Нарвская застава – исторический район на юге Санкт-Петербурга, охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности.
Название району дала застава XVIII века, которая находилась на въезде в город по Нарвской дороге и служила, как и другие три заставы Санкт-Петербурга (Невская, Московская, Выборгская), пограничным пунктом столичного города.
От Нарвской заставы начиналась Петергофская дорога, которая вела в пригороды столицы - Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум.
В 11 - 12 вёрстах от заставы от Петергофской ответвлялась дорога на Нарву и Ревель (Таллин).
В XVII веке в районе заставы находились деревни Волынкина, Тентелевка, Емельяновка, Автово, которые существовали ещё до основания города.
В XVIII -начале XIX века вдоль Петергофской дороги появились загородные усадьбы и дачи петербургской аристократии.
В начале XIX века с переводом из Кронштадта чугунолитейного завода (будущего Путиловского) район заставы стал формироваться как промышленная зона.
Участки разорившихся дворян скупались промышленниками, на месте бывших дач возводились корпуса заводов и мануфактур, вокруг которых образовывались рабочие поселки.
К началу XX века Нарвская застава представляла собой типичную рабочую окраину.
9 января 1905 года в “Кровавое воскресенье” у Нарвской заставы (как и в других районах города) была расстреляна мирная демонстрация, которую возглавлял священник Георгий Гапон.
О событиях трех русских революций напоминает название площади и проспекта - Стачек, данное в 1923 году, когда начиналось стремительное социалистическое преобразование бывшей рабочей окраины.
После революции Нарвская застава становится полигоном архитектурных новаций в духе конструктивизма: жилой массив на Тракторной улице (1925 - 1927 годах, архитекторы А.И. Гегелло, А.С. Никольский, Г.А. Симонов), Дворец культуры имени А.М. Горького, фабрика-кухня, здание Кировского райсовета, Школа имени 10-летия Октября.
Композиционным центром площади Стачек являются Нарвские ворота.
Триумфальная арка для торжественной встречи русской гвардии, возвращавшейся в 1814 году в столицу после разгрома армии Наполеона, была воздвигнута по проекту Д. Кваренги.
Величавая торжественность Нарвских ворот достигнута синтезом архитектуры и скульптуры. По сторонам между колоннами установлены статуи русских витязей, на фоне аттика - гении Славы.
Сооружение венчает колесница Победы с запряженной шестеркой коней работы П.К. Клодта.
Красная брусчатка, которой вымощена часть площади у Нарвских ворот, дань памяти жертвам царизма в революционной борьбе питерского пролетариата.
В дни Февральской революции на площади происходили митинги. Отсюда на штурм Зимнего в октябре 1917 году отправлялись красногвардейцы Путиловского и других заводов Петергофского района.
От Нарвских ворот уходили красногвардейцы на защиту Красного Петрограда в 1919 году, здесь летом 1941 года формировались отряды 1-й Кировской дивизии народного ополчения.
От Нарвских ворот к югу открывается широкая перспектива, которую замыкает здание Кировского райсовета с 50-метровой башней - архитектурным символом героических первых пятилеток.
Планы преобразования Нарвской заставы начали разрабатывать уже в первые послереволюционные годы, именно тогда была задумана система двух площадей в головной части проспекта Стачек, соединенных эспланадой.
Создание здесь крупного общественного центра и строительство жилых домов для рабочих происходило в 1920-1930-х годах.
В 1955 году Кировский район получил удобную транспортную связь с другими частями города, здесь прошла первая линия Ленинградского метрополитена.
У самых Нарвских ворот стоит круглый павильон станции метро "Нарвская", портал которого отмечен тремя арочными проемами с узорными решетками.
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена “Автово” – “Площадь Восстания”. Названа из-за расположения в историческом районе Нарвской заставы.
Боковые стены пилонов центрального подземного зала украшают горельефы, изображающие людей разных профессий (48 панно с 12 повторяющимися сюжетами).
Рядом с метро на площади стачек расположен Дворец культуры им. А.М. Горького - первенец советского клубного строительства.
В облике здания нашел отражение стиль конструктивизма с его стремлением к четкой функциональной организации пространства.
Комментарии (2):
(Обновлено: 15.08.2022 22:11)
Добавить комментарий