Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Mikhailovsky Palace, Mikhailovsky Park, Russian Museum, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Русский музей. Mikhailovsky Palace, Russian Museum, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Русский музей. Mikhailovsky Palace, Russian Museum, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Русский музей. Mikhailovsky Palace, Russian Museum, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Русский музей. Mikhailovsky Palace, Russian Museum, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Русский музей. Mikhailovsky Palace, Russian Museum, St. Petersburg, Russia

Назад Вперед

Михайловский дворец (Mikhailovsky Palace)


Михайловский дворец – один из самых известных имперских дворцов Санкт-Петербурга, построенный для великого князя Михаила Павловича, младшего (четвёртого) сына Павла I и Марии Фёдоровны, младшего брата императоров Александра I и Николая I.

Михайловский дворец стал доминантой архитектурного ансамбля, включающего несколько улиц и обширную площадь Искусств.


Является ярким представителем архитектуры позднего классицизма, или русского ампира.

С 1898 года в здании находился “Русский музей императора Александра III”, с 1917 года - Государственный Русский музей.

Из истории строительства

Идея постройки Михайловского дворца принадлежала императору Павлу I.

Сразу после рождения младшего сына, не претендовавшего на высочайший престол, император приказал ежегодно откладывать денежные суммы для строительства дворца, “дабы сын, достигнув совершеннолетия, по крайней мере, мог жить по-царски”.

Как известно, Павел I был убит офицерами в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь на 24 марта 1801 года, вопрос со строительством дворца для Михаила Павловича был отложен и вернулись к нему только в 1819 году, когда новый император Александр I решил распорядился продолжить работы.


С 1817 проектом дворца занимался автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях - российский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси.

Знаменитый архитектор, прославившийся своими архитектурными ансамблями, предложил построить дворец на значительной территории между Большой Итальянской улицей, Екатерининским каналом (позже каналом Грибоедова) и рекой Мойкой.

Четвертую границу Росси определил прокладкой нового участка Садовой улицы на месте засыпанного канала со стороны церковного фасада Михайловского замка.


17 апреля 1819 года началось строительство дворца, продолжавшееся до 1823 года, когда здание императорским указом было пожаловано великому князю “в вечное и потомственное владение”.

После окончания самого строительства зданий еще в течение двух лет продолжалась отделка интерьеров.

11 сентября 1825 года дворец был торжественно освящён, причем принимал работы лично император Александр I, которому дворец понравился, за что он наградил архитектора Карла Росси орденом св. Владимира 3-й степени и бриллиантовым перстнем.

Строительство и отделка дворца обошлась российской казне в 7 млн 875 тысяч рублей.


Великий князь Михаил поселился во дворце с супругой великой княгиней Еленой Павловной, а после его смерти в 1849 году вдова в память о великом князе устраивала во дворце салоны, которые посещали известные в столице государственные деятели, писатели, художники: министр иностранных дел, князь А.М. Горчаков, министр юстиции, граф В.Н. Панин, барон М.А. Корф, братья Вильегорские, писатели В.А. Жуковский. П.А. Вяземский, академики К.М. Бэр, В.Я. Струве, А.Х. Востоков, Н.И. Пирогов, художники И.К. Айвазовский, Н.С. Пименов, Т.А. Нефф, П.Ф. Соколов и многие другие.

После кончины Елены Павловны в 1873 году некоторое время во дворце проживала её дочь великая княжна Екатерина Михайловна.

В 1894 году внуки Михаила Павловича продали дворец в казну.

13 апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II во дворце был учреждён “Русский музей императора Александра III”.


Архитектура дворца

В основе проекта Карла Росси лежит совмещение двух идей: создания архитектурного ансамбля дворца с прилегающим садом с северной стороны, площади перед парадным фасадом дворца с южной стороны, ансамбля прилегающих зданий и улиц, включая улицу, соединяющую всю композицию с главной магистралью города - Невским проспектом и создания замкнутой композиции дома типа “усадьба в городе” по широко распространенной еще в XVIII веке усадебной схеме.


Параллельно с работами по разработке проекта Михайловского дворца Карл Росси занимался и другими известными архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга: Елагина острова, Марсова поля, Адмиралтейской набережной, площадей перед Михайловским замком, ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей.


Композиционное решение Михайловского дворца основано на одновременной приверженности трём традициям – палладианству (стиля раннего классицизма), “французской схеме” (трёхчастная структура с парадным двором: курдонёром) и русскому усадебному зодчеству: главный корпус и два боковых флигеля с заглублением главного фасада относительно красной линии (так называемая усадьба в городе).

Большой ордер на аркадах южного и северного фасадов развивает классическую палладианскую тему, ярким представителем которой в Санкт-Петербурге считался архитектор Джакомо Кваренги.

Главный корпус дворца с присоединенными к нему с двух сторон служебными флигелями в виде замкнутых каре расположен в глубине участка застройки.


Дворец вместе с парадным входом ориентирован параллельно Большой Итальянской улице на значительном удалении от нее, а вдоль дворца была проложена новая улица, получившая название Инженерной после переименования в 1823 году Михайловского замка в Инженерный.

Между Большой Итальянской и Инженерной улицами была устроена площадь, соединенная с Невским проспектом вновь проложенной вдоль главной оси ансамбля Михайловской улицей, а за дворцом был разбит сад.

Основным связующим звеном всего ансамбля стал Михайловский дворец.


Главный южный фасад дворца в соответствии с традиционной в то время трехчастной композицией состоит из центрального корпуса, оформленного восьмиколонным портиком коринфского ордера, поднятым на аркаду, с широкой лестницей и двумя фигурами львов по сторонам.

Портик, увенчанный треугольным фронтоном, покоится на аркаде, позволявшей свободно въезжать карете, запряженной лошадьми, под ее укрытие.


Боковые корпуса оформлены трёхчетвертными коринфскими колоннами и скульптурным фризом, состоящим из 44 барельефов работы скульптора В. И. Демут-Малиновского.

Дворец находится в глубине парадного двора, отделённого от улицы высокой чугунной оградой с тремя воротами и четырёхгранными пилонами, увенчанными военными трофеями (арматурой), придающими всей композиции ампирный вид.


Северный фасад, выходящий в Михайловский сад, оформлен сходным образом, но между ризалитами с шестиколонными портиками Росси спроектировал открытую в окружающее пространство двенадцатиколонную лоджию, завершенную декоративно оформленным ступенчатым аттиком с установленной на нем скульптурной группой.

Скульптурные детали фасадов выполнены скульпторами В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым.


Эти скульпторы, сотрудничавшие с архитектором Росси во многих работах, создали также скульптурный декор в интерьерах.

Боковые флигели, игравшие подчиненную роль в общей композиции дворца, имели более скромный вид. Со стороны площади их объединила ограда со столбами, увенчанными военной арматурой, и изображениями орлов в ограде из пик.


Значительное внимание было уделено отделке дворцовых интерьеров.

Выдающимся произведением архитектуры является парадная многомаршевая лестница дворца. Она открывается при входе через главный подъезд в проёме огромной полуциркульной арки.

Лестница опоясана на уровне второго этажа коринфской колоннадой.


На уровне капителей колонн размещены скульптурные панно, а на падугах — росписи гризайлью, имитирующей скульптурные фигуры теламонов.

Композиция центральной лестницы построена на контрастном противопоставлении приземистого нижнего вестибюля и просторного, пронизанного светом верхнего, трактованного наподобие колонного зала, куда ведут широкие лестничные марши.


Галереи второго этажа открывает Белоколонный зал, сохранивший отделку, соответствующую проекту К. Росси.

Зал, выходящий окнами в сторону сада, является ярким примером стиля русского ампира в оформлении дворцового интерьера.

Внутреннее пространство зала Росси разделил на три части двумя парами свободно стоящих колонн коринфского ордера.


В его отделке широко использованы искусственный мрамор, живопись и позолота.

Белые колонны искусственного мрамора (стукко) сочетаются с позолотой плафона, бронзовых люстр и живописным фризом, имитирующим барельеф на золотом фоне.


В зале экспонируются уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе гарнитур мебели резного дерева с белым “французским лаком” и позолотой, с обивкой синим шёлком, выполненной по рисункам Росси мебельной мастерской В. И. Бобкова.

Из Белоколонного зала через небольшую гостиную можно было пройти в Танцевальный зал, а из него в самые большие по площади парадные залы дворца, занимавшие западную часть главного корпуса.


Вдоль стен Танцевального зала, длина которого соответствовала садовому ризалиту главного фасада, расставлены белые колонны из искусственного мрамора, а стены обработаны сдвоенными пилястрами.

Дворцовые интерьеры и внутренне убранство не уступали парадным залам Зимнего дворца.


Жилые комнаты, выходившие окнами на фасады, находились в восточной части Михайловского дворца.

Начиная от центрального портика дворца следовали небольшие по размерам передняя, приемная, более просторный квадратный в плане кабинет, соответствующий боковому ризалиту, туалетная, библиотека, небольшой угловой кабинет и спальня, обращенная окнами в сад.

Несмотря на камерный характер жилых комнат, их отделка и внутреннее убранство мало отличались от парадных залов, составляя с ними единый ансамбль.


Из перечисленных интерьеров дворца сохранились только Белоколонный зал и парадная лестница.

В 1825 году по проекту Росси в Михайловском саду на берегу Мойки был выстроен Павильон с пристанью – одно из лучших дворцово-парковых сооружений русского классицизма.

Гранитная пристань идеальных пропорций с двумя симметричными лестничными спусками воспринимается со стороны Марсова поля как монументальное основание для легкого, пронизанного светом Павильона.


В общей сложности работы по строительству Михайловского дворца и сада продолжались в течение шести лет, однако работы по завершению всего архитектурного ансамбля велись значительно дольше – почти до начала 1840 года.

Со временем архитектурный ансамбль, задуманный архитектором Карлом Росси, претерпел существенные изменения.

В 1900 – 1901 годах на месте снесенного восточного флигеля Михайловского дворца было построено здание нынешнего Этнографического музея.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Mikhailovsky Palace, Russian Museum, St. Petersburg, Russia. Фото borisb17 - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Михайловский дворец. Mikhailovsky Palace, Russian Museum, St. Petersburg, Russia. Фото borisb17 - Depositphotos
Просмотры 144986
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)












Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ