Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Walking in Nevsky Prospekt

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Stitched Panorama Nevsky Avenue of St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. View of the Catherine garden and Nevsky Prospect

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. View of the Catherine garden and Nevsky Prospect

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Kazan (Kazansky) Cathedral on Nevsky prospect, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Казанский собор. Kazan Cathedral in St.Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Гостиный двор на Невском проспекте. View of Nevsky Prospect and Gostiny Dvor from above

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Pedestrians moving along Nevsky Prospect in Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Pedestrians moving along Nevsky Prospect in Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Panorama of Gostiny Dvor and Nevsky Prospekt at dawn. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Wide angle panorama of the Nevsky prospect in the early morning at dawn. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Невский проспект. Night panorama of Nevsky Prospekt from the Palace square. St. Petersburg, Russia

Назад Вперед

Невский проспект (Nevsky Prospect)


Невский проспект – главная городская магистраль – соединяет два знаковых места Санкт-Петербурга, с которыми неразрывно связан начальный этап его истории.

Это Адмиралтейство и Александро-Невская лавра.


Будущий проспект должен был состоять из двух частей.

Одна часть вела от Адмиралтейства, другая – непосредственно у монастыря соединилась с Новгородским трактом. В этих местах дорог тогда не было, только несколько троп вели к разным поселениям.

В начале XVIII века территорию для строительства в городе приходилось отвоевывать у лесов и болот. В любом случае для проспекта было необходимо провести просеку.

По каким-то соображениям ее прорубили не по прямой линии, в результате возник излом в районе современного Московского вокзала.


Предание гласит, что две бригады лесорубов двигались навстречу друг другу от Адмиралтейства и от монастыря, но не встретились в точке пересечения из-за ошибки в расчетах. Вряд ли такое могло быть на самом деле при выполнении поручения Петра I.

Если предположить, что подобное в действительности произошло, то история строительства Петербурга полна примеров, когда и более серьезные ошибки исправлялись. Сносили почти готовые дворцы и храмы, засыпали каналы, расширяли берега рек, и никто не считался с затратами.


По другой, более реалистичной версии, Невский проспект как один из радиальных лучей по первоначальному плану застройки города не должен был вести к Александро-Невскому монастырю.

Вероятно, планы изменились, и проспект сделал небольшой поворот по направлению к монастырю.

Кроме того, известно, что две части проспекта строились с разницей в несколько лет. Позже егопытались спрямить и от монастыря стали прокладывать еще одну трассу, но в итоге она тоже привела к Московскому вокзалу.

Это нынешняя Тележная улица, которая далее переходит в Гончарную.


На протяжении своей истории главная петербургская магистраль неоднократно меняла название, причем участок, шедший от Александро-Невского монастыря, называли Невской першпективной дорогой, а начальную часть – Большой першпективой.

Почти по во всех вариантах названия неизменно присутствовало определение «Невский». Только в советское время улица несколько десятилетий именовалась «Проспектом 25 октября» в честь Октябрьской революции.

Однако в 1944 году историческое имя вернулось.


Невский проспект проходит через Мойку, Фонтанку и канал Грибоедова. В начале XVIII века городская граница проходила по Мойке. Через нее соорудили деревянный мост и на Мытном дворе собирали подати. Еще раньше существовал мост на Фонтанке, и по мере роста города здесь стала проходить его граница.

Невский проспект имеет протяжённость 4,5 километра или по-старому около четырех верст. Сначала домов здесь было немного. Для жителей организовали Морской рынок, где торговали продуктами и другими припасами, продавали дрова и сено.


Одним из первых домов на проспекте стала резиденция адмирала Корнелия Крюйса. Правда, его фасад смотрел на набережную Мойки, а на месте будущего проспекта стола глухая стена.

Активное строительство на проспекте не велось долгое время, хотя шло его благоустройство. К 1721 году уже было высажено несколько рядов берез. Через несколько лет в начале Большой першпективы появились масляные фонари.


Петр I планировал строить город на Васильевском острове, и этому месту уделялось больше внимания. К 1730 году на проспекте появилась немецкая кирха Святого Павла и рядом два дома. Кирха задавала первый высотный ориентир для проспекта.

Более активная застройка началась во времена Анны Иоанновны, когда центральная часть города переместилась на берег Невы. Тогда появилась каменная церковь Рождества Богородицы, позже получившая название Казанской церкви.

И все же Невский проспект в основном оставался пустынной магистралью.




Морской рынок перенесли ближе к Невскому монастырю во избежание пожаров, которые могли уничтожить сразу и Адмиралтейство.

Пожары действительно случались в 1736-1737 годы, что потребовало ускоренной реализации указа императрицы о новой застройке проспекта от Адмиралтейства до Фонтанки.

Специальная комиссия занималась распределением участков для жилых и торговых строений. Новые дома было велено строить только каменные, но для уже имеющихся деревянных строений сделали исключение – их не стали сносить.




Тогда же попытались соединить обе части проспекта воедино, устроив параллельно Новую Першпективную улицу. Но к старой дороге уже все привыкли, она исправно служила не один год, и монастырь не стремился менять сложившийся уклад.

В результате возникли две параллельные улицы, которые вели от Невского монастыря до места, где находится нынешняя Площадь Восстания.

При Елизавете Петровне сначала перенесли вглубь все обывательские строения, стоящие не на «першпективе». Затем началась каменная застройка по проекту М.Г Земцова. Это были дома напротив деревянного Гостиного двора.




Удачным решением стало строительство трех особняков с одним фасадом в районе Мойки. Дома строились нарядные, в них уже просматривались черты елизаветинского барокко.

Следом пришла очередь настоящих дворцов. На углу Невского и Фонтанки М.Г. Земцов начал, а Б. Растрелли завершил строительство Аничкова дворца.

По его же проекту построили Строгановский дворец. Это здание уникально тем, что оно является единственным не утратившим первоначальный облик до наших дней.

Чуть раньше С.И. Чевакинский построил дворец для графа И.И. Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны.




Временный Зимний дворец служил резиденцией императрицы, он стоял там, где ныне находятся дома № 13 и 15. Фасад растянулся на целых 300 метров, но покои Елизаветы Петровны смотрели не на проспект, а на Мойку.

Историки архитектуры особо отмечают эту интересную деталь. Основные фасады дворцов выходили не на Невский проспект. Аничков дворец смотрел на Фонтанку, а Шуваловский – в сторону нынешней Итальянской улицы.


Видимо, тогда Невский проспект еще не воспринимался как главная улица, и на него выводили хозяйственные и служебные постройки.

Еще один любопытный факт елизаветинских времен. Проспект продолжал застраиваться, но и березовую аллею не оставляли без внимания. Елизавета Петровна распорядилась запретить что-то либо развешивать на деревьях, а вместо «подсохлых» высаживались новые.




На проспекте не только появлялись новые здания, но и менялись старые. Екатерина II выкупила и подарила Аничков дворец своему фавориту Григорию Потемкину, для которого зодчий И.Е. Старов переделал здание в стиле классицизма.

Еще раз дворец перестраивали в XIX веке: изменились некоторые интерьеры, появились ограждение вокруг сада, два павильона и двухэтажный «Сервизный корпус».

Правление Екатерины II открывает следующую страницу истории Невского проспекта. Барокко выходит из моды, уступая место классицизму. Вместо Б. Растрелли за дело принимается французский зодчий Ж.Б. Валлен-Деламот.




Он построил Большой Гостиный двор, при этом здание отодвинули от красной линии почти на 20 метров для удобства подъезда.

После пожара 1761 года, когда выгорела Переведенская слобода, Екатерина II не просто устранила его последствия. Она создала комиссию по переустройству Москвы и Петербурга, поставив цель вести каменное строительство.

Невский проспект начали застраивать целыми участками по утвержденному плану. Шло также строительство кварталов между улицами. Кстати, как раз тогда слово «проспект» вытеснило устаревшее «першпектива». В 1776 году это название можно увидеть на картах.


Мосты через Мойку, Фонтанку и Екатерининский канал стали каменными. Тротуары выложили гранитными плитами. Появились новые храмы: католический костел Святой Екатерины и армянская церковь, тоже освященная в честь Святой Екатерины.

Рубеж XVIII-XIX веков ознаменовался продвижением строительства Невского проспекта за Фонтанку. Причем, многие участки выкупала не аристократия, а нарождающееся богатое купечество. Появились дома купцов Яковлевых, Меняевых, Лопатиных.

В XIX веке на проспекте началось строительство общественных зданий. Появилась общедоступная библиотека, ставшая первой в России. Участок на месте снесенного временного Зимнего дворца долгое время пустовал, затем его застроили несколькими однотипными домами.

Самым узнаваемым зданием на Невском проспекте стал Казанский собор, возведенный А.Н. Воронихиным.


Его колоннада, прилегающий сквер, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли создали единый архитектурный ансамбль.

Завершающим акцентом классического вида Невского проспекта стали сооружения К. Росси. Это нынешняя площадь Островского с Александринским театром и застройка Михайловской улицы.


В этом же ряду находятся Голландская церковь.

Составить представление о том, каким все это было, помогает «Панорама Невского проспекта», созданная В. Садовниковым в 1830-1835 годы. Здесь можно увидеть главную городскую улицу такой, какой ее видел А.С. Пушкин.

Маленькая деталь: тогда масляные фонари уже заменили на газовые. Невский проспект получал все самое лучшее.

Невский проспект еще активнее развивается с 1850-х годов. Начала работать железная дорога, связавшая две столицы. Появился Николаевский (Московский) вокзал и территория, прилегающая к нему, сразу стала застраиваться доходными домами.

Во множестве открывались меблированные комнаты, первые этажи почти всюду имели торговые помещения.




Весь проспект благоустроился, мосты расширили и укрепили для возросшего транспортного потока. Кроме многочисленных извозчиков появились первые омнибусы.

Аничков мост получил свои знаменитые скульптуры «Укротители коней» П.К. Клодта.

Строгие классические фасады перестали удовлетворять владельцев. Старые стили вернулись с приставкой «нео» – необарокко, неоренессанс. Началось доминирование эклектики. Дома строили выше, наряднее. На фасадах стали оборудовать большие окна – витрины. Появилось больше кафе, ресторанов.

Напротив Гостиного двора вырос «Пассаж» (дом № 48) в стиле неоренессанс. Десятками перестраивались не только относительно небольшие особняки, но и дворцы. Дворец Белосельских-Белозерских стал барочным, он получил атлантов и кариатид на фасаде, колонны и пышную лепнину.

Дом № 36 стал самой дорогой и престижной «Европейской» гостиницей.




Начал заметнее проявляться технический прогресс. Невский проспект во вторую половину XIX века проспект въехал на конке. После неудобных омнибусов, прозванных горожанами «сорок мучеников», конка выглядела более комфортно и красиво.

В 1882 году в доме № 26 устроили первую российскую телефонную станции. Тогда же Невский проспект получил электрическое освещение. За неимением удобного места электростанции оборудовали на баржах.

Мощностей поначалу хватило для освещения небольшого участка от Аничкова моста до Большой Морской. К 1890 году удалось осветить проспект полностью.


Сто лет назад в России наблюдались высокие темпы экономического роста. Невский проспект превратился в средоточие банков и торговых домов. По проспекту ходил трамвай, здесь работали 17 кинотеатров.

Старые здания скупались и перестраивались. Появились новые крупные землевладельцы. Купец В.И. Соловьев открыл один за другим шесть крупных магазинов.

Новые владельцы стремились выделиться на фоне однотипных зданий. На проспекте появились оригинальные в своем роде дома Зингера и купцов Елисеевых в стиле модерн.


Больше других удалось выделиться банкиру М.И. Вавельбергу. В 1912 году проспект украсило его здание (№ 7-9) в стиле неоренессанса. Из-за похожести на венецианские палаццо банкирский дом и личную резиденцию Вавельберга в городе стали называть то «дворцом дожей», то «денежным палаццо».

Революция и гражданская война изменили облик Невского проспекта. Остановился трамвай, пропало отопление, многие витрины стояли разбитыми и заколоченными досками.

Новую жизнь начали дворцы. Строгановкий дворец превратился в музей, но потом его отдали под конторы советских учреждений. Аничков дворец тоже успел побыть Музеем города, а потом стал Дворцом пионеров и школьников.

Храмы закрывались и переоборудовались. Казанский собор стал музеем религии и атеизма, немецкий собор превратился в бассейн, в костеле Святой Екатерины устроили склад.

Постепенно Невский проспект начал получать некоторые плюсы от смены форм собственности. Убрали чугунные навесы над входами в магазины, которые мешали движению.






При перестройке фасадов и оборудования витрин архитекторы стремились вернуть домам первоначальный облик. Большинство темных зданий получили светлую окраску, проезжую часть покрыли асфальтобетоном.

В 1920-1930-е годы заработали многие новые кинотеатры и театры. Большинство из них не пережила свое время, но некоторые существуют и сегодня.


В годы блокады Невский проспект сильно пострадал от бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

В послевоенные годы пришлось проводить масштабную реконструкцию. Требовалось не только восстанавливать поврежденные дома. Из-за отсутствия отопления в течение нескольких лет почти все здания серьезно повредились. Некоторые дома не подлежали восстановление, и на их месте появились новые сооружения.

В 1960-е годы некоторым зданиям удалось вернуть их исторический облик.










Это касается Гостиного двора и гостиницы «Европейская», которая со стороны проспекта стала выглядеть как при Карло Росси.

С Невского проспекта убрали трамвай, зато появились станции метрополитена «Невский проспект», «Гостиный двор», «Маяковская».

Новые времена на рубеже XX и XXI столетий снова привели к смене формы собственности. Многие частные владельцы исходили только из своих интересов. Ряд домов разобрали, хотя в новых зданиях, построенных на их месте, иногда полностью или на частично воссозданы исторические фасады.


Из всех кинотеатров смогли выжить только «Художественный» и «Аврора». Теперь горожане смотрят кино в многозальных комплексах, расположенных в торговых центрах.

Модернизировано техническое оснащение Невского проспекта, заменены коммуникации инженерные сети, все здания украшены художественной подсветкой.


29Пальм
Санкт-Петербург.Top view of the Metro and mall Gostiny Dvor on Nevsky Prospect, SPb, Russia. Station opened on 1967, is one of busiest stations in the entire SPb Metro Санкт-Петербург.Top view of the Metro and mall Gostiny Dvor on Nevsky Prospect, SPb, Russia. Station opened on 1967, is one of busiest stations in the entire SPb Metro
Просмотры 10750
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
















Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ