Россия. Санкт-Петербург. Обводный канал. panorama of Obvodny Canal Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Обводный канал. panorama of Obvodny Canal Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Обводный канал. panorama of Obvodny Canal Embankment. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Обводный канал (Obvodny Canal)


Первая очередь Обводного канала в Санкт-Петербурге построена в 1769-1780-е годы, и со временем он стал самым большим каналом в городе.

Его прокладка от реки Екатерингофки до Лиговского канала осуществлялась по проекту инженера Л.Л.Карбонье. Канал имел стратегическое значение, служил городской границей, его укреплял земляной вал.

В начале XIX века по приказу Александра I началось строительство восточной части канала с целью его продления до Невы в районе Александро-Невской лавры.


Обводный канал был призван решать две задачи: служить транспортной артерией и защищать город от наводнений. Первая цель в большей или меньшей степени была достигнута, когда по нему в 1833 году началось движение судов. Однако с наводнениями канал справить не мог.

После завершения прокладки Обводный канал стал иметь протяженность немногим более восьми километров, ширину 21-42 метра при максимальной глубине три метра. Столь значительное различие в ширине канала объясняется особенностями его использования.

Наибольшую ширину Обводный канал имеет в восточной части, начиная от Атаманского моста. Здесь соорудили Французский ковш, где на разгрузке стояли суда.


Получился тупиковый канал в виде буквы «Г», который начинался неподалеку от Александро-Невской лавры и шел параллельно Глиняной улице.

Вплоть до середины ХХ века к Французскому ковшу подходили железнодорожные пути, таким образом, он являлся важным логистическим центром того времени.

Здесь в больших объемах перемещалось сырье и готовая продукция.

Через Обводный канал построено 17 мостов.


Сначала они были деревянные.

Но при строительстве Николаевской железной дороги стали строить по передовой технологии так называемые американские мосты.

На Балтийском пешеходном мосту установлены изящные старинные фонари, на других смонтированы типичные чугунные перильные ограждения с геометрическим или растительным орнаментом и розетками.

В районе Обводного канала в 1850-е годы построили сначала Варшавский, в вслед за ним и Балтийский вокзалы. Благодаря построенным зданиям в стиле модерн и эклектики изменился вид прилегающей территории.


Варшавский вокзал после реконструкции в начале XXI века перестал действовать и здесь находится торгово-развлекательный комплекс.

На путях устроен железнодорожный музей.


Балтийский вокзал ранее назывался Петергофским. Он построен по образцу одного из парижских вокзалов. Здесь были два флигеля, которые обслуживали императорскую семью.

Вокзал пережил две реконструкции. В 1931 году из-под купола вокзального здания убрали подъездные пути, изменили положение центрального входа. После ремонтных работ начала 2000-х годов вокзал значительно благоустроили.


С развитием железной дороги связаны и знаменитые Американские мосты (до 31 декабря 2008 - Николаевский железнодорожный мост) - группа железнодорожных мостов, соединяющих Безымянный остров с левым берегом реки Невы через Обводный канал, связывающие между собой Центральный и Невский районы Санкт-Петербурга.


Мосты разных конструкций были построены в 1840-е годах в рамках строительства Петербурго-Московской железной дороги. Каждый мост строился под два железнодорожных пути с ездой поверху.

Один - пятипролётный подкосной системы, другой - трёхпролётный с фермами системы Уильяма Гау. Руководил строительством моста американский инженер Д. В. Уистлер.


Со времени постройки первый мост стал называться Американским за свою конструкцию. Позже, после строительства других мостов, название переходило и на них.


Официально все мосты были названы Николаевским железнодорожным мостом, однако 31 декабря 2008 года постановлением правительства Петербурга его переименовали в Американский мост.

В повседневной речи чаще можно услышать название Американские мосты (именно Американские и во множественном числе).


В районе канала благодаря судоходству начала формироваться промышленная зона, что не могло не сказаться на особенностях его архитектуры, населения и, говоря современным языком, экологической обстановке.

Если Ф.М. Достоевский презрительно называл Екатерининский канал «канавой», то по отношению к Обводному каналу это было более справедливо. Канал служил открытым коллектором для стоков многочисленных промышленных предприятий.


Более того, в канал сбрасывались все нечистоты, которые в те времена не проходили практически никакой очистки. Здесь работали крупная мануфактура «Треугольник», элеватор, мыловаренный и костеобжигательный заводы, другие крупные предприятия.

Народ не скупился на анекдоты и частушки, где Обводной канал выставлялся в резко отрицательном свете. Канал прозвали Обвонным.


Бесконтрольные сбросы не только создали тяжелую экологическую обстановку вокруг канала, но и подорвали его транспортное значение. Он заилился и обмелел, судоходство стало затруднено.

Ситуация постепенно изменилась. По мере развития автомобильного транспорта судоходная роль канала становилась все меньше, зато набережные превратились в автомагистрали с интенсивным движением.

Во многом оставаясь промышленной зоной, Обводной канал заметно изменился в лучшую сторону.


Многие предприятия перемещены за городские окраины, освободившиеся помещения превращаются в офисы, выставочные залы.

Новые строения возводятся в современном архитектурном стиле.

Набережная Обводного канала не могла похвастаться ни дворцами, ни большими достопримечательностями, ни даже особой красотой. По берегам стояли дома, в которых жили рабочие и мастеровые.

Здесь царили нищета и пьянство. Район становился все более опасным, его заселяли люмпены и маргиналы.


Вдоль набережной было несколько ночлежных домов, клубов и больниц. Не сохранилась церковь великомученика Мирония, которая было полковым храмом Егорьевского полка, славно сражавшегося в Отечественную войну 1812 года.

Зато сохранилась оригинальная церковь Воскресения Христова, построенная на деньги Александра Невского общества трезвости. Здесь каждый местный житель мог дать обет трезвости.

От исторической застройки сохранились Хлебные склады Александро-Невской лавры (дом № 3-5). На правом берегу стоит Духовная Академия лавры – самая старая местная постройка.

Чуть далее по каналу расположен комплекс зданий – это бывшие казармы лейб-гвардии Казачьего полка.


Строение № 74 по Обводному каналу – это газгольдер Газового общества столичного освещения, построенный в 1862 году.

Еще раньше, в начале XIX столетия в стиле классицизма В.П. Стасовым возведены Измайловские провиантские магазины (№ 169-173).

Несколько доходных домов дополняют картину набережной Обводного канала. Это дом № 82, который построил известный архитектор конца XIX – начала XX века П.М.Мульханов.

Дом № 107 в 1886 году возведен по проекту Б.Е. Фурмана. Как многие доходные петербургские дома, он позже был перестроен и расширен.

Особой архитектурной ценности доходные дома не представляют, но они вписаны в городской ландшафт и являются неотъемлемой частью его облика и истории. Например, в доме № 91 существовала одна из старейших типографий, которая носила имя первопечатника Ивана Федорова.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Обводный канал. Panorama of Obvodny Canal Embankment. St. Petersburg. Russia.Фото Parsadanov-Dep Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Обводный канал. Panorama of Obvodny Canal Embankment. St. Petersburg. Russia.Фото Parsadanov-Dep
Просмотры 19762

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ