Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Россия. Санкт-Петербург. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру. Panorama view of University Embankment in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру. Panorama view of University Embankment in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру. Panorama view of University Embankment in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру. Panorama view of University Embankment in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Назад Вперед

Кунсткамера (Kunstkamera)


Кунсткамера является первым российским музеем. В переводе с немецкого языка слово Kunstkammer значит «кабинет редкостей, музей». Коллекция редких и необычных вещей, собранных Петром I, легла в основу современного музея.

Сегодня он официально называется Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Имя своего основателя музей получил в дни празднования 200-летнего юбилея.

Мода на собрания всякого рода необычных вещей в Европе появилась в эпоху Возрождения. Пётр I увидел их во время путешествия по европейским странам в 1697-1698 году. Там царя посетила мысль создать собственный подобный кабинет редкостей.


Начали щедро закупаться природные диковины, человеческие и животные аномалии, редкие книги, оружие и многое другое. Не скупясь, покупали не только отдельные предметы, но и целые коллекции.

Все привезённые вещи хранились в Москве под присмотром президента Аптекарского приказа Роберта Арескина и смотрителя Иоганна Шумахера.

Ещё до создания полноценного музея Петр I издал несколько указов, которые предписывали продолжить собирание коллекции уже в России: «О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…».

За находки выплачивали вознаграждение.


Особой даты, которую можно было бы взять за день основания Кунсткамеры, не существует. Соответствующий петровский указ не найден, возможно, его вообще не было никогда. Поэтому годом, с которого ведется отсчёт истории Кунсткамера, историки называют 1714 год.

Именно тогда, начав обустраивать новую столицу, Пётр I приказал доставить сюда из Москвы собственную библиотеку и собранные коллекции. Сначала они располагалась в Летнем дворце.

Экспонаты расставили по палатам и демонстрировали всем желающим. Через несколько лет коллекцию перевезли в Кикины палаты и открыли для общего доступа.


В XVIII веке по всей Европе существовала мода на живых уродцев. Поэтому и в петровской Кунсткамере были своеобразные живые «экспонаты».

Много лет здесь жил карлик ростом чуть более 120 сантиметров и необыкновенно высокий для того времени человек ростом 2 метра 27 сантиметров.

Он был приглашен царем из Франции и служил при нём гайдуком. Его скелет после смерти великана тоже стал музейным экспонатом.

И все же Петра I интересовали не редкости сами по себе, он преследовал просветительские цели. Кунсткамера создавалась «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».

Постепенно экспонатов становилось всё больше и больше, места для них уже становилось недостаточно, поэтому в 1718 году было начато строительство специального здания.

Значение, которое Пётр I придавал музею, видно хотя бы из того, как было выбрано престижное место для его строительства. Рядом находились здание Двенадцати коллегий, Биржа, дворец Меншикова.




Доступ в Кунсткамеру сделали бесплатным, более того, посещения поощрялись: по словам императора, «следуют охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать».

Угощения предлагались европейские – «кофей с цукербродами». Сам Петр порой выступал как своеобразный экскурсовод, он любил показывать своим гостям редкостные кунштюки.

Здание еще не успели закончить, но уже его отдали в подчинение Академии Наук, сюда перевезли библиотеку, установили знаменитый Готторпский глобус, оборудовали обсерваторию.

Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко, его завершили в 1727 году уже после смерти Петра I. Это одно из самых старых сооружений в мире, которое проектировалось и создавалось специально для музейных целей.




В 1747 году Кунсткамере произошёл опустошительный пожар, уничтоживший значительную часть этнографических экспонатов. Представление о них можно составить из 2-томного каталога, составленного и напечатанного в 1745 году с иллюстрациями объяснительными статьями.

Личные вещи Петра I удалось спасти. С тех пор они хранятся в Летнем дворце, а в Кунсткамере осталась только личная библиотека императора, насчитывающая около 15000 томов.

Погиб в огне пожара и знаменитый Готторпский глобус, считающийся первым в мире планетарием. Диаметр этой сферической конструкции составлял более трех метров, в него можно было зайти через специальную дверцу, и внутри открывалась карта звёздного неба.

Снаружи он выглядел как обычный глобус с изображением земной поверхности. Глобус принадлежал готторпскому герцогу Фридриху III и был подарен Петру I. Сегодня в кунсткамере можно увидеть его восстановленную копию.

В поверхностном представлении Кунсткамера предстаёт как собрание диковинок и анатомических уродств. Именно таким был «Кабинете Рюйше», состоящий из 2000 экспонатов, приобретённых Петром I в Голландии.


Данная коллекции, принадлежавшая знаменитому анатому, сегодня занимает целый зал. Однако это лишь малая часть экспонатов, которых в фондах музея насчитывается более 1,2 миллиона наименований.

Постепенно из Кунсткамеры выделились многие научные музеи: Египетский, Этнографический, Ботанический, Минералогический и другие. Как самостоятельный музей существует и «Кабинет Петра I».


Некоторые из музеев располагались уже не в здании Кунсткамеры, а в соседних домах на Университетской набережной.

Большая часть современной экспозиции представлена в залах Северной и Южной Америки, Японии, Африки, Китая, Индонезии, Индии, Ближнего Востока и других стран.

Огромное поступление экспонатов стало возможным благодаря организации систематических целенаправленных экспедиций. С музеем связана деятельность многих выдающихся российских ученых и путешественников.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру. University Embankment in St.Petersburg. Фото borisb17-Deposit Россия. Санкт-Петербург. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру. University Embankment in St.Petersburg. Фото borisb17-Deposit
Просмотры 20414

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ