Россия. Санкт-Петербург. Финляндский железнодорожный мост. Finland Railway Bridge across the Neva River in St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Финляндский железнодорожный мост (Finland Railway Bridge)


Начало ХХ века вплоть до Первой мировой войны – это время подъема российской экономики. Санкт-Петербург был крупнейшим промышленным центром государства.

Одной из примет ускоренного экономического развития стал ввод в эксплуатацию в этот период сразу нескольких крупнейших петербургских мостов.

Среди них не последнее место занимает Финляндский железнодорожный мост.


Этот единственный в Петербурге железнодорожный мост расположен в створе Фаянсовой и Гранитной улиц. Движение по нему открылось 14 октября 1913 года.

Благодаря мосту оказались связаны друг с другом не только промышленные районы Санкт-Петербурга, но и сама Финляндская железная дорога вошла в единую систему железных дорог России.

Первоначально планировалось организовать движение по мосту не только поездов, но также пешеходов и экипажей. Однако от этого варианта отказались из-за нехватки средств, выделенных Городской Думой.


Была оборудована только пешеходная дорожка. Основную часть финансирования обеспечивало Великое Княжество Финляндское.

Авторство проекта и его реализация принадлежат инженерам Г.Г. Кривошеину, Н.А. Белелюбскому и архитектору В.П. Апышкову. Очертания Финляндского железнодорожного моста делают его похожим на Большеохтинский мост, среди авторов которого также был и В.П. Апышков.


По обеим сторонам реки перед мостом были построены подъездные пути. На правом берегу путепровод, проходящий над Октябрьской набережной, был смонтированный из металлических конструкций.

На противоположном берегу под руководством Г.П. Передерия возведена железобетонная эстакада длиной 610 метров. Она проходит над проспектом Обуховской Обороны и представляет собой однопролетные рамы на четырех стойках высотой 13,8 метра. Проект эстакады был разработан фирмой «Христиани и Нильсен» из Дании.


Благодаря тому, что стойки рам наклонены и немного раздвинуты в стороны, эстакада приобрела повышенную поперечную устойчивость. На тот момент эстакада стала самым крупным сооружением из железобетона в России.

Вся мостовая конструкция имеет длину 1160 метров, включая четыре арочных металлических пролета каждый по 100 метров. Однокрылый разводной пролет равнялся 44,7 метра. Вес разводной конструкции составлял 119 тонн при противовесе равном 203 тонны.


Часть моста, непосредственно проходящая над водной преградой, имеет протяженность чуть более 538 метров. Движение по мосту организовано по низу, его проезжая часть крепится к арочным фермам.

Движение пешеходов по мосту уже давно запрещено. Он объявлен запретной зоной и является стратегическим объектам, хотя раньше пешеходов все же пускали на мост.

Это было удобно для тех горожан, которые жили на одной стороне Невы, а работали на другом берегу реки. Соответствующие пропуска без проблем выдавались работникам местных предприятий. Возможно, это объяснялось отсутствием поблизости других мостов.


Подобная практика была прекращена перед войной. Теперь жителям приходится пользоваться другими переправами, ближайшая из которых находится на расстоянии 1,5 километра.

Ниже по течению Невы в 1965 году построен мост Александра Невского. Значительно дальше вверх по реке расположен более старый Володарский мост.

Финляндский железнодорожный мост был однопутным, и со временем он перестал справляться с постоянно возрастающими объемами перевозок. К 1980-м годам состояние моста приблизилось к катастрофическому.


В связи с этим в 1983-1987 годах был реализован проект капитальной реконструкции моста, разработанный группой инженеров института «Ленгипротрансмост».

На увеличенные и укрепленные устои и опоры были установлены пролетные конструкции, повторяющие очертания прежнего моста. Для подъема однокрылого пролета раскрывающейся системы механизмы были изготовлены на Ленинградском металлическом заводе. Эта система отличается от той, что была установлена на старом мосту.


Новый мост открылся в 1988 году. Это позволило прекратить движение по старому и основательно изношенному мосту и провести на нем капитальный ремонт. Достаточно заметить, что для подъема разводного пролета требовалось около трех часов.

Нельзя сказать, что реконструкция прошла быстро. Мост оказался в числе прочих петербургских «долгостроев» тех лет. Это было связано с системными проблемами российской экономики, характерными для 1990-х годов.


Только в 1994 году были демонтированы разводной пролет и его механизмы. Тогда же разобрана старая железобетонная эстакада, на месте которой построена новая с трапецевидными опорами. Всего были заменены 43 опоры.

В те же годы была оборудована новая вертикально-подъемная система центрального пролета, которая полностью открывала просвет для прохода судов всего за три минуты.

Конструкция подобного рода является единственной в Петербурге. Центральная часть пролета поднимается вверх параллельно воде по двум 40-метровым башням.


Полномасштабная капитальная реставрация началась только в 2002 году. Ускорение реконструкции Финляндского железнодорожного моста во многом связано со строительством Ладожского вокзала, для эффективной работы которого требовалась надежная переправа с высокой пропускной способностью.

В 2003 году новый мост, ставший, таким образом, двухпутным, открылся для движения поездов. Это был год 300-летия со дня снования Петербурга, и на мосту установили подсветку. С тех пор он ярко и празднично освещается по ночам, а отражение огней в воде придает зрелищу дополнительные яркие краски.


Теперь Финляндский железнодорожный мост – это практически два моста, расположенные в непосредственной близости друг от друга.

Старый мост сейчас является верховым, составы по нему идет на восток в сторону Ладожского вокзала. Новый, низовой мост, обеспечивает движение на запад с выходом на московское направление.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Финляндский железнодорожный мост. Finland Railway Bridge across the Neva River in St. Petersburg. Russia. Фото G_kopkov-Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Финляндский железнодорожный мост. Finland Railway Bridge across the Neva River in St. Petersburg. Russia. Фото G_kopkov-Depositphotos
Просмотры 134746
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 01.06.2021 11:23)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ