Россия. Санкт-Петербург. Иоанновский монастырь на Карповке. St. Johann stavropegic convent on the river Karpovka. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Иоанновский монастырь на Карповке. St. Johann stavropegic convent on the river Karpovka. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. The River Karpovka. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. The River Karpovka. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Река Карповка (The Karpovka River)


Река, точнее, речной проток Карповка длиной около трех километров соединяет Большую и Малую Невку и отделяет Петроградский остров от Аптекарского.


Никаких карпов здесь не было и нет, а наименование образовано от неточно воспринятого на слух финского названия речки Корпийоки. Есть несколько вариантов перевода слова.

Самый распространенный из них означает «Лесная болотная речка». Другое значение слова «корпи» переводится как ворон. В этом случае получается Воронья речка.

Долгое время берега Карповки укреплялись деревом только в некоторых местах. Гранитные стены, привычные лестничные спуски к воде, каменные тумбы стали появляться только в 1860-е годы.

От Аптекарского моста набережная получила низкую гранитную банкетную стенку. В нижнем течении реки возведена более высокая гранитная стенка. Набережную украшает решетка в виде витой ленты.

Отдельные участки набережной благоустраивались в ХХ веке, их облицовывали розовым гранитом, устраивали металлические узорчатые решетки.

Набережная реки Карповки содержит достаточно большой список мест, которые считаются обязательными для туристического посещения, тем более, что она является одной из самых длинных в городе.

Набережная сохраняет историческую застройку. На левой стороне прямо на реку смотрят здания бывших казарм лейб-гвардии Гренадерского полка, построенные в начале XIX века.


Это двухэтажный корпус, где проживали солдаты. Сегодня их занимает медицинский университет, а на воде стоят частные маломерные суда. Офицеры полка жили отдельно на Петроградской набережной.

Далее располагается большой участок, с которым связана жизнь и деятельность Феофана Прокоповича, который был «мастером на все руки» в духе петровского времени. Он был вице-президентом Святейшего Синода, проповедником, поэтом и педагогом, занимался астрономией и садоводством.

На своем подворье Ф. Прокопович организовал «Карповскую школу» для бедных детей. Из нее вышли десятки будущих известных деятелей своего времени, в том числе академик А.П. Протасов, много сделавший для развития анатомии, и математик С.К. Котельников, бывший заведующим Кунсткамерой.

В собраниях «Ученой дружины» у Феофана Прокоповича принимали участие поэты, историки, ученые, художники: А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев, А. Матвеев и др.

В начале XIX века на этом месте построили Петропавловскую больницу. Затем здесь размещался Женский медицинский институт.

На территории больницы стоит обратить внимание на здание, построенное в 1914 году в стиле неоклассицизма. Это бывшая часовня Петропавловской больницы.

Карповка в районе больницы больше похожа на уютный искусственный канал с низкими каменными берегами и озелененными откосами.

На другом берегу реки от Аптекарской набережной начинается Ботанический сад, и дальше он тянется до Аптекарского проспекта.


Сад вырос из Аптекарского огорода, разведенного по приказу Петра I для выращивания лечебных растений.


Ранее здесь располагались деревянные дачи, более состоятельные горожане строили каменные особняки.

В доме № 5, построенном в 1910-1911 годы Б.Е. Фурманом располагался 4-й городской детский дом, рассчитанный на 200 детей.

Дом № 7 принадлежал А.И. Штукенбергу, человеку многосторонне одаренному. Это был строитель, инженер и литератор. Он участвовал в Крымской войне, построил целый ряд мостов.

Сегодня на месте дома стоит современное офисное здание, восточная часть которого включена в ранее существующее здание.


Перед Петропавловским мостом находится колледж туризма. На противоположной стороне реки расположен доходный дом А. Д. Барановской, увенчанный по углам красивыми башенками. И далее тоже стоят доходные дома А. Д. Дальберга, И. А. Кохендерфера и др.

На протяжении набережной всегда находилось много доходных домов. Это не случайно, потому что район считался престижным, удобным для проживания.

Единственной проблемой были наводнения, поэтому в связи с постоянными разливами реки до начала ХХ века правая сторона набережной располагалась на некотором отдалении от берега. Фасадная линия домов проходила примерно по линии улицы Литераторов.

Дом № 18 является примером доходного дома начала ХХ века в стиле эклектики. В соседних домах (№ 14, 16, 20) имели квартиры известные люди: физиолог и музыкант И.И. Крыжановский, литератор Е.П. Иванов, близкий друг А.А. Блока, оставивший о нем ценные заметки.

На участке нынешнего дома № 22 стояли деревянные дома, они несколько раз меняли владельцев. В начале ХХ века после перестройки на участке возвели двухэтажный особняк и четырехэтажный флигель: они стали собственностью популярной певицы А.Д. Вяльцевой.

Эти дома не сохранились, на их месте В.Ф. Белов и А.А. Лейман построили новое здание.

Интересно сравнивать, как менялся со временем облик жилых домов. Постройки рубежа XIX-XX веков оживляют эркеры, тяги, изящные карнизы, картуши и другие декоративные элементы в зависимости от принадлежности к определенному стилю.

Дома середины ХХ века выглядят строго, почти аскетично. Для них характерны гладкая каменная облицовка, простые геометрические формы окон и балконов, полное отсутствие декоративных «излишеств».

Примером может служить шестиэтажное здание на пересечении набережной с Чкаловским проспектом (№ 28/62), построенное в 1957 году по проекту М.Е. Русакова.

Любителям литературы будет интересно узнать, что в этом доме жила О. Берггольц, чьи стихи о блокаде были символом стойкости ленинградцев перед лицом смертельной опасности. Ее муж Г.П. Макагоненко был одним из крупнейших исследователей творчества А.С. Пушкина.

Соседний дом (№ 30/13) К.Г. Чубакова построен в 1911-1912 годы по проекту архитектора Р.М. Габе в стиле эклектики. Круто закругленный угол украшали горельефы, изображающие огромных орлов, распускающих свои крылья. На крыше восседал каменный грифон, который считался самым большим в Петербурге.


Эти элементы дом утратил после реконструкции в 1966 году. Судить о том, каким был облик дома можно по сохранившимся барельефам скалящихся друг на друга мускулистых львов над входом.

Такие же львы сохранились на лестничных площадках. Ограждения балконов и лестничные перила украшены растительным орнаментом. Пилястры, колонны и угловая башенка завершают облик дома, который успел заметно обветшать после последнего ремонта, но по-прежнему держится с солидным достоинством.

Мимо таких домов трудно пройти, не обратив на них внимания. На другой проспекта Вишневского стоит не менее интересный доходный дом М.Ф. Трифахина (№ 32), построенный известным приверженцем модерна К.Н. Рошефором.

Здание имеет неожиданную геометрию: его угол, образованный набережной и проспектом Вишневского не выпуклый, как у большинства соседних строений, а вогнутый. Это произошло в результате повреждений во время войны, когда обвалился угловой эркер и балконы.

Дом потерял первоначальное изящество, но симметричные эркеры с узкими удлиненными окнами визуально придают дополнительную высоту этому шестиэтажному зданию. Тяги и картуши на уровне первого и второго этажей с глубокой прорисовкой облицовки дополнительно украшают фасад.

Дом вошел в истории тем, что в нем в октябре 1917 года на своем заседании руководство большевиков во главе с В.И. Лениным решило начать вооруженное восстание. Это событие изменило ход современной истории, и о нем сегодня напоминает мемориальная доска.

В 1990-е годы в доме появился Музей игрушки. Это частное учреждение, финансируемое фирмами-учредителями.

Соседний дом (№ 34) построен в 1912 году архитектором А.Л. Берлиным, он стоит последним на данном отрезке набережной.

Памятник другой эпохи, находящийся на нечетной стороне набережной, – это дом жилой дом Ленсовета (№ 13), построенный в 1931-1935 годы И. Фоминым и Е. Левинсоном в стиле конструктивизма.

Дом отличался повышенной комфортности, в нем были квартиры от трех до шести комнат, предназначенные для представителей советской элиты.

Вогнутый фасад здания неожиданного сочетается с его прямоугольными частями, что создает динамику и эффект зрительного увеличения длины. Фасад раскрыт к реке, что характерно для Петербурга.

На другой стороне реки к набережной прилегает сквер, где установлен памятник, сооруженный к столетию русского изобретателя радио А.С. Попову.

Неподалеку, на улице Литераторов в доме № 17, находится небольшой особняк, который в 1907 году подарил актрисе М.Г. Савиной ее муж А.Е. Молчанов, бывший в ту пору председателем театрального общества. Хотя дом располагается несколько в стороне от Карповки на него имеет смысл взглянуть.

Это замечательный образец русского модерна с интересными деталями, изящной башенкой, выразительной лепниной по фасаду, цветными витражами.

В районе Силина моста происходит пересечение реки с Каменноостровским проспектом. Здесь Карповка резко изгибается, и по обеим сторонам набережной находятся несколько доходных домов. Среди них выделяется дом К.П. Зиновьевой.


Еще более интересна архитектура жилого дома 2-го Петербургского товарищества для устройства постоянных квартир. Это был кооператив, построенный А.И. Зазерским в 1913 году в стиле модерн. Здание состоит из двух флигелей с симметрично расположенными эркерами, балконами и лоджиями.

Между ними устроен большой двор, а квартиры спланированы с повышенным комфортом. В доме жили известные люди, архитекторы, певцы, музыканты, литераторы, ученые. Квартиру № 4 с 1917 по 1922 год занимал писатель Е. Замятин.

Особенностью набережной Карповки является сочетание старого и нового. На месте исторического здания (№ 23) в начале 1990-х годов построен дом в стиле неомодерна. Дом кажется перегруженным деталями, тягами, карнизами, решетками, но счет асимметричного расположения балконов разной формы они не производят впечатления самодовлеющих.

Стоящий вплотную дом № 25 принадлежат к другой эпохе, это один из ярких образцов петербургского модерна. Его в 1906-1907 году построил архитектор Н.П. Козлов, который выбрал для своего сооружения асимметричную композицию фасада с небольшим трапециевидным эркером, возвышающимся над главным входом.

Два фронтона с изящными карнизами и картушами придают скромному, на первый взгляд, дому изысканные очертания. И как завершающий штрих – два центральных балкона разной величины на третьем и четвертом этажах.

Следующие несколько домов были невысокими, и позже их значительно перестроили. В конце XIX века здесь работала знаменитая мебельная фабрика Ф. Мельцера, которая специализировалась на производстве дорогой эксклюзивной мебели.

Ее могли приобретать только богатые заказчики, такие, как заводчик Нобель, купец Елисеев, художник Бенуа, балерина Кшесинская. Одни из лучших изделий фабрики изготовлены для библиотеки Зимнего дворца.

В настоящее время существует проект строительства жилого комплекса «Мельцер Холл», авторы которого обещают вписать новое здание в историческую застройку.

Перейдя через Каменноостровский проспект, придется идти вдоль длинного здания недостроенной гостиницы «Северная корона». Этот долгострой существует с 1988 года и по разным причинам никак не может получить завершения. Предполагается снос здания и строительство жилого комплекса.

В этом же районе расположены доходные дома Н.И. Козловой, Д. В. Беляева, Е. Д. Гайдуковой. Большинство домов, занимающих угловое положение на улицах, пересекающих набережную, имеют характерные закругленные углы.

Дома обычно строились вытянутыми вдоль набережной. Арки ведут во внутренние дворы, некоторые из них имеют типичную петербургскую форму «колодца».

В конце XVIII века территорию от Карповки до будущей Песочной улицы занимала Карповская слобода. Это было местожительства солдат и семей Медицинской коллегии.


Отсюда, от Карповского моста, уже можно увидеть здание Свято-Иоанновского монастыря - ставропигиального женского монастыря, построенного в1900-1908 голу архитектором Н.Н.Никоновым в неовизантийском стиле. Монастырь был основан в 1900 году Иоанном Кронштадтским.


Над зданием, облицованным кирпичом разных оттенков, возвышаются пять куполов на круглых барабанах. Участок имеет неправильную форму, но архитектор сумел разместить на нем помимо храма два жилых флигеля, мастерские и лазарет.


Покровитель Санкт-Петербурга и основатель монастыря Иоанн Кронштадтский похоронен в монастыре в специально устроенном храме-усыпальнице. Место упокоения святого привлекает в монастырь многих паломников.


Дальше пройти или проехать вдоль набережной не получится, потому что по обоим берегам реки расположились промышленные предприятия, закрывшие проход через свою территорию. На этом участке Карповка как будто возвращается к своему естественному состоянию. На берегах нет гранита, они плотно поросли низким кустарником.

Лучшим вариантом для обхода тупика и продолжения знакомства с нижним течением Карповки будет поворот на улицу Всеволода Вишневского.

В нижнем течении реки, уже ближе к месту впадения в Малую Невку, между Барочным и Молодежным мостами расположены несколько современных жилых зданий, но они территориально относятся к Песочной набережной. При Петре I здесь существовал пороховой завод.

Через реку, ширина которой составляет около 20 метров, переброшено семь мостов. Сначала все они традиционно были деревянными, потом стали железобетонными. Все мосты остаются действующими до наших дней.


Первым в 1737 году был построен Аптекарский мост непосредственно у истока Карповки. Мост соединяет Петроградскую и Аптекарскую набережную. Его ширина составляет 96 метров, что делает мост одним из самых широких в городе.

Немного позже на месте деревянного перевоза построили первый наплавной мост. Его называли Каменноостровским, затем переименовали в Силин по фамилии владельца находящегося рядом питейного заведения, принадлежавшего купцу Силину.

Перед впадением Карповки в Малую Невку через нее переброшен Молодежный мост, обеспечивающий движение по Песчаной набережной. Название мост получил по находящему неподалеку Дому молодежи.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Иоанновский монастырь на Карповке. St. Johann stavropegic convent on the river Karpovka. St. Petersburg. Russia. Фото oroch2 - Deposit Россия. Санкт-Петербург. Иоанновский монастырь на Карповке. St. Johann stavropegic convent on the river Karpovka. St. Petersburg. Russia. Фото oroch2 - Deposit
Просмотры 19620

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ