Россия. Санкт-Петербург. Иоанновский мост Петропавловской крепости

Назад Вперед

Иоанновский мост (Ioanovsky Bridge)


Иоанновский мост является ровесником Санкт-Петербурга. В 1703 году город начинает строиться с Петропавловской крепости, возводимой на Заячьем острове, и сооружений на нынешнем Петроградском острове.

Между ними пролегал Кронверкский пролив, и наличие переправы напрашивалось само собой, хотя бы для удобства доставки строительных материалов.


Построенный здесь мост долгое время оставался единственным в городе, потому что Петр I считал необходимым приучить жителей новой столицы к передвижению по воде и был противником мостов.

Основные моменты истории создания моста можно проследить по старинным чертежам и планам Петропавловской крепости. Сначала у Меншикова бастиона был устроен деревянный наплавной мост из соединенных друг с другом плотов. Он получил название Петровского, и оно сохранялось до 1887 года.

Практически тогда же, к 1705 году на проливе был наведен более надежный плашкоутный мост. Его строили из плашкоутов – деревянных барок, на которые укладывали деревянный настил.


В истории Петропавловской крепости зафиксировано, что у плашкоутного моста было два разводных пролета, хотя на сохранившемся плане разглядеть особенности конструкции моста сложно.

Некоторые историки считают, что это имело оборонительные функции: разводные части моста можно было просто сжечь при приближении врага. Плашкоутный мост существовал только в летнее время, зимой он разбирался, и переправа осуществлялась по льду.


Первый постоянный деревянный мост был сооружен на сваях, подпертых подкосами. Он был многопролетным и находился немного выше по течению. Для безопасности его оборудовали простым горизонтальным ограждением на балясинах.

Данная конструкция сохранялась до конца 1730-х годов, хотя ее приходилось по мере необходимости ремонтировать. В эти годы шло активное возведение каменного Иоанновского равелина и Иоанновских ворот.

Параллельно началась замена деревянных конструкций моста каменными, и он теперь ориентировался на новые ворота.


Мост приобрел сложную конструкцию. Он имел две каменные и две деревянные части. С обеих сторон Кронверкского пролива шли каменные дамбы с арками. Посредине русла находилась деревянная часть. Еще одна, завершающая деревянная часть моста вела через ров к Иоанновским воротам.

Сохранился чертеж Петровского моста, датируемый 1763 годом. Мост имел длину 173 метра и ширину 10,5 метра. Каменная дамба, которая шла от Петроградской стороны, имела три пролета.

Далее начинался деревянный участок, тоже состоящий из трех пролетов общей длиной 73 метров. Со стороны Иоанновского равелина тянулась каменная дамба, имеющая пять арочных пролетов.


На центральной, разводной части стояли два портала с подъемным механизмом в виде коромысла и противовесами на цепях. Мост в разведенном состоянии был способен пропускать небольшие суда.

Подъемный механизм приводился в действие вручную. На разводной части моста оставался деревянный настил, а всю остальную поверхность к концу 1760-х годов выложили булыжником.

Заметная перестройка моста произошла в 1788 году, когда были усилены элементы его конструкции. Самые существенные изменения коснулись центральной части, которая стала состоять из восьми пролетов на деревянном свайном основании подкосной системы.


Появился новый подъемный механизм: теперь это был один портал с коромыслом. Изменения не затронули каменных быков, возведенных на деревянных сваях, и каменных арочных пролетов. Опоры обили досками, профилированный брус новых перил украсили резными шишечками.

Петровский мост существовал без заметных перестроек до начала XIX века, когда пришло время очередной капитальной переделки. Основные работы были направлены на укрепление свайной системы и пролетных конструкций, наиболее подверженных воздействию наводнений и ледоходов.


Самые заметные изменения коснулись сквозных арочных пролетов, которые закладывались камнем и превращались в глухую дамбу.

Правое крыло моста засыпалось в ходе обустройства въездов на Кронверкскую набережную, далее ведущих к будущему Троицкому мосту, который тогда был плашкоутным и до 1827 года назывался Петербургским.

Арки левой стороны моста заполнялись наносным речным грунтом и тоже постепенно ликвидировались.


Мостовой настил получил уклон от центра к краям, что способствовало улучшению стока воды. Полностью были переделаны перила. На каменных пролетах моста установили каменные парапеты.

И все же Петровский мост продолжал страдать от наводнений. В частности, в 1824 году были сильно повреждены портальные ворота. Через два года их сняли вместе с устаревшим подъемным механизмом.


В течение XIX века продолжались работы по укреплению моста. И каждый раз основное внимание уделялось его деревянным частям. Места соединений деревянных элементов усиливались металлическими болтами и стяжками.

Однако неожиданно обнаружилось разрушение северной дамбы. На время капитального ремонта был устроен временный деревянный мост. Работы по устранению недостатков заняли несколько лет.


Значительная перестройка моста была проведена в 1887 году, тогда же его переименовали в Иоанновский по одноименному равелину, названному в честь старшего брата Петра I – Иоанна.

В первой трети ХХ века деревянная часть моста состояла из шести пролетов. Почти все арки с обеих сторон моста были засыпаны и превратились в глухие дамбы.


Позже их заложили бутовой кладкой. Строго говоря, каменные дамбы в таком виде надо считать береговыми устоями, а собственно мостом является только деревянная часть строения.

В 1950-е годы на мосту дважды велись ремонтные работы. Сначала металлическими балками по проекту инженера В.В. Блажевича перекрыли семь мостовых пролетов и заменили дощатую обшивку опор.

Затем был реализован проект архитектора А.Л. Ротача, который создал новый декор моста. Вместо деревянных перил появились металлические ограждения чугунного литья. Их рисунок был похож на перила Тучкова моста с двуглавыми орлами и замысловатым орнаментом.


На каменных устоях были установлены фонарные торшеры в форме обелисков. На самом мосту торшеры имеют вид ликторных связок с изображением Медузы Горгоны на щитах.

В XXI веке Иоанновскому мосту снова потребовался капитальный ремонт. Его приурочили к 300-летию Петербурга, который отмечали в 2003 году. Был укреплен свод, проведена гидроизоляция, уложено новое пешеходное полотно. На фонарные торшеры вернулись фигуры двуглавых орлов.

К юбилею города у моста появился интересный памятник.


Он представляет собой фигурку небольшого зайца из бронзы, который сидит на одной из свай. В народе его сразу стали называть «Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения».


Последняя реставрация моста прошла в 2016-2017 годах. Произведена замена деревянных элементов в русле пролива, восстановлена бутовая кладка и облицовка фасадных плит.

Отреставрированы чугунные элементы архитектурного декора, перила и торшеры. Большой объем работ проделан по ремонту дороги длиной почти 70 метров, где заменено булыжное и гранитное покрытие полотна.

В настоящее время мост имеет общую длину 152 метра и ширину 10,5 метра. По нему идет основной поток туристов, направляющихся в Петропавловскую крепость.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Иоанновский мост Петропавловской крепости. Фото evdoha - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Иоанновский мост Петропавловской крепости. Фото evdoha - Depositphotos
Просмотры 3526

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ