Исторический район Охта расположен на берегах притока Невы - р. Большой Охты, в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.
Возможно, ее название, древнейшее в Санкт-Петербурге, происходит от финского слова "медвежья речка". Правобережная территория именуется Большой Охтой, левобережная Малой Охтой.
Районы Большой и Малой Охты на правом берегу Невы являются одними из старинных в городе.
До начала XVIII века в шведские времена в устье Охты располагались крепость и город Ниеншанц, в русских актах носивший название Канцы.
В городе было до 400 обывательских домов; с крепостью город сообщался при посредстве двух подъёмных мостов через реку Охту.
Гарнизон Ниеншанца был численностью 600 человек. В ходе Северной войны (1700 - 1721 годы) в конце апреля 1703 года русские войска осадили Ниеншанц и послеле недолгой осады 1 мая 1703 года гарнизон крепости Ниеншанц сдался.
После взятия Ниеншанц был переименован Петром I в Шлотбург.
История же российского Охтенского поселения началась в 1720-е годы.
Селились там преимущественно плотники, работавшие на Партикулярной верфи, которая находилась на берегу Фонтанки.
Местные плотники славились как искусные мастера деревянной резьбы, их произведения украсили многие дворцы города и пригородов
В первые годы XIX века судостроение из центра столицы перенесли ближе к домам работников. Так в этом районе появилось Охтенское адмиралтейство.
При верфях создали и так называемое Паноптическое заведение, где обучали судостроителей.
Начиная с середины XIX века, Петербург разрастается, в 1869 году на Охте жило около 9 тысяч человек, а к 1900 году уже почти 30 тысяч. В районе, помимо ставшего традиционным судостроения, развивались новые производства – красок, чугунных изделий, кабельной продукции.
В начале XX века на предприятиях Охты работало порядка двух тысяч местных жителей. Параллельно с промышленностью развивалась и инфраструктура – было построено несколько церквей, различные учебные заведения, устроены пожарные части.
С левым берегом Невы Охту соединили мост Большеохтинский мост и Финляндский железнодорожный.
Вплоть до революции Охта оставалась неблагоустроенной фабрично-заводской окраиной Петербурга. Рабочие этого района внесли значительный вклад в развитие революционного движения.
Отряды Красной гвардии, созданные на промышленных предприятиях Охты, приняли активное участие в Октябрьском вооруженном восстании 1917 года.
В память об этом административный район, образованный в 1973 года в северовосточной части Ленинграда, был назван Красногвардейским.
После революции заводы и фабрики района были коллективизированы, некоторые из них существуют и по сей день.
Начало коренной реконструкции района Охты относится к 1930-м годам. Большой размах строительные работы приобрели в послевоенные годы.
Малая Охта стала одним из первых в Ленинграде районов, где типовые жилые дома возводились индустриальными методами.
В годы войны через Охту проходил участок “Дороги Жизни”, известный под названием “Ржевский коридор”. По нему автомобили или локомотивы-трамваи развозили по осаждённому Ленинграду грузы, медикаменты, муку и боеприпасы, поступившие с “большой земли”. Обратно по этому пути к станциям Пискарёвка и Ржевка отправляли эвакуируемых жителей города.
После Победы над фашистами Охту, как и весь Ленинград, начали восстанавливать. На месте уничтоженных войной деревянных домов стали строить новые здания, в 1950-е годы сформировался ансамбль Заневской площади, а в 1960-е - Красногвардейской.
Тогда же на проспектах Шаумяна, Новочеркасском и Заневском начали появляться первые хрущёвки, а также были построены жилые микрорайоны между проспектом Металлистов и Соединительной железной дорогой.
Кратчайший путь из центра города на Малую Охту лежит через мост Александра Невского, сооруженный в 1965 году.
Сразу за ним начинается Заневский проспект, его головной участок представляет собой трапециевидную в плане площадь. По ее периметру стоят крупные административные здания, фасады которых декорированы тяжелыми колоннадами.
Застройка площади была осуществлена в конце 1930-х годов по проектам арх. Д. П. Бурышкина и М. И. Брусиловского.
В 1970-е годы под руководством замечательного ленинградского зодчего Александра Васильева был сформирован выразительный ансамбль жилых домов на Свердловской набережной.
В российское время ещё несколько новых зданий появилось на Среднеохтинском проспекте. Одной из самых известных новостроек стал знаменитый “чайник” (по версии искусствоведа Михаила Золотносова – писсуар) банка “Санкт-Петербург”.
Комментарии (2):
(Обновлено: 22.06.2021 18:19)
(Обновлено: 12.02.2022 18:44)
Добавить комментарий