Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в городе Истре Московской области.
Из истории монастыря
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона.
Монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году, должен был воссоздать комплекс святых мест Палестины под Москвой.
Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского.
Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Великое начинание Патриарха было задумано еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем и продолжалось даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 годы.
Во времена царствования царя Федора Алексеевича было исполнено желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель после долгой ссылки, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года.
Воскресенский собор, ставший главным храмом Новоиерусалимского монастыря, был построен в 1656 - 1685 годах.
18 января 1685 года собор был освящен Патриархом Иоакимом.
В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую “вечно утвержденную грамоту” на все ее тогдашние вотчины и угодья.
Идея Никона состояла в том, чтобы повторить Храм Воскресения в Иерусалиме, чертёж и модель которого были даже специально привезены в Москву.
Собор в плане соответствует обмерам иерусалимского храма, была повторена и схема расположения отдельных помещений.
Место также было выбрано не случайно. Царь Алексей Михайлович, побывав в селе Воскресенском заметил: “…место сиа… У понеже прекрасно, подобно Иерусалиму”.
Однако Иерусалимский храм XII века показался патриарху слишком скромным. Он распорядился украсить возводимый собор сообразно высокому достоинству русской патриархии и вкусам своего времени.
Убранство Новоиерусалимского собора состояло из многоцветных изразцов, из которых в интерьере сложены целые иконостасы, а снаружи — наличники, порталы, завершающие стены пояса-карнизы.
Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.
В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.
Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог.
В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
Святыни Новоиерусалимского монастыря
Гроб Господень
Главная святыня, которая есть в Ново-Иерусалимском монастыре. Он находится в кувуклии - небольшой купольной часовне: точь-в-точь такой же, как в Храме Гроба Господня израильском Иерусалиме.
Голгофа с крестом
“Голгофа” с еврейского переводится как “лобное место”. То место, где был распят Иисус. Обратите внимание на кипарисовый крест внутри Голгофы. Патриарх Никон заказал его в Палестине.
Мощи Святой Татьяны
Были привезены из Иерусалима еще при царе Алексее Михайловиче его сестрой. Она сама паломником ездила в святые места.
Достоверно неизвестно, как именно она добиралась, но есть свидетельства, что в те времена многие паломники шли на палестинские земли пешком.
Комментарии (3):
(Обновлено: 07.01.2023 13:29)
Добавить комментарий