семьи Романовых, великий князь Павел, шестой сын Александра III, имел свой дворец на Английской Набережной.

Ему досталась здание (№ 68), фасад которого выделялся среди других сооружений набережной. Это было здание в духе итальянского Ренессанса.


Главный фасад имел коринфский портик с двумя колоннами, по его верху проходил широкий лепной фриз. Сразу обращает на себя внимание отделка глубоким рустом. Внутренний двор выходил на Галерную улицу, и там господствовало барокко.

Владельцем дворца был барон А.Л. Штиглиц, сын основателя банкирского дома Людвига Штиглица, который в молодые годы покинул Германию и принял российское гражданство.

Его сын унаследовал огромное состояние, стал придворным банкиром, как и его отец.

При перестройке дворца, соответствующего высокому статусу, он предоставил архитектору А.И. Крокау неограниченный кредит и полную свободу действий.


Барон Александр Штиглиц позаботился о том, чтобы полученный результат был запечатлен во всех подробностях.

Выполняя заказ барона, итальянский художник Луиджи Премацци написал 17 акварелей, выписывая мельчайшие детали интерьера. Переплетенный кожаный альбом с акварелями сегодня хранится в Эрмитаже.

Наследница барона Штиглица предпочитала жить в другом доме на Большой Морской и выставила дворец на продажу. Несколько лет не находилось покупателей, способных совершить столь дорогую покупку.

Судьба дворца решилась, когда великий князь Павел Александрович сочетался браком с греческой принцессы Александрой Георгиевной. Дворец стал их свадебным подарком и с тех пор его называли Ново-Павловским.

Во дворце еще одного из великих князей Романовых, Андрея Владимировича, сегодня находится Дворец бракосочетаний (№ 28).


Этот дворец называют по имени одного из самых известных его владельцев П.П. фон Дервиза, железнодорожного магната, которому принадлежало несколько участков на набережной.

К середине XIX века дворец сменил множество владельцев, его перестраивали, продавали за долги, дарили. К этому времени здание приобрело облик в стиле классицизма.


К концу столетия дворец перестроили в стиле эклектики, и снаружи оно стало смотреться довольно сдержанно в ряду соседних сооружений.

Зато внутри сохранились роскошные интерьеры, что приличествует торжественности проводимых здесь бракосочетаний.

На Английской набережной ряд зданий использовались как доходные дома. Это накладывало на них особый отпечаток.

В таких домах перепланировали внутренние помещения, надстраивали дополнительные этажи, пристраивали во внутренних дворах флигели.

Среди них дома В.А. Вонлярлярского, князей Юсуповых, А.Ф Кларка и несколько других.


В наши дни судьбы домов на Английской набережной складываются по-разному. В некоторых размещаются государственные и правительственные учреждения.

Значительная часть строений находится в частной собственности или принадлежит городу, и они арендуются различными организациями, дипломатическими миссиями, банками, туристическими фирмами, охранными предприятиями, отелями, ресторанами, кафе, используются как жилые дома.

Среди них дом Демидова, особняк Паскевича, дома Маркевича, особняк Дурново, особняк герцога Лейхтенбергского, дом Челышева, особняк А. И. Томсен-Боннара – особняк В. И. Асташева, особняк Е.М. Долгоруковой, дом П.К. Ферзена, дом А. М. Головина – дом Струковых, дом Е. Занадеоровой, особняк Н. Н. Теплова, особняк М. Н. Челищева – дом Варшавских и Я. С. Полякова.

К сожалению, в советское время в некоторых зданиях размешались коммунальные квартиры и даже общежития, обитатели которых не могли сохранить их убранство.

В наше время новые владельцы также не всегда проявляют должную заботу об историческом прошлом зданий, не производят реставрационные работы в полном соответствии с требованиями законодательства.

Исторические здания утрачивают свою аутентичность, особенно это касается интерьеров.

Несколько домов признаны памятниками регионального значения. Это особняк С. В. Гвейера, который неофициально именуется «Домом английских подданных», «Дом А.Ф. Кларка» и другие.


Если великолепные дворцы не находят новых владельцев, то ситуация развивается совсем печально, здания многие годы находятся в запустении, ветшают.

Основная причина заключается в сложности и дороговизне реставрации, которая потребует многомиллионных затрат.

Очевидно, что необходима продуманная государственная политика, призванная сохранить уникальный уголок Санкт-Петербурга.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Английскую набережную. Panoramic view of the English Embankment from the Neva River. St. Petersburg.Фото Observer-D Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Английскую набережную. Panoramic view of the English Embankment from the Neva River. St. Petersburg.Фото Observer-D
Просмотры 22000
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ