View from above the city in the evening the roof, the Fontanka river, the bridge, the blue dome of Trinity Cathedral. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мост Белинского через реку Фонтанка. Belinsky Bridge across the Fontanka River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. The Fontanka river Embankment and Lomonosov bridge in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Старо-Калинкин мост через Фонтанку. The Fontanka river and the Old Kalinkin bridge in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Старо-Калинкин мост через Фонтанку. The Fontanka river and the Old Kalinkin bridge in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Старо-Калинкин мост через Фонтанку. The Fontanka river embankment and the English bridge in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Старо-Калинкин мост через Фонтанку. The Fontanka river embankment and the English bridge in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Старо-Калинкин мост через Фонтанку. The Fontanka river embankment and the English bridge in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Аничков мост. Anichkov Bridge in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мост Ломоносова через Фонтанку. The Lomonosov Bridge across Fontanka River. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мост Белинского через Фонтанку. Belinsky Bridge across the Fontanka River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Набережная реки Фонтанки. The Fontanka River Embankment in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мост Ломоносова через Фонтанку. The Lomonosov Bridge across Fontanka River. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мост Ломоносова через Фонтанку. The Lomonosov Bridge across Fontanka River. St. Petersburg, Russia

Назад Вперед

Река Фонтанка (Fontanka River)

Содержание

Мосты через Фонтанку   Набережная реки Фонтанки

Часть 1. Мосты через Фонтанку


Река Фонтанка в строгом терминологическом значении этого слова является не рекой, а протоком Невы.




Другими словами, это не самостоятельная река, а боковой рукав Невы, который вытекает из нее около Летнего сада между Дворцовой и Кутузовской набережной и течет в сторону Галерного острова, где снова возвращает воды Большой Неве.



Но в привычном обиходе прочно закрепилось представление, что Фонтанка – это река.




В русском языке существует слово «ерик», которое тоже обозначает проток, и оно часто используется в областных говорах и многих топонимах, например, Таловый ерик.


В момент основания Петербурга будущую Фонтанку называли Безымянный ерик или просто Ерик. Хотя из письменных источников XVI века известно еще более раннее выразительное название протока – Голодуша.

Вдоль течения протока лежали болота и образовывались заводи. Когда начали строить первый мост, то ширина русла достигала 200 метров. По мере осушения болот и засыпки грунтом мелководных мест берега стали заметно ближе друг к другу.


Свое первое имя Безымянный Ерик получил при строительстве Летнего сада, когда для его фонтанов понадобилась вода. Ее вели из Лиговского канала по водоводу, переброшенного через протоку, которую в народе сразу прозвали Фонтанной рекой.

Постепенно прозвище проникло в официальные документы и закрепилось, уже в 1737 году получив свое нынешнее наименование. Фонтанкой для краткости и удобства также называют набережную реки Фонтанки.


Фонтанка протекает по небольшой дуге, обозначая исторический центр Петербурга, который начал складываться при основании города.

Длина реки составляет немногим более семи с половиной километров. В некоторых местах она достигает ширины 70 метров при глубине 3,5 метра.


Сначала граница города проходила по реке Мойке, а в 1730-е годы она отодвинулась южнее вплоть до Фонтанки.

В этих границах писались первые страницы каменной истории Санкт-Петербурга, строились великолепные дворцы, разбивались сады.


Со временем, во второй половине XVIII века, городская граница переместилась к Обводному каналу, и Фонтанка стала обозначать парадную часть Санкт-Петербурга.

Берега Фонтанки застраивались усадьбами, и первой такой усадьбой стал Летний дворец Петра I, вокруг которого сформировался Летний сад.

Он несколько раз менял свой облик, в конечном итоге приблизившись к тому, каким это северное подобие Версаля изначально планировалось Петром I.


В 1740-1750-е годы русло Фонтанки расчистили и укрепили, устроив деревянную набережную. Гранитная облицовка набережной по проекту А.В. Квасова появилась ближе к концу века, в 1780-1789 годы, когда реку снова очистили и углубили.

Фонтанку использовали как удобную транспортную магистраль для доставки грузов. С конца XIX века по ней ходили пассажирские суда, это были паровые катера. От Летнего сада до Калинкина моста билет стоил пять копеек.


В наши дни по Фонтанке возможно двустороннее движение маломерных судов, в основном здесь курсируют туристические катера.

Проложенные радиальные магистрали и другие улицы пересекали Фонтанку в многих местах. Для бесперебойного движения транспорта и людей требовались мосты. Сначала они были деревянные, и некоторые предназначались только для пешеходов.


Строительство мостов на сваях, переброшенных через Фонтанку и ее заболоченную пойму началось еще при жизни Петра I.

На месте современного Пантелеймоновского каменного моста находился деревянный мост, который служил акведуком и не имел названия. В 1749 году его перестроили и пышно украсили в стиле барокко.

В начале XIX века здесь появился первый в России подвесной цепной мост.

Всего через Фонтанку переброшено 15 мостов.


Их них семь являются однотипными, они имели башни с разводными механизмами, которые приводили в действие центральный разводной пролет, обеспечивая проход судов по Фонтанке.

Первый каменный мост на Фонтанке был построен по проекту архитектора Ю.М. Фельтена в 1769 год, его стали называть Прачечным, потому рядом находился Прачечный дом.


Он располагается там, где Фонтанка вытекает из Невы, соединяя Дворцовую и Кутузовскую набережные.

Прачечный мост, наряду с Верхне-Лебяжьим и Эрмитажным мостами, является одним из первых каменных мостов Санкт-Петербурга.




Мост был построен одновременно с гранитной набережной левого берега Невы возле Летнего сада.

Первоначальный проект, составленный в 1762 г., предусматривал строительство трехпролетного каменного моста с деревянным разводным пролетом. Однако в окончательном проекте набережной мост стал неразводным.

В 1908 году построен новый арочный металлический Пантелеймоновский мост (с 1824 по 1908 - Цепной мост; c 1923 по 1991 - мост Пестеля).




Пантелеймоновский мост является продолжением улицы Пестеля (до 1923 - Пантелеймоновской) через реку Фонтанку к северной (нечётной) набережной реки Мойки у Летнего сада.

Мост находится рядом с известными достопримечательностями Санкт-Петербурга: непосредственно у Летнего сада и Инженерного (Михайловского) замка. Образует ансамбль с расположенным рядом Первым Инженерным мостом через исток реки Мойки.

Мост Белинского, расположенный в створе Улицы Белинского, соединяет ее с площадью Белинского. Рядом с мостом расположены церковь Симеона и Анны, цирк Чинизелли.



Первоначально, с 20 августа 1739 г. мост назывался Симеоновским, по имени находящейся поблизости Церкви св. Симеона и Анны. Современное название мост получил 6 октября 1923 г. в форме мост Писателя Белинского (после 1929 года уточнение Писателя было убрано).

Аничков мост появился на Фонтанке одним из первых.


Благодаря скульптурной группе «Укротители коней» П.К. Клодта он стал одним из самых узнаваемых, подлинным украшением Невского проспекта.




Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

Ломоносовский мост сначала назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки был переименован в Чернышёв мост (от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва).




23 августа 1948 года мост был переименован в честь М. В. Ломоносова.

Одновременно с ним была переименована и примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где установлен памятник этому многоплановому учёному, поэту, художнику.

Деревянный пятипролётный Лештуков мост был построен в 1907 году специально для посетителей Суворинского театра (ныне БДТ).


Своё название мост получил от Лештукова переулка (ныне переулок Джамбула).

В 1952 году деревянные пролеты были заменены металлическими балками.

В 1971 году производится капитальный ремонт опор, заменена деревоплита на поперечины и двойной настил.

Деревянный Семеновский мост, получивший свое название от расположенных рядом казарм лейб-гвардии Семёновского полка, был построен в 1717 году ближе к современному Горсткину мосту, а на нынешнее место перенесен в 1738 году.


В 1856 -1857 годах ввиду ветхости кладки в опорах и сводах моста была произведена перестройка моста по проекту инженера Ф. И. Энрольда.

Башни были разобраны, опоры переложены, пролёты впервые в Петербурге перекрыты металлическими балками со сплошными стенками.

В 1949 году по проекту инженера «Дормостпроекта» П. В. Баженова и архитектора Л. А. Носкова был произведен капитальный ремонт моста.

Деревянный пешеходный Горсткин мост был построен в 1898 году инженером Л. Н. Колпицыным на собственные средства. В 1910 г. мост был перестроен.

В 1949 г. мост был капитально перестроен по проекту инженера П. В. Баженова.

Деревянные прогоны были заменены металлическими балками, ширина моста увеличена до 6,2 метра.



Оригинальное решение для прохода судов нашли на первом, тогда еще деревянном, Обуховском мосту, построенном в 1717 году.

В середине он имел поперечную щель шириной 70 сантиметров для прохода мачтовых кораблей.


Можно только представить, каким мастерством должен был обладать судоводитель, чтобы пройти под мостом, не задевая его мачтами. Днем щель снова закрывали досками.

Современный Обуховский мост был построен в 1937 – 1939 гг. по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова.

Деревянный Измайловский мост был построен уже в 1738 году, а уже в 1786 -1788 годах был перестроен в составе серии из семи типовых мостов, когда разводные пролеты на мостах убрали.

Из семи мостов башни сохранили только два моста – Ломоносова и Старо-Калинкин. Все мосты этой серии были перестроены в 1780-е годы по типовому проекту.

В 1861 году Измайловский мост был перестроен еще раз.



Разводной средний пролёт был заменён лучковым кирпичным сводом с гранитными арками по фасадам (инженер В. В. Дымман).

Гранитные башни моста были разобраны, что привело к значительному обеднению архитектурного облика моста. Полотно моста было расширено, тротуары вынесены на внешние консоли, установлена кованая решётка (архитектор А. И. Кракау).

Пешеходный Красноармейский мост был построен в 1956 году по проекту инженера А. А. Куликова, архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского.


Своё наименование мост получил по находящимся рядом Красноармейским улицам.


Немного дальше от центра города находится Египетский мост, в судьбе которого немало примечательных фактов. Он был открыт в 1826 году и имел, как видно из названия, египетские приметы.

Мост рухнул на лед замерзшей Фонтанки в 1905 году, когда по нему навстречу друг другу двигались более десяти саней и кавалерийский эскадрон. Смертельно никто не пострадал, но точную причину обрушения установить не удалось.




В 1989 году в один из египетских сфинксов моста врезался КАМАЗ, скульптура упада в воду и раскололась. Пришлось доставать сфинкса из воды и восстанавливать.

В 2004 году во время реставрации Египетского моста обнаружилось, что под толстыми слоями краски находится первоначальная позолота. Все появившиеся со временем повреждения устранили и головы сфинксов снова покрыли позолотой.

Английский мост был построен в 1905 - 1906 гг. по проекту П. А. Лихачева. Сначала это был пятипролётный деревянный пешеходный мост.

Современный мост был построен в 1962 - 1963 гг. по проекту инженера А. А. Куликова, архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского.


Мост назван по близлежащей магистрали - Английскому проспекту и до 1920 года назывался Английским пешеходным мост, с 1920-х гг. - Английским мостом.

В ХХ веке некоторым мостам вернули их исторический облик, восстанавливая каменные скамейки, парапеты, обелиски, башенки, фонари и другие архитектурные детали. Это относится и к Старо-Калинкину мосту.

Старо-Калинкин мост, расположенный в устье Фонтанки, соединяет между собой Коломенский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

С левого берега к мосту подходят: Старо-Петергофский проспект, недалеко от моста на набережную реки Фонтанки выходит улица Циолковского.

Мост, который существует сегодня был построен в 1907 – 1908 гг. по проекту инженеров П. К. Сухтелена, И. К. Герарда и архитектора М. И. Рылло.




На правом берегу находятся площадь Репина и Лоцманская улица.

По набережной реки Фонтанки на мост приходят транспортные потоки с Садовой улицы.

Последним на Фонтанке стоит Галерный мост.


Немного ниже по течению река впадает в Большую Неву. Мост находится на территории «Адмиралтейских верфей» и доступ к нему для туристов закрыт.



29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Река Фонтанка. Saint Michael's Castle, Fontanka river. St. Petersburg. Russia. Фото magone-Deposit Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Река Фонтанка. Saint Michael's Castle, Fontanka river. St. Petersburg. Russia. Фото magone-Deposit
Просмотры 172156
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 12.12.2021 16:43)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ