Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. Evening view of Lomonosov Bridge across Fontanka River, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. Evening view of Lomonosov Bridge across Fontanka River, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. View of Lomonosov Bridge across Fontanka River, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. View of Lomonosov Bridge across Fontanka River, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. View of Lomonosov Bridge across Fontanka River, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Ломоносовского моста на Фонтанку

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. Lomonosov Bridge in the Christmas illuminations December evening

Night wide angle view of Fontanka river embankment and Lomonosov bridge in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. Illumination of the bridge of Lomonosov to St.-Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. Lomonosov Bridge. The Fontanka River. Saint-Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. Fontanka river embankment and Lomonosov bridge in St. Petersburg

Назад Вперед

Ломоносовский мост (Lomonosov Bridge)


Мост Ломоносова был построен на Фонтанке в 1785-1787 годах, когда шло обустройство набережных на этой реке, но свое нынешнее название он получил далеко не сразу.


Известно, что в первоначальном плане возведение моста на оси нынешней улицы Ломоносова не предполагалось. Когда строительство моста началось, пришлось даже разбирать только что завершенные гранитные набережные Фонтанки.


Скорее всего, такое распоряжение отдала лично Екатерина II. Сначала мост получил название «Екатерининский» по имени императрицы, затем его переименовали в Чернышев мост по расположенной здесь усадьбе графа Чернышева.


Имя автора проекта моста сегодня доподлинно неизвестно. Называют, по меньшей мере, 5-7 возможных кандидатов. Наиболее вероятным считается французский инженер Ж.Р. Перроне.


К этому времени большинство других мостов на Фонтанке уже были возведены, поэтому для строительства был выбран хорошо апробированный проект. На Фонтанке существовало семь подобных мостов. До наших дней дошли лишь два из них – мост Ломоносова и Старо-Калинкин.


Чернышев мост имел три пролета, из них два береговых пролета были каменными и арочными. Они покоились на каменных опорах. Центральный пролет был деревянным и разводным, его подъемный механизм находился в четырех оригинальных гранитных башнях.


В 1820-е годы многие старые петербургские мосты были перестроены. Предполагалось также разобрать деревянный разводной пролет Чернышева моста, убрать «никому не нужные» башни, находящиеся на нем.


Главная задача заключалась в увеличении ширины проезжей части, для чего планировали оборудовать тротуары на кронштейнах.


В силу разных причин проект остался не осуществленным, хотя к нему неоднократно возвращались в последующие годы. 



Таким образом, Чернышеву мосту удалось избежать участи остальных петербургских мостов башенного типа, которые полностью перестраивались.


Они лишались башен, подъемные пролеты заменялись постоянными. Из всех подобных мостов только Чернышев существовал более ста лет без значительных перестроек, переживая только текущие косметические ремонты.


Последний реальный проект перестройки был разработан в 1902-1907 годах известными инженерами-мостостроителями Г.Г. Кривошеиным и В.П. Апышковым. Проезжую часть предполагалось расширить за счет «бесполезных» башен.


Существовало два варианта решения их судьбы: или перенести башни на береговые устои, или полностью уничтожить. По второму варианту старый мост должны были разобрать до основания и построить на его месте новый со стальными пролетами.


Революционные события 1905-1907 годов не позволили начать строительство, а через несколько лет за идею сохранения исторического вида моста выступила общественность. Решающей оказалась поддержка этой точки зрения Академией художеств и Обществом архитекторов.


Перед Первой мировой войной успели провести капитальный ремонт Чернышева моста. По нему не стали прокладывать трамвайную линию, перенесенную в другое место, на другие мосты.


В 1915 году реализован проект освещения моста, разработанный академиком архитектуры И.А. Фоминым. Кронштейны с золочеными фигурками морских коньков были смонтированы на четырех гранитных обелисках, установленных при въезде на мост.

Вершины обелисков украшали шарики с позолотой. К обелискам подвесили традиционные для многих петербургских мостов шестигранные фонари.


Под руководством инженера А.П. Пшеницкого перестроили опоры и своды моста, провели техническое обновление, при этом был сохранен его прежний архитектурный облик.


Сохранились в неприкосновенности и гранитные башни. Они вместе с массивными железными цепями напоминали о подъемном механизме среднего пролета моста. Вместо деревянной разводной части было установлено перекрытие из стальных балок.



Тогда же было полностью перестроено полотно моста. Тротуары подняли выше проезжей части, убрали парапеты, отделяющие пешеходные дорожки от мостовой. Проезжую часть замостили булыжным камнем, боковые части тротуаров – гранитными плитами, а в центре положили асфальт.


Артиллерийские обстрелы в годы блокады нанесли мосту серьезный ущерб. Он утратил чугунные перила, гранитные парапеты и полностью лишился освещения, потому что были разрушены обелиски, служившие фонарями.



В 1948 году Чернышев мост переименовали в мост Ломоносова. Одновременно имя великого русского ученого получила примыкающая к мосту площадь, в центре которой еще с 1870-х годов существовал небольшой сквер и находился бюст М.В. Ломоносова, установленный в конце XIX века.



В первое послевоенное десятилетие на мосту Ломоносова были произведены неотложные ремонтно-восстановительные работы. Уже в 1950 году на мост вернулись гранитные обелиски с фонарями. В конце 1960-х годов появилась возможность восстановить позолоту всех архитектурных деталей.


Последующие десятилетия Ломоносов мост не требовал серьезного ремонта. Только в 1989 году были переоборудованы гранитный поребрик и водосливная система.


В 2006 году реставраторы обновили обелиски и заново нанесли позолоту на морских коньков, шарообразные навершия и фонари.


Сегодня мост имеет длину почти 63 метра, ширину более 16 метров. Его перила на гранитных тумбах повторяют рисунок набережной Фонтанки.

Фонари по углам моста и подсветка его четырех башен с цепями и небольшими куполами делают силуэт Ломоносова моста волшебно красивым в ночное время.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. The view from the roof height to the bridge of Lomonosov over the river Fontanka St Petersburg. Russia Россия. Санкт-Петербург. Ломоносовский мост через Фонтанку. The view from the roof height to the bridge of Lomonosov over the river Fontanka St Petersburg. Russia
Просмотры 165734
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ