Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Банковский мост. Bank bridge on the canal Griboyedov

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Банковский мост. Bank bridge on the canal Griboyedov

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Griboyedov canal and Krukov canal. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова 13. View of the canal Griboedov embankment

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. The bridges over the canal Griboedov and Kryukov canal. St. Nicholas Naval Cathedral in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Nikolsky naval Cathedral. Kryukov canal. Griboyedov canal

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Panorama of St. Petersburg with water channel

Россия. Панорама Санкт-Петербурга. Panorama ity with a drone. Center of St. Petersburg

The intersection of the Fontanka river and Griboedov canal in Saint Petersburg

The intersection of the Fontanka river and Griboedov canal in Saint Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Panorama of the Griboyedov canal in St. Petersburg at sunset

Россия. Санкт-Петербург. Крюков канал. Kryukov canal, bell tower of St. Nicholas Naval Cathedral, St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Nicholas' Naval Cathedral. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Nicholas' Naval Cathedral. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Канал Грибоедова (Griboyedov Canal)


Канал Грибоедова – одна из многочисленных водных артерий Санкт-Петербурга. Город, расположенный на берегу Финского залива, в дельте Невы весь пронизан реками, каналами и протоками.

Канал Грибоедова проходит по центру города. Ранее это была небольшая речка, которая вытекала из болотистой трясины в районе между современной площадью Искусств и Конюшенной площадью.


Это была Глухая речка, которую затем стали называть Кривушей из-за извилистого русла. В 1739 году исток речки соединили с рекой Мойкой, неподалеку от Марсова поля.

И тогда она стала с полным основанием называться каналом.


В период царствования Екатерины II, когда началось благоустройства канала, его стали называть Екатерининским, и он доходит до Фонтанки у Мало-Калинкина моста. Первоначально набережную укрепляли деревом.

При этом, ценные породы деревьев, дубы, липы, клены не вырубали, а пересаживали на новые места.

Максимальная ширина канала равняется 32 метрам при глубине до 3,5 метров. Протяженность канала составляет пять километров, это не слишком много для неспешной прогулки по главным достопримечательностям набережной Грибоедова.


Если нет желания гулять пешком, тогда можно воспользоваться популярной экскурсией на туристическом катере. Маршруты по многим другим каналам и рекам Санкт-Петербурга начинаются именно здесь.

Канал Грибоедова и его набережная окутаны романтикой и полны красоты.

С этим районом связаны жизнь и творчество многих деятелей искусства. Здесь происходили трагические события русской истории, случались и мистические события.



На канале Грибоедова убит Александр II, и на месте его смерти возведен храм Спаса-на-Крови.

Это сооружение является, пожалуй, самым заметным на набережной канала.


Сигнал бросать в императора взрывное устройство подала Софья Перовская, которая 1 марта 1881 года руководила заключительным этапом операции. 

Она взмахнула белым платком у решетки Михайловского сада, сигнализируя бомбометателям о приближении кареты императора.

Через полтора месяца Софья Перовская была повешена, и теперь рассказывают, что ее призрак с тем самым белым платком каждый год в марте появляется на канале, пугая случайных прохожих.


Через канал переброшено много мостов. Сначала их строили деревянными, со временем стали заменять на каменные и металлические.

В месте слияния Мойки и канала Грибоедова находится конструкция из трех мостов – трехмостье.


Это Малоконюшенный и Театральный мосты, которые являются настоящими, а третий, сходящийся с ними под углом 120 градусов, выполняет чисто декоративные функции.


Старейшим в городе является Каменный мост, переброшенный через канал по оси Гороховой улицы. Он является примером архитектуры и технологии строительства мостов 1860-х годов.


Вознесенский мост несколько раз перестраивался, особенно сильно он пострадал в годы войны.


Экскурсии, посвященные жизни и творчеству Ф.М. Достоевского, никогда не обходят его стороной. На мосту и рядом с ним происходили несколько важных эпизодов из романов писателя.


На канале Грибоедова есть интересное место, это так называемое семимостье.


Если осмотреться на Пикаловом мосту, то получится увидеть сразу семь мостов.

Здесь сходятся каналы Грибоедова и Крюкова, на котором находится Старо-Никольский мост, образуя с Пикаловым мостом прямой угол, чуть далее – Смежный, а в обратном направлении – Кашин и Торговый мосты.


На самом русле канале Грибоедова видны Красногвардейский и Ново-Никольский мосты, а в противоположной стороне по течению канала расположился Могилевский мост.


Кроме больших мостов, предназначенных для передвижения транспорта, существует несколько пешеходных мостов. Это Итальянский, Мучной, Сенной мосты.


Пешеходный Коломенский мост, сооруженный в 1969 году, интересен еще тем, что он стал первой и единственной в России цельносварной алюминиевой конструкцией.


Интересен факт появления Итальянского моста. В 1937 году возникла техническая необходимость переброски через канал различных коммуникаций, электрических и трубопроводных.


Чтобы технические конструкции не портили вид, их спрятали в сооруженный мост, обеспечивающий пешеходное движение и одновременно служащий путепроводом. Такое удачное решение существует еще в нескольких мостах.


Пешеходный Банковский мост получил свое название по находящемуся неподалеку Ассигнационному банку.


Он является одним из самых узнаваемых благодаря грифонам с позолоченными крыльями.


Всего в городе сохранились три цепных моста.


Не менее красив Львиный мост длиной 27 метров. Конструктивные детали, удерживающие мост, замаскированы фигурами четырех львов, в пасти которых закрепляются металлические стяжки.


Выглядит это довольно забавно, недаром в народе его иногда называют «мост на ниточках», но получилось оригинально и запоминается с первого взгляда.


Гранитная облицовка основной части канала и установка чугунного ограждения шла почти всю вторую половину XVIII века.

Обустройство затянулось на долгие годы, многим жителям пришлось терпеть неудобства, в частности, долго стоял перекрытым Невский проспект, и переправляться приходилось по временной переправе.

Ее построили за Казанским собором, то есть довольно далеко от проспекта. Благоустройство других отрезков набережной канала продолжалось еще позже.

К югу от Невского проспекта территорию стали застраивать в конце 1730-х годов. Здесь селились служители морского ведомства, для которых выделялись земельные участки.




На берегу канала Грибоедова находится немало выдающихся архитектурных памятников и других примечательных мест.

Нумерация домов на набережной начинается со здания Придворного конюшенного ведомства (№ 1). На противоположной стороне канала в доме № 2 находится Высшая школа народных искусств.


Здание заложено за несколько месяцев до вступления России в Первую мировую войну. За основу принят проект в стиле популярного в то время петровского барокко.


Это сделано с таким расчетом, чтобы здание вписалось в уже существующий архитектурный ансамбль.

Чуть далее, перед Ново-Конюшенным мостом, находится интересное здание ризницы Иверской иконы Божьей матери.


Ризница представляет собой восьмиугольное сооружение, напоминающее шатер. Здесь располагается Музей камня, где находятся уникальные иконы из драгоценных камней и масштабная копия Исаакиевского собора, изготовленная из янтаря.


Сразу за Ново-Конюшенным мостом расположен храм Спаса-на-Крови, построенный на месте гибели императора Александра II убитого 1 марта 1881 года террористами.


От Театрального моста до корпуса Бенуа (№ 2/2), относящего к Русскому музею, вдоль набережной тянется Михайловский сад. Здесь постоянно проводятся выставки современного искусства. В Корпус Бенуа имеется вход со стороны канала Грибоедова.


Жилой дом (№ 9) интересен с историко-литературной точки зрения. В XIX его построили для полковых музыкантов. В советское время здесь жили более 60 писателей со своими семьями. Среди них были М. Зощенко, А. Ахматова, В. Каверин, Н. Заболоцкий, Е.Шварц.



В доме № 13, построенном в 1888-1889 годы архитектором П. Созюром, на протяжении и всей его истории размещались банковские учреждения. После реставрации, законченной в 2009 году, богато декорированный фасад с пышным оконным орнаментом и фризом стал украшением канала. Балконы на боковых ризалитах поддерживают атланты.


Дом В.В. Энгельгардта (№ 16) на углу набережной Грибоедова и Невского проспекта был одним из центров великосветской жизни. В XIX веке здесь устраивались популярные маскарады, давали концерты Г. Берлиоз, И. Штраус, Ф. Лист, М Глинка, П. Виардо.

Здесь же некоторое время находилась книжная лавка издателя и книготорговца А.Ф. Смирдина. Сегодня в доме Энгельгардта расположена филармония.

По проекту П. Сюзора построено еще одно здание на набережной. Это дом компании «Зингер» (№ 21) в стиле модерн, который появился в 1904 году. В нем применены сразу несколько новинок.


Это металлический каркас с панорамными окнами, внутренние дворы с панорамными витринами. Уже в начале ХХ века здание имело систему автоматической очистки крыши от снега.

Компания «Зингер» производила швейные машинки и хотела построить высотное здание как символ своего благополучия. Однако в Петербурге нельзя было строить дома выше чем, чем Зимний дворец.


Тогда здание построили максимально допустимой высоты и затем увенчали башней со стеклянным глобусом диаметром около трех метров. На подобные надстройки запрет не распространялся.

Фасад дома «Зингера» приобрел ощущение легкости и высоты, а сегодня подсвеченный в темное время разноцветными прожекторами, он смотрится просто великолепно.


Ныне здесь расположен Дом Книги. На его крышу можно подняться с экскурсией и с удобной смотровой площадки насладиться видом исторического центра Петербурга.

На другой стороне Невского проспекта находится величественный Казанский собор, развернутый своей колоннадой к Невскому проспекту.


Другим фасадом собор смотрит на канал Грибоедова.

В этом месте через канал сооружен Казанский мост. Его можно даже не заметить, настолько естественно он служит продолжением Невского проспекта.


Мост входит в тройку самых широких мостов в городе и одновременно является самым низким.

За Невским проспектом начинается другой район Петербурга, с многочисленными доходными домами, рассчитанными на самую разную, в том числе совсем не богатую публику. Здесь жили мелкие торговцы, чиновники, ремесленники, снимали комнаты студенты.

Во многих местах доходные дома стоят один за другим, создавая единую линию. Их строили в разное время и в большинстве своем без особых архитектурных изысков. На первое место выходили требования функциональности и наличие квадратных метров.



Это не значит, что доходные дома были безликими типовыми зданиями. Их зачастую заказывали известным архитекторам, и те стремились создать если не шедевр, то хотя бы достойное сооружение.

Многие дома получили узнаваемый облик, другие имели авторские «изюминки», третьи получили известность благодаря своим жильцам или литературной славе.

По адресу «Набережная канала Грибоедова, дом 71» находится доходный дом А.В. Ратькова-Рожнова, который имел в городе еще несколько домов.


Его построил в 1886-1888 годы архитектор П.Ю. Сюзор в стиле эклектики. Большой дом занимает целый квартал треугольной формы. Фасад оживляют эркеры с атлантами.

На этом месте раньше существовал дом с приличным и чистым трактиром, где бывали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский. Заведение так нравилось Достоевскому, что он привез ему из Германии в подарок фисгармонь.

Позже этот трактир оказался встроен в новое здание, что было весьма распространенной практикой. Сегодня в нем восстановлены многие исторические интерьеры.


Естественно, что все доходные дома строили для извлечения прибыли. Недаром в те годы родилась поговорка: лучше иметь доходный дом в Петербурге, чем золотой прииск в Сибири.

В общей сложности на Екатерининском канале было около тридцати доходных домов. Среди других сооружений к югу от Невского проспекта вдоль канала Грибоедова выделяются несколько общественных, торговых и культовых сооружений.

В конце XVIII века Д. Кваренги построил Малый Гостиный двор (№ 26), фасады которого выходят не только на набережную Грибоедова, но и на улицу Ломоносова и Думскую.


Этому же архитектору принадлежит авторство проекта соседнего дома Ассигнационного банка (№ 30-32), где сегодня расположен Университет экономики и финансов.


К каналу Грибоедова примыкает Николо-Богоявленский морской собор. Это целый комплекс из нескольких зданий, сада и сквера между Ново-Никольским и Красногвардейским мостами.


Здание собора является образцом яркого барокко эпохи Елизаветы. Его построили по проекту С.И. Чевакинского в 1753-1762 годы. Рядом расположена отдельно стоящая колокольня с высоким шпилем и четырьмя ярусами.



Вокруг собора находились одноэтажные казармы, где квартировали служащие военно-морского ведомства. Богослужение в соборе не прерывалось даже в году советской власти.


Еще один храм, расположенный на канале Грибоедова - Свято-Исидоровская церковь (Церковь Священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца) - приходской православный храм, находящийся на пересечении Лермонтовского проспекта и проспекта Римского-Корсакова у Могилёвского моста.


Церковь построена в 1903—1907 годах по проекту архитектора A. A. Полещука. Её верхний трёхпридельный храм освящён во имя священномученика Исидора Юрьевского, что и дало название всей церкви.


Боковые приделы верхнего храма освящены во имя преподобного Серафима Саровского и святых апостолов Петра и Павла. Нижний храм Свято-Исидоровской церкви освящён во имя святого Николая Чудотворца.


В 1994 году церковь была возвращена епархии и первая литургия была совершена в нижнем храме 30 октября 1994 года.


4 июля 1996 года над храмом поднят крест, в 1999 году начато восстановление верхней церкви, в 2001 году открыта Никольская часовня.


В доме (№ 69) на Екатерининском канале, построенном архитектором Д.Д. Соколовым, жил Н.В. Гоголь, это был один из первых его петербургских адресов. Здесь писались ранние гоголевские произведения.

Здание по каналу Грибоедова №88 было перестроено в 1905-1907 гг. из стоявшего на этом месте каменного двухэтажного особняка по проекту архитектора О. Р. Мунца совместно с военным инженером Смирновым Н. В. для Екатерининского общественного собрания.


Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание было основано в 1790 г. Это был своеобразный закрытый клуб для проведения досуга.

В Уставе Собрания говорилось о том, что оно имеет целью “доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою”.


В доме № 109 по набережной, в квартире Н.Н. Всеволожского в 1819-1820-е годы бывал А.С. Пушкин, принимая участие в собраниях литературного общества «Зеленая лампа», членами которого были А.А. Дельвиг, Н.И. Гнедич, Д.Н. Барков, будущие декабристы С.П. Трубецкой, Ф.Н. Глинка, Я.Н. Толстой.

На доме с 1937 года находится мемориальная доска с соответствующей надписью.




С именем А.С. Пушкина связан еще один дом на набережной. Небольшой двухэтажный особняк (№ 174), построенный в 1730-е годы, считается единственным сохранившимся сооружением того времени, претерпевшим минимальные перестройки.

Поэт жил здесь сразу после выпуска из Царскосельского лицея с 1816 по 1818 год, и среди других произведений здесь написана поэма «Руслан и Людмила». Сегодня в доме находится мини-отель «Домик в Коломне».

Длинный дом № 133 на правой стороне набережной – это казармы Морского Гвардейского экипажа, построенные в 1877 году.


Его строевые роты несли службу в гарнизоне Петербурга и в резиденциях императорской семьи, принимали участие в морских походах.

С именем художника Ильи Репина связан дом № 135. Здесь в специально построенной мансарде, служившей ему мастерской, художник написал свои картины «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди» и многие другие.

В мастерской живописца бывали художники И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.А. Серов.

В доме № 140 существовала еврейская столовая и ритуальные бассейны (миквы) для омовения.


Здание построено в 1902 году Б.И. Гершовичем в стиле модерн и позже в значительной мере перестроено.




Ближе к концу канала находятся еще несколько интересных зданий. Это доходный дом С.С. Трайнина (№ 158), построенный в 1912 году в стиле северного модерна архитектором И. Претро. Через три года после постройки в доме начал работать кинотеатр «Люкс».

Доходный дом М. М. Греховой (№ 178) построен в 1910 году архитектором А.И. Стюнкелем в стиле модерн. Здание может служить примером «дома-утюга» с характерным угловым фасадом.


Такие постройки не редкость в Петербурге, особенно в тех местах, где приходится застройку встраивать в остроугольные участки или приспосабливаться к естественным городским условиям, в частности, к изгибам рек и каналов.


Большой популярностью в Санкт-Петербурге пользуются литературные экскурсии по местам, где происходило действие романов Ф.М. Достоевского.

Писатель презрительно называл Екатерининский канал «канавой». Здесь неподалеку жил главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.

В доме столярного мастера Ивана Вальхана (№ 104) по набережной находилась квартира, в которой он убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. От своей каморки под крышей до места убийства Раскольнику пришлось пройти всего 730 шагов.


Соня Мармеладова жила в доме № 73, куда к ней через три дома приходил Раскольников, снимавший «комнату от жильцов» в находящемся неподалеку доме № 19 по Гражданской улице.

Все дома, описанные Достоевским, были в то время непривлекательны, как он заметил, «лишенные всякой архитектуры». Для всех домов писатель находит убийственные определения и эпитеты: тесные дворы-колодцы, выкрашенные унылой зеленой краской, с глухими стенами и редкими окнами.

А дом Сонечки Мармеладовой вдобавок имел «безобразный» тупой угол.


Интересно, что в доме № 104, который описал в своем романе Достоевский, два года прожил писатель А.С. Грибоедов, имя которого и носит сегодня канал.

Стены нижних этажей сохранились с грибоедовских времени, хотя дом надстроен несколькими этажами.

Есть версия, что канал назван в честь инженера К.Д. Грибоедова, который занимался его благоустройством в начале ХХ века и фактически спас канал от уничтожения, когда правительство вынашивало планы засыпки русла. Впрочем, эта версия ничем не подтверждается.


Сегодня описанные Ф.М. Достоевским дома выглядят не так ужасающе, как это казалось писателю в XIXвеке.

Фасады капитально отремонтированы, во дворах установлены красивые решетки, а стоимость квадратных метров становится только выше, в том числе благодаря их литературной славе.



Пять километров канала Грибоедова – это как путешествие по машине времени из нашего столетия на 300 лет назад.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Griboedov channel, St. Petersburg, Russia. Фото Siempreverde-Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Griboedov channel, St. Petersburg, Russia. Фото Siempreverde-Depositphotos
Просмотры 178101
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 24.12.2021 17:54)












paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ