Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Aerial view of Peterhof Palace, Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Peterhof Palace in St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Grand Cascade Peterhof Known Petrodvorets

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. View Peterhof Petrodvorets Petersburg Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Panorama of beauty fountain with gold sculpture at Peterhof, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Upper Park in Pertergof, Saint-Petersburg city, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Upper Park in Pertergof, Saint-Petersburg city, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Upper Park in Pertergof, Saint-Petersburg city, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. View on Grand Palace in Petergof, St Petersburg. Russia

Назад Вперед

Большой Петергофский дворец (Grand Palace in Petergof)


Петергоф – одна из загородных резиденций русских императоров, основанная Петром I в 1710 году.

Строительство Большого дворца началось в 1714 году. Его здание вместе с Большим каскадом после окончания строительства превратилось в доминанту всего дворцово-паркового комплекса.


Первый проект дворца принадлежал И. Браунштейну, однако из-за сложного грунта в процессе усадки здания появились трещины, хотя это было довольно скромное по масштабам сооружение.

В петровские времена его называли просто «Верхние палаты». На новом этапе к строительству подключился французский архитектор Ж.-Б. Леблон, который к этому моменту уже год занимался разработкой плана Петербурга как «генерал-архитектор», то есть главный архитектор города.


После отведения подземных вод и укрепления фундамента строительство продолжалось по новому проекту: здание должно было стать больше, просторнее и светлее за счет увеличения свободных пространств.

Однако в полной мере реализовать проект не удалось из-за смерти Леблона в 1719 году.

Его сменил итальянский архитектор Николо Микетти, который не стал существенно менять проект, достроив боковые галереи.


Зато Микетти лично разработал около десяти проектов фонтанов Петергофа, в том числе, он предложил Петру I обновленный вариант Большого каскада. Эти фонтаны были построены уже после отъезда архитектора на родину.

В таком виде дворец дошел до времен Елизаветы Петровны, когда его перестройку в 1745-1755 годах осуществил Ф.Б. Растрелли. Центральная часть Большого дворца осталась без изменений, а два боковых флигеля архитектор превратил в отдельные корпуса – Церковный и Гербовый.


Внешний вид дворца изменился благодаря появлению корпусов-ризалитов. Северный фасад здания, направленный к морю, составляет почти 270 метров.

Южная сторона выглядит в форме буквы «П» за счет примыкающих боковых корпусов. Если на дворец смотреть из Нижнего или Верхнего парков, он действительно производит впечатление большого, хотя, на самом деле, имеет всего три этажа.

Здание дворца построено в стиле елизаветинского барокко.


Ф.Б. Растрелли с особой тщательностью исполнил отделку интерьеров, прислушиваясь к пожеланиям императрицы, которые нельзя было не принять.

Предание гласит, что Елизавета Петровна особо настаивала на роскошном убранстве: все знали о ее пристрастии к «золоту», которого должно быть много.

В первую очередь это касается Танцевального зала. Позолота покрывает рамы зеркал, деревянную резьбу, потолочные плафоны, многочисленные скульптуры, маски, горельефы, орнаменты, люстры и даже карнизы.


Ж.-Б. Валлен-Деламот при Екатерине II перестроил два кабинета в экзотическом китайском стиле, а Ю. Фельтен создал интерьер Тронного зала, перестроил Белую столовую и Аванзал.

Это были последние крупные переделки дворца. Считается, что для него во многом образцом послужил Версаль.


В общей сложности в Большом дворце около 30 залов. Разместив Парадную лестницу в западном флигеле, Растрелли получил возможность устроить анфиладу залов вдоль всего фасада.

Парадная лестница призвана ошеломить гостей сразу у входа во дворец, поэтому здесь по максимуму используются барочная роскошь отделки интерьера от яркой росписи стен и плафона до скульптурных форм, резьбы по дереву и кованого металла.




Верхнюю площадку украшают скульптурные аллегории времен года в образах прекрасных девушек.

Танцевальный (Купеческий) зал располагается в западном крыле дворца. Он предназначался для больших приемов и праздников. Основная отделка сделана в виде позолоченной резьбы по дереву.

Западная и северная стены зала – глухие, поэтому их пространство занимают обманные зеркальные окна. На противоположных стенах устроены настоящие большие окна в два яруса.

Все простенки между окнами заняты зеркалами, которые, отражаясь друг в друге, многократно увеличивают объем зала.

Для официальных церемоний и торжественных мероприятий служили Тронный и Чесменский залы, для малых государственных приемов – Аудиенц-зал. Назначение Белой столовой и двух находящихся рядом буфетных понятно из их названия.




К Танцевальному и Чесменскому залу примыкала небольшая Голубая приемная. Это была своего рода канцелярия, где постоянно находились секретари и камер-фурьеры, которые вели своеобразную дворцовую летопись, записывая все события, прибывающих гостей и даже учитывая привезенные или увезенные предметы обстановки.

Для двух Китайских кабинетов, созданных по желанию Екатерины II, использовали помещения, расположенные симметрично по отношению к центральной оси здания. Они находятся с двух сторон Картинного зала, представляющего собой центр дворца.

Картинный зал – одно из самых старых помещений дворца. Его положение и объемы не менялись со временем, сохранились даже элементы изначальной отделки. Его окна смотрят на две стороны, на Морской канал и фонтаны Верхнего сада.




Несколько залов дворца служили для приема гостей. Среди них бывшая Столовая, которую в XIX веке стали называть Большой голубой гостиной из-за цвета обивки стен. Сегодня для отделки использован шелк по образцу 1897 года.

Дамская половина дворца начиналась за Куропаточной гостиной, находившейся непосредственно рядом с опочивальней и туалетной комнатой императрицы, где она проводила утренние часы с людьми из ближайшего окружения.


Своим названием гостиная обязана изображению куропаток на шелковой ткани, которой отделаны стены. Узоры из цветов и колосьев пшеницы с куропатками специально разрабатывали и ткали в знаменитых мастерских Лиона.

В XIX веке выгоравшую ткань два раза меняли, изготавливая ее на русских фабриках по оригинальному образцу.

Опочивальня императрицы называлась Диванной, здесь размещался турецкий диван, подаренный Г.А. Потемкиным.

Среди интересных деталей Диванной – фарфоровая статуэтка любимой левретки Екатерины II, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе.


Кабинет императрицы не всегда использовался для работы. Часто здесь собирался круг приближенных людей для игры в карты. В середине XIX века для украшения Кабинета императрицы использовался фарфор. Из него был изготовлен камин, рама для огромного зеркала, стол и канделябры.

Изделия были произведены на Императорском фарфоровом заводе. Они погибли в 1941 году. В наши здесь воспроизведен интерьер второй половины XVIII века. На стенах находятся портреты Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I и его жены Марии Федоровны.

Секретарская имеет более строгую отделку зеленым шелковым штофом, цвет которого смотрится особенно насыщенно на фоне панелей и дверей белого цвета с золочеными прямоугольными тягами.

Во дворце имеется еще один кабинет – Дубовый, принадлежавший Петру I. Это одно из самых первых помещений дворца. Его отделка состоит из 14 темных дубовых панелей, восемь из них являются оригинальными.

К кабинету примыкает Дубовая лестница, тоже изготовленная из дуба. Здесь хранятся некоторые вещи Петра I.


Три помещения дворца выполняли важные церемониальные функции.

В Штандартной находились штандарты гвардейских полков. Стены были затянуты шелком, с середины XIX века использовался желтый цвет с лиловыми разводами, что соответствовало цветам императорского штандарта.

В Кавалерской размещались кавалергарды, находящиеся в карауле. Здесь же на официальные приемы собирались офицеры-гвардейцы и производились представления кавалеров российских орденов.

Коронная получила свое первоначальная оформление в середине XVIII века, однако в 1770 году Ю. Фельтен переделал ее в Парадную опочивальню. В этом качестве она не использовалась, а при Павле I получила название Коронная, потому что здесь по указанию императора на специальном постаменте хранилась корона.

Дворцовые залы имеют великолепные паркетные полы, изготовленные из дуба, ореха, клена, выложенные прихотливыми узорами.


Петергоф и его Большой дворец в военные годы сильно пострадали. Погибла отделка многих залов, в стенах зияли большие проломы, обрушились межэтажные перекрытия некоторых помещений, большая часть вещей и обстановки была уничтожена или вывезена.

Сегодняшнее великолепие дворца является результатом огромных многолетних усилий историков, музейных работников, архитекторов и реставраторов. Первые восстановленные залы были открыты для посетителей в 1960-е годы.

Большой дворец – это уникальный архитектурный историко-художественный музей. Коллекция картин русских и европейских живописцев, гобеленов, скульптур, предметов мебели, часов, люстр, подсвечников, канделябров, бронзовых и фарфоровых статуэток насчитывает более 3500 экспонатов.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade,  Peterhof Palace, Russia. Фото marcorubino - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia. Фото marcorubino - Depositphotos
Просмотры 12985
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ