Ледокол Красин, символизирующий целую эпоху в истории нашей страны, показывает нам живую историю ледокольного флота, давая почувствовать настоящую романтику полярных исследований!
В начале ХХ века Россия имела приоритет в освоении Северного Ледовитого океана, для освоения пространства которого впервые были использованы линейные ледоколы.
Первые российские ледоколы Ермак и Святогор в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире.
Святогор (Красин после 1927 года) - второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
Из истории
В начале прошлого столетия в Российской Империи усилился интерес к освоению арктических морей и полярным исследованиям, тогда было принято решение о создании ледокольного флота.
Начало ледокольному флоту было положено в конце 1898 года, когда со стапелей завода в английском городе Ньюкасл сошел наш первый ледокол Ермак.
В 1916 году эта же судостроительная верфь спустила на воду второй ледокол, в сентябре этого же года была сформирована команда, а 1 октября ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем Святогор.
После некоторых переделок 15 сентября 1917 года Святогор вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
На протяжении нескольких десятилетий ледокол Святогор был самым мощным арктическим ледоколом в мире, был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск.
Военная служба Святогора продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске для перекрытия пути кораблям интервентов в Архангельск, но, после закрытия кингстонов и откачки воды был поднят на поверхность.
В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.
В 1922 году советское правительство выкупило ледокол за 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов) и вернуло его домой.
Наибольший вклад в его возвращение внесли полпред СССР в Великобритании Л. Б. Красин и знаменитый кораблестроитель А. Н. Крылов.
Оказавшись в родных просторах, «Святогор» прокладывал пути судам в Балтийском море. В 1926 году на его счету было уже несколько десятков вызволенных из ледовой тюрьмы кораблей.
Леонид Борисович Красин (1870 - 1926) известен как инженер, дипломат и государственный деятель, служивший наркомом торговли и промышленности, путей сообщения, внешней торговли.
Леонид Красин долгое время являлся полномочным и торговым представителем СССР в Британии и Франции. В числе его заслуг – улучшение дипломатических отношений Советского Союза с западными странами.
В память советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию, в 1927 году ледокол переименовали в Красин.
В 1928 году ледокол Красин принял участие в спасении экипажа потерпевшего катастрофу дирижабля “Италия”.
Команда ледокола не только спасла оставшихся в живых членов экспедиции генерала Умберто Нобиле из ледяной пустыни, но и на обратном пути оказала помощь германскому пассажирскому судну “Монте Сервантес” с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд.
За этот героический поход ледокол Красин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1930-е годы ледокол Красин помогал множеству судов в проходе по Ледовитому океану, участвовал в сложнейших научных исследованиях, и благодаря которым удалось получить много новых сведений об Арктике.
Во время Великой Отечественной войны ледокол Красин осуществлял проводку судов, которые перевозили грузы хозяйственного и оборонного назначения.
В 1950-х ледокол Красин после капитального ремонта и модернизации на верфях ГДР стал похож на дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.
В 1976 году имя Красин было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза.
До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток.
В конце 80-х годов было решено превратить бывший ледокол в музей, а в начале 90-х судно обрело статус исторического памятника.
В 2004 году ледокол взял на содержание расположенный в Калининграде Музей Мирового океана и с тех пор ледокол Красин – его филиал.
Местом постоянной стоянки была выбрана набережная Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.
В музее можно познакомиться с историей судна и его техническим устройством, увидеть подлинники чертежей, документов и карт ледокола, а также старинные фотографии на которых запечатлено не только прошлое парохода, но и всего ледокольного флота страны.
Комментарии (1):
Добавить комментарий