Россия. Санкт-Петербург. Литейный мост через Неву. Liteynyy (Foundry) Bridge across the Neva River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Литейный мост через Неву. Liteynyy (Foundry) Bridge across the Neva River. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Литейный мост через Неву. Liteynyy (Foundry) Bridge across the Neva River. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Литейный мост (Foundry bridge)


Литейный мост является вторым по счету постоянным мостом в Санкт-Петербурге. Он был построен там, где существовала необходимость обеспечения надежной переправы через широкую и полноводную Неву.


На старых картах здесь обозначена Новгородская дорога, которая вела из России в Швецию. Она доходила до реки, а на другой стороне Невы продолжалась дальше к Выборгу.

Постоянного моста здесь не было, основная переправа осуществлялась через наплавной Воскресенский мост, который устраивали выше по течению, напротив нынешнего проспекта Чернышевского.


В начале XIX века его переместили к Летнему саду и стали называть Петербургским. На старом месте до 1849 года устраивали плашкоутный мост.

После того как снесли Литейный двор одноименный проспект приобрел новое значение, а перенесенный сюда Воскресенский мост получил название Литейного. Он существовал до 1875 года, когда началось возведение постоянного моста.

Необходимость устройства надежной переправы стала очевидной после мощного ледохода 1865 года, когда наплавной мост был сорван. Однако строительство началось не сразу.


Бюрократическая машина работала долго: для принятия принципиального решения и выбора проекта потребовалось десять лет. В общей сложности комиссия рассмотрела 17 заявок. Лучшим был признан проект инженера А.Е. Струве.

Место строительства оказалось сложным. Нева здесь имеет максимальную глубину до 24 метров, а глинистое дно не способно выдержать огромное давление несущих опор моста. Для устройства фундаментов под быки применяли кессоны таких размеров, которых раньше не было в России.

Эти специальные устройства погружались в грунт на дне реки под собственным весом. Вода вытеснялась сжатым воздухом, и можно было возводить опоры моста.




Это была сложная и опасная подводная работа. Несколько раз происходили крупные аварии, которые приводили к многочисленным человеческим жертвам.

В первом случае полужидкий грунт стал заливать один из кессонов из-за проседания дна. Многие рабочие не смогли быстро покинуть опасное место и утонули.

Во втором случае произошел мощный взрыв, разрушивший крышку кессона, что привело к его мгновенному затоплению. На ликвидацию таких катастроф потребовался почти целый год. Стоимость моста значительно увеличилась.

Тем не менее, в 1879 году, практически в срок, оговоренный контрактом, мост был открыт. Все участники строительства удостоились наград. Мост получил название Александровского в честь Александра II, но оно явно проигрывало в популярности историческому названию, поэтому топоним Литейный, в конечном счете, утвердился окончательно.




При строительстве моста применялись современные технологии, некоторые из них впервые внедрялись в практику российского мостостроения.

Используемые стальные конструкции были прочнее чугунных арок Николаевского моста. Это позволило сделать пролеты значительно длиннее. Мост состоял из пяти клепаных пролетов.

Шестой пролет был разводным, для него разработали оригинальную систему. Ближайший к левому берегу пролет сделали не подъемным, а поворотным. Механизм приводился в действие усилиями восьми человек.

Позже его усовершенствовали, используя для разведения водяную турбину мощностью 36 лошадиных сил. С ее помощью мост разводился за 20 минут.


Архитектор К.К. Рахау разработал эскизы ограждения моста. Его секции изготовили методом чугунного художественного литья. Они изображают щит с гербом Петербурга: скрещенные якоря и скипетр держат в руках две русалки, хвосты которых переходят в растительный орнамент.

На Литейном мосту впервые в мире смонтировали электрические фонари системы П.Н. Яблочкова. Мост облицевали гранитом.

Качество материалов и произведенных работ позволили Литейному мосту бесперебойно работать до 1960-х годов. К этому времени увеличение транспортной нагрузки и необходимость улучшения условий судоходства по Неве потребовали его модернизации.

Тщательно проведенная экспертиза показала надежность оснований опор, поэтому был разработан проект, предусматривающий реконструкцию их верхних частей, на которые должны были опираться новые пролеты.


Основное новшество коснулось разводного пролета моста. Огромный бык, который находился недалеко от берега и служил для вращения разводной части, был перемещен на более глубокое место реки.

Новый бык стал меньше в размерах, что устранило асимметричность силуэта моста. Поворотный пролет был заменен подъемным, его длина увеличилась до 50 метров. Этот пролет, имея массу более 3225 тонн, является самым тяжелым в мире. Однако для его подъема до максимального угла в 67° требуется всего две минуты.


Перила разводного пролета изготовили из более легкого сплава, на других пролетах после реставрации установлены оригинальные ограждения. Появились новые фонари, которые лучше сочетаются с мостовым ограждением.

Обновленный мост стал шире на десять метров, что позволило пустить по нему движение транспорта в три ряда по проезжей части равной 28 метрам. При этом сохранились тротуары шириной по 3 метра. Пролеты имеют разную длину: от 41 до 82 метров. Общая протяженность моста составляет 394 метра.

В начале ХХI века были проведены работы по усилению металлических конструкций. Ремонтировались изношенные части разводного пролета и подъемного механизма. Последние ремонтные работы касались обустройства проезжей части набережной правого берега, которая перекрывалась мостом.




Построенные двухуровневые развязки значительно улучшили транспортную ситуацию и позволили избежать постоянных пробок. Одновременно в шестом пролете моста в связи с расширением набережной были устроены два лестничных спуска. Вдоль набережной под мостом появились пешеходные дорожки.

Впечатляющее зрелище подъема пролета Литейного моста постоянно привлекает многих людей, желающих своими глазами увидеть один из самых ярких петербургских видов.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Литейный мост через Неву. Liteynyy (Foundry) Bridge across the Neva River. St. Petersburg. Russia. Фото nikey - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Литейный мост через Неву. Liteynyy (Foundry) Bridge across the Neva River. St. Petersburg. Russia. Фото nikey - Depositphotos
Просмотры 155316
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ