Мечеть Имама (или Мечеть Шаха) – крупнейшая мечеть Исфахана, вторая мечеть, образующая ансамбль центральной площади города Накш-э Джахан.
Мечеть Имама является одним из лучших примеров персидской исламской архитектуры, за что признана ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
Особенно привлекают внимание её прекрасные семицветные мозаики и каллиграфические надписи.
Строительство мечети было начато в 1611 году во времена правления шаха Аббаса I и завершено в 1641 году.
Изначально она носила название Мечеть Шаха, однако в 1979 году произошла революция, вследствие которой был свергнут последний шах, после чего мечеть получила имя Имама.
Это название было выбрано в честь имама Хомейни, который стал основателем Исламской Республики Иран.
Из истории
Незадолго до возведения Шахской мечети шах Аббас I перенес столицу страны в Исфахан и ему нужно было украсить город, придав ему столичный блеск.
Для этого и была спроектирована площадь Накш-э Джахан, где Мечеть стала символом единства духовной и шахской власти.
Мечеть должна была заменить более раннюю соборную Мечеть Джами, расположенную достаточно далеко от нового центра города.
Так как центральная площадь строилась в привязке к уже существующей архитектуре города, она не была ориентирована на Мекку, поэтому, чтобы не нарушать симметрию, вход сделали параллельным площади, а все остальное было построено под другим углом.
Мечеть имеет высоту 52 метра, если ориентироваться на ее главный позолоченный купол, расположенный в окружении двух 42-ух метровых минарета, благодаря которым мечеть стала самым высоким зданием в Исфахане, и ее отлично видно почти из любой части города.
Мечеть Шаха сразу привлекала взгляд роскошью своего оформления, как внутри, так и снаружи стены мечети и минаретов декорированы бирюзовыми изразцами с геометрическими и растительными орнаментами.
Чтобы придать облицовке особую выразительность, шах приказал использовать не наборную керамическую мозаику, а многоцветные глазурованные плитки, расписанные в технике хафт-ранги (что в переводе с персидского означает семь цветов или радугу).
На облицовку мечети ушло 472 500 поливных изразцов. Вдоль внутреннего двора мечети расположены двухэтажные худжры - помещения для проживания семинаристов.
С каждой стороны двор обрамлён айванами - высокими сводчатыми арочными помещениями, служащими входами.
Главный вход, ведущий непосредственно в молитвенный зал, украшен глубокой нишей, полукупол которой оформлен оригинальными декоративными призматическими формами, нависающими друг над другом.
Интерьеры Шахской мечети оформлены мозаикой, орнаментами и изящной арабской вязью, выполненной придворным художником Аббаса I - Резой Аббаси.
У мечети удивительная акустика, например, есть в ней одна ниша, где каждый произнесенный звук повторяется эхом ровно 12 раз.
А в огромном молитвенном зале можно отчетливо услышать шепот, даже если шепчущий расположен в противоположной стороне зала.
Комментарии (2):
Добавить комментарий