Богородице-Рождественский мужской монастырь, расположенный на высоком холме над Клязьмой, следуя его изгибам, как бы завершает ансамбль древних белокаменных храмов Владимира.
Основатели монастыря – великий владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо и епископ Иоанн.
Здесь до середины XIX века стоял очень искаженный переделками белокаменный Рождественский собор, построенный в 1192 - 1195 годах, почти одновременно с княжеским Дмитриевским собором.
Он и внешне напоминал последний, уступая ему, однако, в обилии резного убранства. Вместо аркатурного-колончатого пояса его стены обегал геометрически простой поясок из зубчатых треугольников-городков.
Резьба использовалась лишь для оформления порталов и капителей.
Несмотря на то, что Рождественский собор не дошел до наших дней, его реконструкция показывает наличие двух расходящихся линий во владимирском белокаменном зодчестве XII века.
Одна – церковно-монастырская - представлена Успенским собором и упомянутым собором Рождественского монастыря. Для нее характерна строгость архитектурных форм, отрицание разнообразия скульптурного убранства как греховного напоминания о резных языческих идолах.
Другая линия – княжеская – представлена Дмитриевским собором с его пышным резным убором. В ней проявились светские художественные взгляды феодальной знати, склонность к праздничности и смелому полету фантазии.
До начала XIV века храм считался кафедральным собором русских митрополитов. В 1263 году под сводами Рождественского собора был погребен выдающийся государственный деятель и полководец, герой Ледового побоища (5 апреля 1242 года) князь Александр Ярославич Невский, внук Всеволода Большое Гнездо.
Его мощи более четырех с половиной веков покоились в монастырском соборе, привлекая знатных и богатых покровителей и жертвователей. В монастыре создавалось и рукописное «Житие Александра Невского» и хранилось много других рукописей.
В частности, практически до начала XVIII века здесь хранилась одна из древнейших русских летописей – Лаврентьевская.
Рождественский монастырь долгое время считался старшей обителью на Руси. Лишь в 1561 году он уступил свое первенство Троице-Сергиевой лавре, а в дальнейшем – Александро-Невской Лавре, куда в 1723 году, по решению Петра I, были перенесены мощи Александра Невского.
С этого времени Рождественский монастырь во Владимире стал считаться третьим по значимости в России.
После переноса мощей место их пребывания в Рождественском соборе продолжало почитаться. Оно было выделено железной решеткой с холстом, на котором лежал писаный по зеленому атласу образ святого князя.
Кроме того, в монастыре осталась реликвия – памятная гробница-рака в виде простого деревянного ящика, в крышку которого была встроена частица его мощей. С 1923 года она бережно хранится в Успенском соборе.
Рождественский собор вплоть до конца XVI в. оставался единственным каменным зданием в монастыре, пока не была построена надвратная церковь во имя Александра Невского.
Постепенно монастырский комплекс прирастал новыми зданиями. В начале XVII века в одну линию со Святыми вратами строится трапезная шатровая церковь (Троицкая, переименованная затем в Христорождественскую, которая ныне выходит на Большую Московскую улицу).
В середине XVII века сооружается шатровая колокольня с «боевыми» часами, а также каменные жилые келейные здания. К концу века появляются северный, служительский, и южный корпус братских и больничных келий, а затем – восточный архимандритский корпус.
В 1744 году указом Елизаветы Петровны была учреждена Владимирская епархия. Рождественский монастырь был упразднен, став резиденцией архиерея.
Именно тогда строится Архиерейский дом – нарядный, в стиле барокко, с тремя высокими кровлями - «колпаками», с двумя парадными лестницами у входов.
А что же стало с древним Рождественским собором? Он дожил до середины XIX века очень обветшалым, что увидел Александр II, будучи проездом во Владимире.
Государь повелел восстановить храм в первозданном виде и пожертвовал 40 тыс. рублей. В результате появилось новое здание (реконструкция), воспроизводящее облик древнего собора. Но его век был недолог.
В 1918 году монастырская жизнь прекратилась – более чем на 70 лет. Весь монастырский комплекс поступил в распоряжение губЧК: на дверях храмов повесили замки, кресты были заменены на красные флаги, в бывшей трапезной церкви разместился танцевальный зал.
В июле 1930 года Рождественский собор, который «заслонял свет и солнце в квартиры сотрудников» ОГПУ и мешал учебным стрельбам, был разобран вместе с фундаментом. Та же участь постигла и колокольню XVII века.
В 1930 - 1070-х годах территория и все здания бывшего монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ.
В 1992 году на старом месте был восстановлен мужской монастырь и резиденция архиерея. 30 октября 1993 года, в день памяти жертв политических репрессий, в саду Свято-Рождественского монастыря открыт поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х годах XX века.
Восстановлению Рождественского собора предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1997-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент.
В 2004 году было завершено строительство нового красивого и необычного храма, который воспроизводит некоторые детали первоначального собора (резной портал с орнаментом, городчатый пояс).
В 2006 году около храма появилась колокольня со звонницей и престолом Александра Невского. Эти новые здания, не повторяя прежние, возвращают ансамблю Рождественского монастыря его выдающуюся роль в городской панораме.
Не случайно, многие владимирцы привыкли называть это величественное сооружение на высоком берегу Клязьмы «владимирским кремлем».
Святыни монастыря:
- мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова);
- частица Пояса Пресвятой Богородицы;
- частицы мощей Киево-Печерских святых и новомучеников Владимирских.
Автор: В. Королькова
Комментарии (1):
Добавить комментарий