Марторана или Санта-Мария-дель-Аммиральо (итал. Santa Maria dell'Ammiraglio) – известная церковь в Палермо, официальное название которой Сан-Никола-деи-Гречи (итал. San Nicola dei Greci).Церковь расположена на Площади Беллини, рядом с арабо-норманнским храмом Сан-Катальдо и барочными церквями Санта-Катарина и Сан-Джузеппе-деи-Театини.
Церковь, построенная в XII веке в арабо-норманнском стиле, известна прежде всего своими византийскими мозаиками XII века, одними из самых древних на Сицилии и своим необычным сочетанием византийской архитектуры с традициями ислама.
Отличие памятника от других произведений арабо-норманнского стиля в том, что исламские влияния здесь были не просто наложены на византийскую первооснову, но обогащены самыми последними веяниями в византийской архитектуре.
3 июля 2015 года внесена ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия.
Из истории строительства
Церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо была построена на средства Георгия Антиохийского, флотоводца короля Рожера II и “адмирала адмиралов”.
В историческом названии сохраняется память о первоначальном посвящении храма Богородице и об имени основателя.
Двуязычная (на греческом и арабском языках) хартия Георгия, одобренная королём Рожером II, сохранилась в архиве Палатинской капеллы и датирована 1143 годом.
В XII веке церковь представляла собой в плане греческий крест с тремя апсидами и притвором, а с западной стороны к храму примыкал окружённый с трёх сторон портиком двор с пристроенной колокольней.
В середине XII века интерьер церкви был украшен византийскими мозаиками с характерными золотыми фонами. Рядом с храмом была построена четырехъярусная кампанила.
В 1194 году Жоффруа и Элоизой Марторана рядом с церковью был основан женский бенедиктинский монастырь, а в 1431 году по повелению короля Альфонса Арагонского церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо была передана этому монастырю, поэтому за храмом закрепилось второе название - Марторана, а богослужение стали вести по латинскому обряду.
Церковь много раз перестраивалась, в результате к сегодняшнему дню от первоначального облика сохранилось не так много элементов – в основном северный и южный фасады.
Они состоят из каменных блоков, прямоугольных по форме. Среди декоративного оформления выделяются глухие арки с небольшими окнами.
В верхней части можно увидеть карниз с греческими буквами на каждом блоке: в некоторых местах они хорошо сохранились и представляют собой цельный текст.
Интерьеры храма
Внутреннее убранство храма впечатляет своим мозаичным оформлением.
Мозаики Мартораны были выполнены приглашёнными византийскими мастерами либо их сицилийскими учениками.
Среди византийских мозаик в церкви Ла Марторана стоит особенно отметить несколько сюжетов. Наиболее ценными считаются мозаики, посвященные основателям церкви.
Одна из них изображает Георгия Антиохийского, лежащего у ног Богоматери. На второй показан правитель Сицилии Рожер II, который, будучи католиком по рождению, тем не менее изображен в византийских одеждах и символически коронуется Христом, а не, как это заведено в католической традиции, апостолом Петром или Римским папой.
Здесь прослеживается тема получения сицилийскими королями власти непосредственно от Бога, а не от папы как его наместника.
Интересна и купольная мозаика Ла Марторана, изображающая Христа Пантократора в окружении четырех архангелов.
Апостолы и святые изображены преимущественно на золотом фоне в греческом стиле. Благодаря реставрациям, мозаики находятся в отличном состоянии.
Комментарии (1):
Добавить комментарий