Россия. Санкт-Петербург. Каменноостровский проспект. Perspective of Kammennoostrovsky Prospekt. Saint-Petersburg. Russia

Назад Вперед

Каменноостровский проспект (Kamennoostrovsky prospect)


Каменноостровский проспект – одна из главных магистралей Санкт-Петербурга, самый протяженный проспект Петроградского района, протянувшийся на 3,5 километра с севера на юг от Троицкого моста и Троицкой площади до Ушаковского моста через Большую Невку.

Из истории

Формирование проспекта началось с 1712 года, когда от построенного в районе современной улицы Мира Оружейного двора проложили дорогу к Троицкой площади, вскоре получившую название Большой Ружейной улицы.

С 1770-х годов участок нынешнего проспекта, проходящий между Большим проспектом и Малой Невкой назывался Дорогой на Каменный остров, а с начала XIX века он стал называться Каменноостровским проспектом.

С середины XIX века Каменноостровский проспект проходил уже от Кронверкского проспекта до Большой Невки.

В 1903 году состоялось торжественное открытие Троицкого моста, после чего Каменноостровский проспект был наконец продлён через Александровский парк к новому мосту и тогда же стал застраиваться в современном европейском вкусе - в стиле модерн.


В 1918 году часть Каменноостровского проспекта (до Малой Невки) была названа Улица Красных Зорь. Именно здесь в доме 26 – 28 жил видный советский государственный и политический деятель Сергей Миронович Киров.

После убийства С.М. Кирова Каменноостровский проспект 15 декабря 1934 года был назван в его честь – Кировским, в 1935 году проспект был масштабно реконструирован.

4 октября 1991 года проспекту было возвращено название Каменноостровский проспект.

Архитектура проспекта

Основная часть Каменноостровского проспекта проходит между кварталами многоэтажной застройки Петроградского и Аптекарского островов. Ряды домов то выстраиваются сплошным фронтом, то расступаются, открывая небольшие площади, скверы, дворы, и это создает впечатление широты и простора, которое усиливается в северной части магистрали, заканчивающейся у Песочной наб. М. Невки.

Архитектурный облик проспекта, отличаясь внутренним единством и в то же время живописным разнообразием, воспринимается как целостный ансамбль со своим особым ритмическим строем и неповторимым силуэтом.


Главную роль в его пространственной композиции играют угловые башни зданий, увенчанные куполами и шпилями. Видимые издалека, они словно перекликаются друг с другом в перспективе магистрали.

Прямолинейность проспекта определил генеральный план Петербургской стороны 1831 года, предусматривавший также устройство трех площадей на пересечениях с Кронверкским проспектом, улицей Мира и Большим проспектом Петроградской стороны.

Регулярные очертания Каменноостровского проспекта были закреплены застройкой лишь несколько десятилетий спустя.

Проспект полностью изменил свой вид в начале XX века после начала интенсивного строительства. Здесь выросли комфортабельные и представительные доходные дома, зрелищные учреждения, ставшие лучшими в Санкт-Петербурге образцам модерна и неоклассицизма.

В послевоенные годы на важных угловых участках были построены новые здания, решенные в традициях неоклассики. Они внесли завершающие штрихи в многоплановый ансамбль магистрали.

Застройка Каменноостровского проспекта начинается от Кронверкского проспекта. Здесь, на небольшой площади, в 1968 году установлен памятник А. М. Горькому.


Фоном ему служит монументальный жилой дом (№ 2) с плавно изогнутым фасадом, построенный в 1949-1951 годах по проекту архитекторов О.И. Гурьева и В.М. Фромзеля.

К площади обращено живописное по силуэту здание с разными по высоте корпусами, обрамляющими полуоткрытый озелененный двор - курдонер.

Это быв. доходный дом Лидвалей (№ 1-3), возведенный в 1899-1904 годах по проекту архитектора Ф.И. Лидваля. От улицы он отделен изящной решеткой с двумя воротами. Выразительная пластика объемов подчеркнута эффектными сочетаниями горшечного камня и фактурной штукатурки, свободной группировкой окон.

Оригинально скульптурное убранство - изображения птиц и животных, стилизованные растительные мотивы. Здание является одним из интереснейших памятников архитектуры "северного" модерна.

В 1915 - 1930 годах в этом доме жил известный актер Ю.М. Юрьев.

Соседний двухэтажный особняк (№ 5), построенный в 1898 году по проекту архитектора Э.Ф. Вирриха, принадлежал премьер-министру царского правительства С.Ю. Витте.

Ныне в этом здании, реконструированном в 1980 году, находится детская музыкальная школа им. Андрея Петрова.

В ансамбле Каменноостровского проспекта значительную роль играет угловой дом № 9, который хорошо виден от начала магистрали. Это здание с закругленной угловой частью, тройными арками и сочными рельефами на фасадах возведено в 1911 - 1912 годах по проекту архитектора М.С. Лялевича в формах неоренессанса.

На противоположной стороне в конце XIX века был устроен увеселительный сад "Аквариум", с театром, дворцом льда, оранжереями и павильонами. 4 мая 1896 года здесь состоялся первый в России киносеанс.

На том же участке помещался Петербургский центральный рынок (1903 - 1904 годы, архитектор П.М. Мульханов). Дома, выходящие здесь на проспект (№ 10 и 12), построены в 1906 году по проекту архитектора Д.А. Крыжановского.

С 1924 года в этих зданиях работает киностудия "Ленфильм", основанная в 1918 году.


Многие произведения, созданные здесь, вошли в золотой фонд советского киноискусства. Это "Чапаев", поставленный "братьями по профессии" С.Д. и Г.Н. Васильевыми, трилогия о Максиме Г.М. Козинцева и Л.3. Трауберга, "Петр Первый" В.М. Петрова, работы Ф.М. Эрмлера, С.И. Юткевича, А.Г. Зархи, И.Е. Хейфица, С.А. Герасимова. В этих фильмах снимались замечательные актеры - Б.А. Бабочкин, Н.К. Черкасов, Н.К. Симонов, А.К. Тарасова, Б.П. Чирков, М.И. Жаров.

Плодотворным было сотрудничество с киностудией композитора Д.Д. Шостаковича. Он написал музыку к одному из первых звуковых фильмов "Встречный", много лет спустя - к кинокартинам Г.М. Козинцева "Гамлет" и "Король Лир".

С 1939 по 1973 годы Г.М. Козинцев жил неподалеку в доме 4а по ул. Братьев Васильевых, названной в честь выдающихся мастеров советского киноискусства.

Дом 14 на Каменноостровском проспекте был построен для работников искусств в 1934 году по проекту архитектора Д.Г. Фомичева. Здесь жили и работали Д.Д. Шостакович (с 1935 по 1937 годы), художник К.С. Петров-Водкин (с 1936 по 1939 годы) и другие деятели советской культуры.

Напротив, за деревьями сквера, где до революции здесь находился механический завод Р.Л. Лангензипена. Его основные здания были сооружены в 1890 - 1900-х годах по проекту архитектора А.П. Соскова.

Рабочие предприятия принимали активное участие в революционной борьбе, в стачечном движении. В дни Великого Октября здесь формировались отряды рабочей милиции и Красной гвардии.

На пересечении Каменноостровского проспекта и улицы Мира (бывшей Ружейной улицы) расположена небольшая, пространственно замкнутая восьмиугольная площадь, окруженная каменными громадами зданий.


С трех сторон ее обступают дома, увенчанные фигурными щипцами, башнями, шпилями и куполами. Разнообразные по рисунку окна и порталы, балконные решетки и лепные рельефы подчеркивают живописный характер фасадов (д. 13, 16, 20).

Этот своеобразный ансамбль в стиле модерн создан в 1901 - 1906 годах по проектам В.В. Шауба. Во дворе д. 16 с 1898 года находилась мастерская известного художника и искусствоведа Э.К. Лингарта.


В д. 13 с 1923 по 1934 годы жил и работал крупный советский зодчий В. А. Щуко. Формирование площади завершилось в 1951 - 1952 годах, когда был построен д. 15, решенный в классицистических формах (архитекторы О.И. Гурьев, А. П. Щербенок).

29 октября 1992 года в знак дружественных отношений между Россией и Австрией, а также учитывая схожесть архитектурного стиля зданий (модерн) с архитектурой австрийской столицы, площади было присвоено наименование Австрийская площадь.


Следующий участок проспекта, до ул. Большой Монетной, застроен сплошным фронтом одинаковых по высоте зданий, создающих впечатление улицы-коридора, среди которых выделяется монументальное здание с рустованным цоколем, пилястровыми портиками на фасадах и полуколоннами на скругленном углу (д. 19).

Возведенное в 1911-1912 годах по проекту архитектора С.И. Минашема, оно представляет собой удачный образец неоклассики.

Асимметричной композицией кирпичных фасадов, декорированных деталями из майолики и терракоты, привлекает внимание д. 24, построенный в 1896-1897 годах по проекту Л. Н. Бенуа (надстроен и расширен в начале XX веке архитектором В.М. Андросовым).

В глубине видно протяженное здание с простым и строгим фасадом, характерным для позднего классицизма (д. 21), построенное в 1831 - 1834 годах по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя для Александровского сиротского дома (надстроено в 1878 году).

Сюда в 1844 году был переведен из Царского Села Лицей, получивший название Александровского. Прославленный Царскосельский лицей, основанный в 1811 году, озарен великим именем А.С. Пушкина.

С лицейского порога начинали свой путь многие выдающиеся деятели русской культуры, науки и дипломатии, освободительного движения. В петербургский период в Александровском лицее учились писатель М.Е. Салтыков-Щедрин и его друг А.М. Унковский, впоследствии - лидер либеральной оппозиции крепостничеству, петрашевцы А.И. Европеус и Н.С. Кашкин, революционер и биолог Н.Д. Ножин, художник В.Г. Шварц.

В стенах здания был создан первый Пушкинский музей.

В 1917 году здесь работали штаб Красной гвардии Петроградской стороны, районный комитет партии большевиков и районный Совет.

Руководителем красногвардейцев и председателем райсовета был рабочий-большевик А.К. Скороходов, имя которого Большая Монетная улица носила с 1923 по 1991 годы.

На противоположной стороне проспекта расположен огромный жилой д. 26-28, возведенный в 1911 - 1913 годах по заказу Первого Российского страхового общества архитекторами Л.Н., А.Н. и Ю.Ю. Бенуа.

Въезд в открытый парадный двор оформлен гранитной колоннадой. Мягкая пластика фасадов, облицованных светло-серым горшечным камнем, подчеркнута изящными декоративными деталями, невысокими колоннадами и скульптурой.

В 1913-1914 годах на смежном участке для того же общества по проекту Л. Н. и Ю. Ю. Бенуа было построено представительное здание, курдонер которого раскрывается на Кронверкскую улицу, 29. Эти дома, связанные внутренними дворами, составили единый жилой комплекс, крупнейший в Петербурге.

В доме 26-28 с 1926 по 1934 годы жил С.М. Киров, возглавлявший Ленинградскую партийную организацию.


С 1957 года здесь открыт мемориальный музей, где воссозданы жилые комнаты С.М. Кирова и его кабинет в Смольном.

Экспозиция рассказывает о жизненном пути пламенного коммуниста. Особенно подробно отражена его деятельность в Ленинграде и области.

В марте 1986 года, к 100-летию со дня рождения С.М. Кирова, в музее были открыты новые залы.

Часть комплекса со стороны Кронверкской ул. отмечена несколькими мемориальными досками. В 1937 - 1946 годах здесь жил А.А. Кузнецов - партийный и государственный деятель, один из руководителей обороны Ленинграда, в 1942 - 1946 годах - командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л.А. Говоров.


В этом же здании в 1938 году поселился Д.Д. Шостакович. Здесь в первые месяцы войны он начал писать Седьмую симфонию - Ленинградскую героическую.

Позднее, в 1957 - 1971 годах здесь жил и работал поэт А.А. Прокофьев. Мемориальная доска на соседнем доме по Кронверкской ул. (№ 27) напоминает о жившем здесь с 1944 по 1966 годы Н.К. Черкасове.

Здание на углу Каменноостровского проспекта и Большой Пушкарской улицы выделяется невысокой башенкой (д. 32, 1898 - 1900 годы, архитектор В.П. Цейдлер). Ритм вертикальных акцентов в силуэте магистрали поддерживает купольное завершение д. 38 (1911 год, архитектор В.И. Ван-дер-Гюхт).

Это здание с крупными эркерами входит в ансамбль площади Льва Толстого, главным звеном которого является монументальный Дом с башнями на углу Большого проспекта.


Рядом с площадью на правой стороне проспекта расположен Дом мод (д. 37), возведенный в 1964 - 1968 годах по проекту Е.А. Левинсона, А.К. Андреева и Я.Е. Москаленко.

Здесь можно было познакомиться с новыми моделями, заказать в ателье или приобрести в торговых залах последние образцы верхней одежды.

Лаконичный облик здания сочетает большие плоскости остекления с мерным ритмом пилонов и пилястр. В первом этаже - вестибюль станции метро "Петроградская", открытой в 1963 году.


Здание четких геометрических форм с гигантским остекленным порталом Дворец культуры им. Ленсовета, главный центр культурной жизни Петроградской стороны (д. 42), открытый в 1934 году.

Ныне это один из крупнейших в городе Дворец культуры. Вместимость его залов составляет более 4,5 тыс. мест.

В радиофицированном театральном зале демонстрировали свое искусство знаменитые зарубежные коллективы. В здании работают народный университет и лектории, многочисленные коллективы художественной самодеятельности и любительские объединения, в том числе клубы новаторов, кинолюбителей, туристов.

Дворец называют "академией клубного дела" - он служит ведущим методическим центром для учреждений культуры города и области.


Перспективу площади, открывающейся за Дворцом культуры им. Ленсовета, замыкает огромный жилой дом (Малый проспект, 84-86), возведенный в 1930-х годах по проекту архитектора И.Г. Явейна.

Это здание принадлежит к лучшим образцам архитектуры конструктивизма.

Памятником архитектуры неоклассического направления является д. 44б по Каменноостровскому проспекту, построенный в 1913 году по проекту архитектора С. С. Кричинского для эмира бухарского. Средняя часть фасада прорезана эффектной двухъярусной аркадой.


В сквере на другой стороне магистрали в 1959 году установлен памятник А.С. Попову, созданный скульптором В.Я. Боголюбовым и архитектором Н.В. Барановым.

За деревьями просматривается излучина реки Карповки. Через нее на Аптекарский остров ведет железобетонный Пионерский мост, построенный в 1936 году под руководством инженера А.Д. Саперштейна и архитектора К.М. Дмитриева.

Слева от него - изящный особняк с трехарочной лоджией (№ 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича в формах неоренессанса.

В доме 52 с 1875 по 1918 годы жил скульптор А.М. Опекушин. Его мастерская, одноэтажная постройка, обращенная на ул. Профессора Попова (д. 24). сохранилась до наших дней.

В этом помещении скульптор работал над памятниками А. С. Пушкину, установленными в Москве и на Пушкинской улице Санкт-Петербурга, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске и другими произведениями.

Перекресток Каменноостровского проспекта с улицей Профессора Попова акцентирован двумя домами с угловыми башнями. Оба здания построены в 1910 году: д. 53 – по проекту архитектора С.Г. Гингера и д. 54 по проекту архитектора Д.А. Крыжановского.

Благодаря небольшому излому проспекта у Карповки башня д. 54 видна издалека в перспективе магистрали. В формах конструктивизма построен д. 55 (1929 - 1930 годы, архитекторы Е.А. Левинсон, А.М. Соколов). В этом здании с 1930 по 1962 годы жил кинорежиссер Ф.М. Эрмлер.

Вправо от магистрали отходит улица Чапыгина, на которой расположен телецентр "Петербург - 5-й канал". Сюда обращено его главное здание, возведенное в 1960 - 1963 годах по проекту архитекторов С.Б. Сперанского, В.С. Васильковского и А.Д. Каца.

Крупный масштаб, лаконичная цельность объема и чеканный ритм пилонов создают впечатление строгой монументальности. Вдали виден ажурный силуэт телебашни, взметнувшейся ввысь на 310 метров. Одно из самых высоких сооружений города было смонтировано из металлических конструкций в 1956 – 1962 годах (в 1986 году установлена новая антенна).

Многоэтажные здания на правой стороне Каменноостровского проспекта составляют целостный выразительный архитектурный ансамбль. Богатой палитрой отделочных материалов, изысканной прорисовкой деталей отличается д. 61, сооруженный в 1906 - 1907 годах по проекту архитектора Ф.И. Лидваля.

Дома 63 и 65 возведены в 1909 - 1911 годах по проектам В.А. Щуко в формах архитектуры итальянского ренессанса. На фасаде первого из этих зданий устроены угловые лоджии и установлены рельефы работы скульптора В.В. Кузнецова, в композиции второго колонны гигантского коринфского ордера чередуются с остекленными эркерами.

В д. 65 в 1910-х годах жил и работал В.А. Щуко.

Полоса зелени вдоль левой стороны проспекта словно напоминает о том далеком времени, когда Аптекарский остров был дачной местностью.


На даче С.И. Аллера (участок д. 56) в 1820-х годах жили писатель и государственный деятель А.С. Шишков, поэты К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич.

Напротив, в д. 26 по ул. Графтио в 1912 - 1936 годах жил видный географ и зоолог, путешественник - исследователь Г.Е. Грум-Гржимайло.

Этот адрес связан и с именем Ф.И. Шаляпина, жившего здесь с 1915 по 1922 годы.

С 1975 года в здании открыта экспозиция Музея театрального и музыкального искусства "История русского оперного театра", где представлены мемориальные вещи, документы, нотные автографы, портреты, эскизы декораций и костюмов.

Воссозданы комнаты Ф. И. Шаляпина, в которых бывали А. М. Горький, А. А. Блок, А. И. Куприн. В концертном зале проводятся вечера камерной музыки и редких звукозаписей.

Жилой дом работников Института экспериментальной медицины (№ 69 -71) с угловыми лоджиями боковых ризалитов и эркерами заглубленной средней части фасада построен в 1935 - 1936 годах по проекту архитектора Н.Е. Лансере. Здесь жили патолог Н.Н. Аничков, физиолог К.М. Быков, цитофизиолог Д.Н. Насонов.

Последнее здание, стоящее на "красной линии" проспекта, д. 73-75 с открытым парадным двором, колоннадами и скульптурой на фасадах (1913-1914 годы, арх. А. И. Зазерский, И. И. Яковлев).

В нем жил и работал с 1915 по 1955 годы поэт-переводчик М.Л. Лозинский.

Между Каменноостровским проспектом, улицей Академика Павлова и берегом М. Невки расположен сад им. Ф. Э. Дзержинского. Это часть обширной старинной усадьбы с пейзажным парком, принадлежавшей с конца XVIII века князю П.В. Лопухину, позднее - купцам Громову и Алферову.

У живописного пруда сохранились гранитная пристань, грот и деревянная дача XIX века.

Заканчивая свой путь, Каменноостровский проспект погружается в тихую зелень садов и скверов. Навстречу ему распахиваются водные просторы М. Невки, за которой лежит группа, состоящая из трех островов: Крестовского, Каменного и Елагина.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Каменноостровский проспект. Perspective of Kammennoostrovsky Prospekt. Saint-Petersburg. Russia. Фото eugenesergeev - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Каменноостровский проспект. Perspective of Kammennoostrovsky Prospekt. Saint-Petersburg. Russia. Фото eugenesergeev - Depositphotos
Просмотры 8243
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)


















Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ