Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Embankment of the Moika river and bridge Engineering. Saint Petersburg. Russia

The Pochtamtsky Bridge (Postal) is a cast-iron pedestrian suspension bridge across the Moyka River, named after Central Post Office (Pochtamt), St Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Panorama of the reflection of the old house in the river Moika in Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. The Moyka River embankment in Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. The Moyka River embankment in Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. The Moyka River embankment in Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. The Moyka River embankment in Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. Moyka River. Saint Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. View of the Blue Bridge from the left bank of the river Moika

Назад Вперед

Река Мойка (Moyka River)


Река Мойка представляет собой сквозной проток, вытекающий из Фонтанки и впадающий в Большую Неву. Длина протока составляет 4,67 километра, достигая максимальной ширины 40 метров и глубины немногим более трех метров.


Исконное название реки Мья происходит от ижорского Муя и переводится как «грязная». Название объясняется просто. Почти прямой угол в истоке протока и низкий естественный уклон приводили к заиливанию русла и заболачиванию окружающей местности.


Мойка протекает в одном из самых старых районов города, поэтому обустройство ее русла началось в числе первых. Разбивка Летнего Сада и нарушение естественного стока Мойки и Фонтанки первоначально привели к еще большему заболачивание местности.

Природный режим протока начал восстанавливаться после сооружения искусственных сооружений. Это были Лебяжья канавка, разделившая Летний сад и Марсово поле и Красный канал, проложенный у западной границы Марсова поля.


В начале XVIII века Мойка стала условной границей города. Прокладка Невского проспекта сделала Мойку «стратегическим» объектом.

В месте пересечения протока с этой будущей главной городской магистралью в 1718 году ввели в действие деревянный мост, который получил название Зеленый, он был деревянным и подъемным.

Рядом построили Мытный двор, где собирали подати за въезд в город. Городская граница сохранялась здесь до 1726 года.

Оборудование набережной Мойки началось при Петре I, когда ее берега укрепили земляными откосами и булыжниками, забили множество свай и устроили деревянные парапеты. Одновременно шло углубление и спрямление русла.

Петр I лично прошел на первом судне по обновленному протоку и остался доволен проделанной работой, заметив, что река «вычищена до настоящей глубины и сваями обита на подобие канала».

Гранитные ограждения набережной Мойки от Фонтанки до Английского проспекта и Крюкова канала появились только в начале XIX века.




Набережная Мойки на протяжении своей истории сменила несколько названий. Одну ее часть называли Немецкой Набережной, другую –Набережной Гостиной улицы, потому что здесь были и Немецкая слобода, и Гостиный двор на углу Невского проспекта.

Были и другие, легко объяснимые наименования – Конюшенная по Конюшенному двору и Греческая по Греческой слободе.

Существовало даже название Ледокольная, потому что зимой жители кололи в Мойке лед для хозяйственных нужд. Современное название Набережная Мойки периодически стало появляться уже в 1770 годы и окончательно укоренилось в начале XIX века.

Оба берега Мойки сначала начали застраиваться в районе Адмиралтейства, где возникла Морская слобода с хаотично разбросанными деревянными домами.

После сильных пожаров, случившихся в 1736-1737 годах, регулярная застройка правого берега Мойки пошла по единому плану. Было запрещено деревянное строительство, а участок от Конюшенного двора до Невского проспекта можно было возводить только «единою фасадою».

Между Зеленым и Синим мостами разрешалось дома ставить в глубине дворов, отступая от красной линии. Но при этом хозяева должны были устанавливать ворота, строить каменные ограды и высаживать деревья.




Вторая половина XVIII века стала периодом активного строительства на берегах Мойки. Аристократия, новая знать и богатые люди скупали участки, сносили и перестраивали уцелевшие при пожаре строения. На берегах набережной появились роскошные дворцы и особняки.

По официальным данным уже во второй половине XIX века вдоль берегов Мойки земельные участки занимали около 30 правительственных ведомств, более 25 банков и крупных контор.

Частные лица построили 19 крупных особняков и дворцов, несколько десятков больших доходных домов. Здесь же находились шесть храмов.

Набережная Мойки и дальше продолжала оставаться престижным районом, поэтому здесь активно строились доходные дома, важные общественные здания, представительства крупных компаний и гостиницы.

На Мойку у ее истока выходит Михайловский сад с Инженерным замком и павильоном Росси.


Здесь располагалось Конюшенное ведомство (дом № 4). На набережную Мойки смотрит один из фасадов здания Главного штаба.

Среди других наиболее известных местных адресов – Набережная Мойки № 12. Здесь в 1727 году уже стоял небольшой каменный дом служащего петровской канцелярии А.И. Черкасова. Здание не сохранилось, оно было перестроено разбогатевшим хозяином в 1740-е годы и стало трехэтажным.

В начале XIX века дом стал принадлежать князьям Волконским, один из которых был руководителем Южного общества декабристов. После приговора заговорщика С.Г. Волконского к 20 годам каторги и фактического распада семьи его сестра стала сдавать дом в аренду.

В доме Волконских на первом этаже А.С. Пушкин с семьей снимал свою последнюю квартиру в Петербурге: она состояла из 11 комнат. Здание позже значительно перестраивалось, в том числе и пушкинские комнаты.


Первый небольшой музей поэта открылся в 1925 году, хотя подлинный облик помещений был утрачен.

Сохранился лишь план, составленный поэтом В.А. Жуковским, который зафиксировал расположение комнат пушкинской квартиры.

По воспоминаниям современников к 100-летию поэта в 1937 году восстановили семь комнат и кабинет Пушкина. В середине 1960-х годов остальные комнаты получили облик, приближенным к тому, который мог быть при жизни А.С. Пушкина.

В середине 1750-х годов архитектор Б.Ф. Растрелли построил на Мойке два дворца, расположенные рядом друг с другом. Это Строгановский дворец (№ 46) в стиле барокко на углу Невского проспекта.


В создании дворца принимали участие и другие архитекторы, и все же он считается самым старым творением Растрелли, которое не подвергалось разрушению. Дворец имеет форму каре с патио.

Второе сооружение Растрелли, дворец богатого предпринимателя и купца Г.Х. Штегельмана (№ 50 и 52), находилось рядом с дворцом К.Г. Разумовского (№ 48).


После его приобретения в казну оба здания были соединены, появились боковые флигеля. Перестройкой в стиле классицизма занимался архитектор А. Ринальди.

Здесь с 1797 года существовал императорский Воспитательный дом, затем в 1918 году открыли педагогический институт, преобразованный в наши дни в педагогический университет имени А.И. Герцена.

Еще один памятник архитектуры и истории на набережной Мойки (№ 94) – это Юсуповский дворец.


В XVIII веке здесь находилась небольшая усадьба, которая перешла к графу П.И. Шувалову. Здание перестроил и увеличил Ж.-Б. Валлен-Деламот.

В XIX веке для нового владельца, князя Н.Б. Юсупова, здание кардинально перестраивает А.А. Михайлов, создавший из небольшого особняка роскошный дворцово-усадебный ансамбль.

Еще один дворец на набережной находился в здании № 106, участок которого с петровских времен много раз менял владельцев.

В середине XIX века небольшое домовладение с садом перешло к княгине М.В. Воронцовой, продавшей его спустя четыре десятилетия.


Интерьеры дворца заново отделал Н.И. де Рошефор к бракосочетанию великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны. От набережной здание отделяет сквер, огражденный ажурной решеткой.

Сегодня бывший княжеский дворец занимает Академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Среди других сооружений обращают на себя внимание здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс» (№ 73) в стиле модерн начала XX века.



Это творение архитекторов В.А.Липского иК. Н. де Рошефора. Здесь долгие годы работала известная на весь Советский Союз швейная фабрика имени М.М. Володарского.

На углу Мойки и Большой Морской улицы стоит памятник советского конструктивизма – Дворец культуры работников связи, ранее бывший Немецкой реформатской церковью.


Чуть ниже по течению Мойки расположена Новая Голландия с ее известным архитектурным ансамблем и не менее знаменитой аркой над небольшим каналом, который ведет во внутренний водоем.


У впадения Мойки в Большую Неву находятся Адмиралтейские верфи, а на противоположном берегу – Психиатрическая больница св. Николая Чудотворца.

Ее здание было построено в 1840 году архитектором Л.И. Шарлеманем для Исправительного Заведения и Смирительного Дома.

Мойку пересекает несколько важных городских магистралей, поэтому через реку сразу начали строить переправы. Сначала они были деревянными, потом постепенно их стали заменять чугунными.

Так появились мосты Красный, Синий, Певческий и Поцелуев, построенные по проекту В.И. Гесте. Однотипные мосты стали красить в разные цвета, отсюда и пошло выражение «цветные мосты».


В общей сложности на Мойке стоит 15 мостов.


Их украшали непременными узорчатыми оградами художественного чугунного литья в стиле классицизма или ампира в зависимости от времени постройки, освещали шестигранными фонарями.




Некоторые мосты имеют яркие отличительные особенности. Синий – является рекордсменом по ширине, Почтамтский – относится к висячему типу мостов.


Мало-Конюшенный мост входит в конструкцию из двух мостов

через Мойку и канал Грибоедова, составной частью которой является третий чисто декоративный мост, построенный для красоты – под ним вообще нет воды.



Название Поцелуева моста по наиболее распространенной версии объясняется не романтическими ассоциациями, а нахождением рядом с ним кабака, который по фамилии хозяина назывался «Поцелуй».


Если составлять рейтинг «самых-самых» примечательных мест Петербурга по красоте, уникальности, популярности, но набережная Мойки будет представлена в нем более чем достойно.

Юсуповский дворец по праву считается одним из самых роскошных.

Примыкающие к Мойке аллеи Михайловского сада – одно из самых тихих и спокойных мест для прогулок.

В верхнем течении реки впечатляет концентрация главных исторических достопримечательностей Петербурга. От Михайловского сада мимо храма Спаса-на-Крови за 10-15 минут можно дойти до здания Главного штаба.

Далее совсем рядом Синий мост, с которого открывается удивительная панорама на Мариинский дворец, Исаакиевскую площадь и Исаакиевский собор.


От этого места до Юсуповского дворца остается пройти менее километра.

С Мойкой связаны жизнь и смерть великих людей. В своей усадьбе, выходящей фасадом на Мойку, в домашней лаборатории работал М.В. Ломоносов.

Отсюда при 6 апреля 1765 года при огромном стечении народа тело скончавшегося великого ученого было перевезено для захоронения на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.




На Мойке в своей квартире 29 января (по старому стилю) 1837 года скончался после дуэли А.С. Пушкин. После отпевания через несколько дней на простой телеге гроб с телом поэта в сопровождении жандарма, слуги и одного приятеля тайно увезли для погребения в Святогорском монастыре Псковской губернии.

В 1916 году в полуподвальном помещении Юсуповского дворца был убит Григорий Распутин. Его теле отвезли на автомобиле к Петровскому мосту и сбросили с моста с таким расчетом, чтобы оно попало в полынью и ушло под лед.

В доме купцов Елисеевых на углу Мойки и Невского проспекта по предложению М. Горького после революции в 1919 году было создано спасительное прибежище для голодающей петроградской творческой интеллигенции.




Его назвали «Дом искусств» (сокращенно ДИСК), и здесь жили Александр Грин, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян, Кузьма Петров-Водкин и многие другие.

Доходные дома на Мойке – это история развития и смены архитектурных стилей. Здесь представлены здания, воплощающие яркие примеры практические всех петербургских стилей: барокко, классицизма, ампира, неоклассицизма, эклектики и модерна.

Мойка живет не только культурой и историей. На ее набережной были Круглый рынок, Придворная певческая капелла, телефонная станция, банки, Дом Российско-американской компании, страховое общество «Жизнь», Голландская и Немецкая реформатские церкви, военные казармы, Волковские, Талеевские и Народные бани Воронина.




Сегодня на Мойке работают бизнес-центры «Дом Северной Столицы» и «Мариинский», гостиницы «Мойка, Кемпински», «Аркадия», «Демут», «Франция». На Мойке есть средние и высшие учебные заведения, детские сады, больницы, рестораны и магазины.

Река неспешно несет воды как в дни основания города, а на ее берегах продолжается жизнь.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. The Moyka River embankment in Saint Petersburg. Russia. Фото L_Andronov-Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Река Мойка. The Moyka River embankment in Saint Petersburg. Russia. Фото L_Andronov-Depositphotos
Просмотры 19596
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 03.04.2019 21:54)












Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ