Россия. Санкт-Петербург. Исаакиевская площадь. Мариинский дворец. Mariinsky Palace. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Исаакиевская площадь. Мариинский дворец. Mariinsky Palace. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мариинский дворец. Mariinsky Palace. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Мариинский дворец (Mariinsky Palace)


Мариинский дворец находится в центральной части Санкт-Петербурга на Исаакиевской площади.

Автором проекта стал молодой архитектор А.И. Штакеншнейдер, успевший к началу работы составить себе имя исполнением частных проектов.


Среди его заказчиков были люди близкие к императорской фамилии, таким образом, Штакеншнейдер оказался в поле зрения Николая I.

После удачно составленного проект небольшого царского дворца и получения академического звания архитектор в течение двух лет совершает поездку по нескольким европейским странам, совершенствуя свои знания и изучая современные строительные технологии.


Мариинский дворец, построенный в 1839-1844 годы, стал его первым по-настоящему большим творением. Название дворцу дано по имени великой княгини Марии Николаевны, которая в то время вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

Для строительства выбран участок на южной стороне Исаакиевской площади. Три особняка XVIII века, находящиеся там, были снесены, чтобы расчистить строительную площадку.


Даже дворец генерал-фельдмаршала И.Г. Чернышева, стоящий в глубине участка и ставший школой гвардейских прапорщиков, постигла та же участь.

От него осталась только одна стена, включенная в западное крыло нового здания. Синий мост через Мойку тоже увеличили, он стал продолжением Исаакиевской площади, достигнув рекордной ширины свыше 97 метров.


Специалисты относят Мариинский дворец к эклектике, которая пришла на смену классицизму. Его суть заключается в свободном выборе и сочетании конструктивных элементов. От архитектора требовались эрудиция, свободное творческое воображение и безупречный вкус.

А.И. Штакеншнейдеру очень пригодилось его знакомство с новинками европейской архитектуры. Перекрытия дворца сделаны с использованием металлических конструкций, что было необычно для российских строительных технологий того времени.


Выступающая вперед часть фасада – ризалит – придает зданию четко выраженную трехчастную композицию, которая подчеркивается выступами обеих крыльев дворца.

Аркада главного входа с балконом, украшенным большими каменными вазами, служит дополнительным акцентом. Массивные коринфские колонны, идущие по всему фасаду, придают зданию законченную монументальность.

При этом дворец отличается изысканной грациозностью.


Здание построено таким образом, что на первый взгляд не бросаются в глаза его конструктивные особенности. Например, правое крыло располагается по отношению к центральному фасаду под некоторым углом и при этом оно короче левого на 30 метров.

Интерьер дворца образуется анфиладами, протянувшимися вдоль всего здания. В отделке всех интерьеров использовались дорогие материалы, драгоценные породы дерева, яркие цвета. Эти помещения являются наиболее нарядными, они выполняли парадные функции.


Среди них особо выделяется ротонда, состоящая из двух ярусов. Ее перекрыли куполом и украсили 32 колоннами. Следом находится Квадратный зал, а за ним великолепный зимний сад с фонтаном.

В архитектуре Мариинского дворца присутствовали элементы нового подхода к взаимодействию между человеком и окружающей средой, который получил название эргономики.

Для Марии Николаевны, страдающий болезнью ног, оборудовали специальный пандус, облегчающий подъем с этажа на этаж.


Эргономика дворца проявилась не только в таких конструктивных деталях.

Главное заключалось в стремлении его создателей найти оптимальные композиционные и технологические решения, призванные обеспечить максимальный физический и эмоциональный комфорт.

Новинкой стало даже то, что во дворце была возможность для публичного посещения.


Дворец превратился в центр светской жизни Петербурга. Благодаря усилиям своих хозяев здесь собрана богатейшая художественная коллекция. Она включала в себя произведения работы Беллини, Рафаэля, Ван Дейка, Веласкеса и других старых мастеров, привезенные герцогом Максимилианом Лейхтенбергским из Германии.

В Петербурге собрание пополнилось картинами российских художников, таких, как Брюллов, Айвазовский, Нефф и других.


Мариинский дворец со временем перешел в пользование сыновей Марии Николаевны и ее рано умершего мужа. Наследники не могли сохранить сложившийся образ жизни и поддержать имеющийся статус дворца. В результате он был приобретен казной за три миллиона рублей.

В 1884 году своим указом Александр III передал Мариинский дворец в распоряжение государственных органов. Он стал местом работы Государственного совета, Государственной канцелярии и Комитета министров. Здание сохранило свое старое название, но его перепланировали и переоборудовали, исходя из изменившегося предназначения.


Появилась новая меблировка, бархатные ковры, тяжелая драпировка.

В начале ХХ века численный состав Государственного совета существенно расширился. Для его заседаний потребовалось новое помещение. В объявленном закрытом конкурсе победу одержал Л.Н. Бенуа.


В целях экономии средств и времени зал Государственного совета в сжатые сроки построили на месте зимнего сада.

Как проходили заседания этого высшего государственного органа можно увидеть на знаменитой картине И.Е.Репина с длинным названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».


После революции во дворце непродолжительное время до своего ареста успело поработать Временное правительство, затем здесь разместились первые советские правительственные органы. Во дворце выступали Троцкий, Ленин, Бухарин.

После переезда столицы в Москву дворец использовался как казармы для формирования частей Красной Армии. В последующие десятилетия дворец находился в ведении Промакадемии.

Во время войны в здание попало несколько крупнокалиберных снарядов и десятки зажигательных авиационных бомб. От пожаров пострадали двери красного зала, сделанные из палисандра, повредилась живопись в Квадратном зале.


Послевоенный ремонт сопровождался очередной перестройкой интерьеров. Появилась лестница в Восточном крыле, жилые комнаты переделаны в служебные кабинеты.

С 1945 по 1991 год во дворце находился Ленсовет. В настоящее время он является местом заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Мариинский дворец остается в центре общественно-политической жизни.

В его залах часто проводятся различные мероприятия для политиков, бизнесменов, организуются брифинги, конференции.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Мариинский дворец. Mariinsky Palace. St. Petersburg. Russia. Фото Lindrik - Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Мариинский дворец. Mariinsky Palace. St. Petersburg. Russia. Фото Lindrik - Depositphotos
Просмотры 158124
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 04.02.2023 04:16)


paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ