Италия. Базиликата. Сасси-ди-Матера. Ancient town of Matera (Sassi di Matera) in Basilicata, southern Italy

Италия. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy. Matera is an UNESCO world heritage attraction and a touristic and travel destination of Italy

Италия. Базиликата. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy

Италия. Базиликата. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy

Италия. Базиликата. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy

Италия. Базиликата. Сасси-ди-Матера. Sassi di Matera. Basilicata. Italy

Италия. Базиликата. Сасси-ди-Матера. Sassi di Matera. Basilicata. Italy

Италия. Базиликата. Сасси-ди-Матера. Sassi di Matera. Basilicata. Italy

Италия. Базиликата. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy

Италия. Базиликата. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy

Италия. Базиликата. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy

Италия. Базиликата. Матера. Aerial view of Matera city in the region of Basilicata, in Southern Italy

Назад Вперед

Матера (итал. Matera)


Матера - город в итальянском регионе Базиликата, административный центр провинции Матера, который стал всемирно известным благодаря старой части города Сасси-ди-Матера, выдолбленной в скале и удостоенной в 1993 году статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.


В 2019 году город Матера был избран Культурной столицей Европы.

Покровителями города считаются Пресвятая Богородица делла Бруна (итал. Madonna della Bruna) и великомученик Евстафий.


Из истории города

С незапамятных времен люди обустраивали пещеры под свое жилье.

Позже они стали строить отдельное жилье, а пещеры использовали как культовые, погребальные или хозяйственные помещения.

После прекращения жизни в пещерных городах наземные постройки разрушались, сохранились только пещеры, расположенные по склонам ущелий и долин рек.


Всему миру известны Петра в Иордании, Каппадокия в Турции, Кандован в Иране, Хндзореск в Армении, Уплисцихе и Вардзиа в Грузии, Аджанта в Индии, храмовый комплекс Цяньфодун в китайском Дуньхуане.

В России известны сразу несколько пещерных городов в Крыму: Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Мангуп, Бакла и Свято-Климентовский монастырь в Инкермане.


В некоторых странах пещерные города объявлены заповедниками, где ведётся исследовательская и экскурсионная работа.

В Италии наиболее известен Сасси-ди-Матера (итал. Sassi di Matera, что означает Камни Матеры) - исторический центр города Матера, бывшей столицы Лукании (сейчас регион Базиликата), где люди еще с Палеолита вырубали пещерные жилища в скале.


Считается, что этот удивительный город один из древнейших в мире.

С V века до н. э. на южных землях Италии, на территории современной Базиликаты, обосновались луканы - древнеиталийские самнитские племена, которые дали второе название этому региону - Лукания.




В 272 г. до н. э. процветающая Лукания была завоёвана римлянами, а в 251 г. до н. э. на её землях консул Римской республики Луций Цецилий Метелл основал поселение Матеолу на склонах и возвышенности каньона Гравина-ди-Матера, являющегося частью известнякового высокогорного плато Мурджа, в котором природа образовала множество естественных гротов.


Многие из них, особенно на спуске к оврагу, были уже заселены в течение нескольких тысячелетий, начиная с бронзового века.

Благоприятный климат и наличие защищённого жилища, преподнесённого самой природой, стали основными причинами развития особой экосистемы, которая сохранялась не веками, а тысячелетиями.




В VII–VIII веках поселение расширилось, образуя два подземных квартала Сассо-Кавиозо и Сассо-Баризано. Последний получил своё название по одной версии от ориентации в сторону Бари, по другой - от имени римского патриция Баризиуса, проживающего в этой части Матеры.

Район Сассо-Кавиозо его жители прозвали за схожесть застройки с античным амфитеатром, который на местном диалекте звучит как “кавеа”.


Местные жители вырубали свои жилища в мягком туфе скалы и называли их “сасси”, что в переводе означает “камни”.

Впервые название поселения Сассо, вырубленного в скале, встречается в летописях 1204 года, согласно которому к Сасси-ди-Матера относятся подземные Сассо-Кавиозо, Сассо-Баризано и Чивита, расположенный на возвышенности.


Склоны горы застраивались без какого-либо архитектурного плана, учитывались только особенности естественного ландшафта, поэтому с высоты птичьего полета деревушка напоминала греческую букву омега или огромную воронку, разделённую отрогом - Чивита на две половинки - Сассо-Кавиозо и Сассо-Баризано.




Для постройки дома на склоне горы в туфе выдалбливалось помещение, а из добытых во время выработки камней сооружалась наружная стена с единственной дверью и окном.

С временем жители приспособились строить из таких камней отдельные дома вблизи горного склона, постепенно поселение разрасталось, к выдолбленным пещерам пристраивались новые помещения, соединенные коридорами.

Такие дома в основном принадлежали зажиточным поселенцам в районе Сассо-Кавиозо. Пик скального строительства пришёлся на IX век, когда в пещерных домах, а их уже насчитывалось более 3000, проживало около 15000 человек.




Бедные жители обустраивали свое жилье в естественных гротах, со временем такие дома стали образовывать узкие улицы пещерного города со множеством ступенек и лесенок.

В VIII веке Матеру стали заселять византийские монахи, которые помимо домов строили в гротах церкви.


В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ею вплоть до 1806 года, когда Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу.

Жители вели свой быт в пещерах без электричества, канализации и водопровода, испытывая серьезные проблемы с водой.

Дождевая вода собиралась в коническую ёмкость, где внизу скапливался всякий мусор, когда его скапливалось много, в такую цистерну залезал ребёнок и чистил её от грязных примесей.




Самая крупная ёмкость из камня располагалась в высшей точке города. Из неё по каналам и желобам вода стекала вниз, попадая в цистерны, расположенные в полу кухни каждого дома. При переполнении хранилищ жидкость по трубам переливалась в запасники от одного соседа к другому.

На крышах домов жители разбивали огороды и висячие сады, которые давали урожаи, благодаря уникальной системе водоснабжения.

Иногда террасы над домами служили кладбищем, получалось, что мертвые “жили” над живыми.

Жили люди очень скученно, в маленьком жилище площадью 30 – 50 кв.м. могла жить большая семья из 10 человек. К тому же скот и домашняя птица жили тут же, иногда занимая отдельный угол, а часто и среди людей.




Отсутствие канализации также отрицательно сказывалось на уровне санитарии, хотя все нечистоты старались сбрасывать на дно оврага, тем не менее в городе всегда стоял смрадный запах, особенно сильный в жаркие дни.

Естественно, что в таких жутких условиях уровень смертности был в несколько раз выше, чем в других районах страны.


Шли годы, десятилетия, века, а в жизни Матеры практически ничего не менялось, поэтому в XX веке Матера стала настоящим позором Италии, особенно после выхода в свет знаменитой книги “Христос остановился в Эболи” Карло Леви, где автор красочно обрисовал картину нищеты и антисанитарии, в которой продолжали жить его современники в Матере. Книга была переведена на 37 языков, в 1979 году режиссёр Франческо Рози снял по ней художественный фильм.




После того как ситуация стала более известной всему миру, правительство Италии наконец-то обратило внимание на то “печальное место, куда не дошёл Христос” и занялось расселением пещерных домов.

В 1952 году был издан правительственный указ о переселении всех жителей Сасси в современные районы Матеры.

Несмотря на ужасные условия, многие жители, особенно пожилого возраста, не хотели покидать своих домов, так что правительству чуть ли не силой приходилось освобождать пещерные дома.

Процесс переселения растянулся почти на 20 лет, после чего Сасси-ди-Матера превратился в мёртвый город, куда иногда забредали тоскующие старики, чтобы взглянуть на свои покинутые дома, или наведывалась молодёжь в поисках мест встреч и развлечений.




В 1993 году Всемирная организация по охране памятников истории и культуры ЮНЕСКО признала пещерный город Сасси-ди-Матера с его уникальной системой водоснабжения достоянием человечества и взяло его под особую охрану.

После этого Матера превратилась в туристическую мекку, древний город пережил мощный подъем благодаря развитию туриндустрии.

Стали открываться новые гостиницы, рестораны, магазины, оснащенные самой современной техникой, с Интернетом и спутниковым телевидением.

В некоторых покинутых домах открылись музеи, привлекающие большое количество туристов.




Закон запрещает какие-либо перестройки в историческом центре, что позволяет сохранять колорит Сасси-ди-Матера и его уникальные дома почти в первозданном виде.

Дополнительную известность городу принесли съемки фильма “Евангелие от Матфея” режиссёра Пьера Паоло Пазолини, где многие роли сыграли местные жители.

В городе снималась сцена распятия Христа из фильма “Страсти Христовы” режиссёра Мела Гибсона.

В конце августа 2019 года на улицах Матеры проходили съемки автомобильной погони в последнем, двадцать пятом фильме знаменитой “Бондианы” – “Не время умирать”.

Мировая премьера картины состоялась 28 сентября 2021 года в лондонском Альберт-холле. Фильм вышел в прокат в Великобритании 30 сентября 2021 года, в России - 7 октября, в США - 8 октября.

Кафедральный собор Матеры


В XIII веке в самой высокой точке города был построен римско-католический собор в апулийском романском стиле.

В разные годы собор имел разные названия, однако с 1627 года монсеньор Фабрицио Антинори, архиепископ Матеры, посвятил собор Мадонне делла Бруна и святому Юстасу.

На западном фасаде выделяется большое розовое окно с шестнадцатью лучами и колокольня с левой стороны высотой 52 метра.


Собор имеет план с латинским крестом и содержит три нефа, разделенных круглыми арками, поддерживаемыми колоннами с каменными капителями. Большая часть интерьера была отделана в стиле барокко в XVII и XVIII веках, включая позолоченную лепнину и рамы.

Интерьер собора выполнен в византийском стиле,


Особого внимания заслуживает византийская фреска с изображением Мадонны делла Бруна с Младенцем, мощи святого Иоанна из Матеры, деревянные хоры в апсиде, рождественские ясли, созданные в 1534-м году скульптором Альтобелло Персио, фреска с изображением Страшного Суда и часовня Аннунциата эпохи Возрождения.

На высоком алтаре есть алтарная часть работы Фабрицио Сантафеде, изображающая Деву Марию со Святыми.


29Пальм
Италия. Базиликата. Сасси-ди-Матера. Sassi di Matera. Basilicata. Italy. Фото inguskruklitis - Freepik.com Италия. Базиликата. Сасси-ди-Матера. Sassi di Matera. Basilicata. Italy. Фото inguskruklitis - Freepik.com
Просмотры 33309
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)










paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)




















paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#5
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ