Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Дворцовая набережная (Palace Embankment)


Дворцовая набережная точно отвечает своему названию. Здесь на берегу Невы, в центральной части Санкт-Петербурга, находится почти десять дворцов.

В первой половине XVIII века набережная успела поменять несколько названий. Ее сначала называли Наличной линией, потом Почтовой, потому что на месте Мраморного дворца (дом № 6 по современной Дворцовой набережной) существовал Почтовый двор.

Следом появилось название Верхняя набережная, тогда как Нижней называли Английскую набережную. В конце 1770-х годов появилось название Дворцовая набережная. Одновременно в ходу было название Миллионная набережная.


В советские годы магистраль вдоль Невы переименовали в набережную Девятого января в память жертв демонстрации, расстрелянной в 1905 году войсками, которыми командовал великий князь Владимир Александрович.

Это событие положило начало первой русской революции.

В историческом центре Петербурга многие сооружения являются ровесниками города.

Первые строения появились в районе будущей Дворцовой набережной неподалеку от Адмиралтейства, которое тогда было судостроительной верфью, построенной по всем правилам тогдашнего фортификационного искусства.

По этим же правилам нельзя было строить дома на расстоянии ближе, чем 200 саженей от Адмиралтейства. Это немногим более 400 метров по современным меркам.


Уже летом 1705 года Д. Трезини построил здесь деревянный дом по заказу генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. Невский берег в этом месте был низким и следующий дом, тоже построенный для высшего морского офицера К. Крюйса петровской эпохи находился немного дальше от реки.

Один за другим в течение двух лет здесь строили дома приближенные Петра I. Это были С. В. Рагузинский, Ф.А. Головин, П.И. Ягужинский, Г. П. Чернышев, В.Д. Олсуфьев.




Красную линию для них задавал новый каменный дом Апраксина, который начали строить в 1712 году, передвинув его ближе к Неве.

Чтобы укрепить берег реки, забивали в дно сваи и засыпали грунт, что позволило расширить набережную примерно на 80 метров.

Одним из значительных сооружений тех лет стал Зимний дворец Петра I. В первозданном виде дворец сегодня не сохранился. На его месте находится Эрмитажный театр, хотя в нем остались некоторые помещения бывшей императорской резиденции, в том числе рабочая мастерская Петра I с его подлинными вещами.




Во второй половине XVIII века началось парадное переустройство Санкт-Петербурга. Екатерина II стремилась придать городу более благоустроенный и современный вид, соответствующий статусу одной из первых европейских столиц.

Для этой цели была создана специальная государственная комиссия, которая составляла также планы переустройства и губернских городов, и малых городов. Основное внимание уделялось каменному строительству.

В северной столице в первую очередь надлежало, согласно указу Екатерины II, «против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные».

Так Екатерина продолжила традицию своего великого предшественника Петра I, который личными указами регламентировал застройку невских берегов.




В эти годы на Дворцовой набережной шло строительства Зимнего Дворца по проекту Б. Растрелли. Одновременно началось сооружение каменной набережной, однако на первом этапе были допущены ошибки в расчетах осадки фундамента.

В результате грунт начал осаживается. Эти недостатки были учтены в проекте И. Росси, когда набережную фактически пришлось строить заново.

Были забиты дополнительные ряды толстых сосновых свай диной до 10 метров, берег продвинули в сторону реки на 20 метров. Вдоль набережной соорудили причалы, устроили семь спусков к воде, оборудованных лестницами.

Дворцовая набережная стала первой в городе, облицованной гранитными плитами.

В 1760-е годы появились новые мосты: Прачечный через Фонтанку, Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку.


Каменный Эрмитажный мост через Зимнюю канавку сменил бывший на этом месте деревянный мост.

Его силуэт красиво вписался в облик гранитной набережной, создавая вместе с остальными мостами целостный ансамбль.


Начиная с середины XVIII века, на Дворцовой набережной шло строительство новых зданий. Дворцовая набережная почти постоянно представляла собой строительную площадку.

Соседние переулки были застроены сараями, складами для хранения инструментов и строительных материалов.

В начале XIX века при Николае I проведена очередная реконструкция Дворцовой набережной. К.Росси украсил спуск к реке скульптурами бронзовых львов и двумя вазами из полированного гранита.

Позже их переместили на Адмиралтейскую набережную.




Здания на Дворцовой набережной строились в разное время, но зодчие стремились придерживаться определенных канонов, даже оставаясь в рамках собственных стилистических предпочтений.

В результате возник архитектурный целостный ансамбль, объединенный единством замысла, хотя некоторые сооружения на этом фоне звучат некоторым диссонансом.

Например, замысловатая кладка дворца Владимира Александровича (дом № 26) напоминает итальянские палаццо, но не очень вписывается в общий ансамбль набережной.


Сегодня здесь размещается Дом ученых.

Многие здания на Дворцовой набережной принадлежала правящей династии. Среди них, если не считать главную императорскую резиденцию Зимний дворец, особо выделяются Мраморный дворец (№ 6) и Ново-Михайловский дворец (№ 18) – резиденция великого князя Михаила Николаевича.

Уточнение «Новый» сделано во избежание путаницы, потому что в Петербурге уже был Михайловский дворец.




В других домах на набережной в разное время жили известные личности, размещались посольства иностранных государств, происходили интересные и знаменательные события.

В доме № 2 жил баснописец И.А. Крылов, здесь он печатал в своей типографии журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Вообще это здание имеет интересную историю.

Его фасад в стиле классицизма, обращенный к набережной, сохранился с XVIII века.

Первый владелец дома – Президент Императорской Академии искусств И.И. Бецкой.

Здесь бывал французский просветители Дени Дидро, бывший фаворит Екатерины II и последний король Польши Станислав Понятовский.

Дом выкупили у наследников в казну, потом передали в дар принцу Петру Ольденбургскому.

А после революции в доме устроили коммунальные квартиры, хотя они просуществовали не очень долго, уступив место педагогическому музею.




По соседству в доме № 4, который Екатерина II подарила Н.И. Салтыкову, регулярно проводились приемы и рауты, где бывал А.С. Пушкин.

В нескольких десятках шагов вдоль реки находится дом № 8 – дворец молдавского господаря Д.К. Кантемира.

Это здание – первая самостоятельная работа Б. Растрелли. После смерти владельца дворец стал предметом тяжбы между наследниками. Здесь жил будущий поэт Антиох Кантемир и его воспитатель В.К. Тредиаковский.

Дом сменил несколько владельцев. Среди них граф А.П. Бестужев-Рюмин, младший из знаменитых братьев Орловых – Владимир, П.М. Скавронский – внучатый племянник Екатерины I. Позже часть квартир в доме сдавались в аренду.

В 1879 дом выкупил богатый купец и меценат И.Ф. Громов, по заказу которого из трех отдельных зданий архитектор К. Рахау возвел солидный особняк.

При этом стены старого дома сохранились, но фасад полностью изменился. В мотивы раннего классицизма оказались вплетены элементы барокко. Здание часто называют дворцом Громова.




Дальше по набережной располагался участок, где находились несколько домов. Одним из владельцев был О.М. де Рибас, основатель Одессы. Он имел в собственности и другие участки на набережной.

Когда для семейства фаворитки Павла I А.П. Лопухиной понадобился приличный дом, то выбор пал на дворец де Рибаса, который при посредничестве своего приятеля охотно пожертвовал владением.

Известно письмо, в котором де Рибас добровольно снижает цену дома на 20 тысяч рублей от его реальной стоимости в 130000 рублей, не преминув упомянуть, что в нем «130 покоев, картин и мебели не мало, церковь, две оранжереи, сад и хорошие службы».

Все остались довольны, потому де Рибас, продав дом, смог расплатиться с долгами.

На этом щедрость Павла I не остановилась, он приобрел смежный участок, и архитектор Д. Кваренги создал проект перестройки трех зданий в один дворец, приготовленной в подарок к свадьбе императорской фаворитки с князем П.Г. Гагариным.

Царский заказ был выполнен в самые сжатые сроки. Получилось двухэтажное здание с мезонином и тремя балконами, которые опирались на колонны.

По тем временам это была необычная конструкция и многие приезжали специально посмотреть на новую диковину. В начале XIX века при пожаре мезонин сгорел и его заменили галереей.

Сегодня здесь находится доходный дом Н.И. Жеребцовой (№ 10), урожденной княжны Гагариной. Здание в 1860 году перестроил Л.Ф. Фонтана.

Сразу обращает на себя внимание тонкая проработка архитектурных деталей, ряд кариатид на уровне третьего этажа и расположенные ниже коринфские колонны.




Следующие пять номеров приходятся на одно интересное здание на Дворцовой набережной (№ 12-16). Оно появилось в начале 1730-х годов, имело три этажа.

Здесь размешались хоромы начальника Тайной розыскной канцелярии А. И. Ушакова. Дом несколько раз перестраивали: в конце XVIII века – в стиле классицизма, через 50 лет – в духе вошедшего в моду итальянского Возрождения.

Реконструкция начала ХХ столетия прошла под знаком эклектики.

Один из последних владельцев продал здание и с последней четверти XIX века в нем размещался знаменитое Английское собрание, которое славилось строгим уставом и изысканной кухней.

В 1941 году здание оказалось сильно разрушено в результате бомбардировки. После войны его восстановили в стиле сталинского неоклассицизма, и за длинным фасадом которого скрываются старинные здания.

При этом интересно, что внутри здания остались самостоятельными, а вдобавок сохранились оригинальные фасады, выходящие на Миллионную улицу.

Дом № 20 интересен тем, что по сравнению с другими жилыми домами хорошо сохранил первозданный облик. Его почти не перестраивали, только убрали пилястры и небольшое крыльцо, а на втором этаже появился балкон.

Здесь сменилось несколько хозяев, среди которых его первый владелец, сподвижник Петра I адмирал З.Д. Мишуков, Х.А. Ливен, граф А.И. Соллогуб, большой вельможа К.А. Нарышкин и другие.

Следующие несколько домов на набережной тоже были жилыми. Это двухэтажный особняк Г.А. Черткова в стиле классицизма, находящийся на углу Мошкова переулка и Дворцовой набережной (№ 22).


Его легко узнать по небольшому балкону и аттику. Среди владельцев был герой войны 1812 года А.П. Тормасов, гофмаршал С.С. Ланской, П.А. Кикин, любитель литературы и покровитель художников, княгиня М.П. Волконская.

Доходный дом В. И. Трофимова (№ 24) украшен фасадом в стиле необарокко. В нем проживали люди, оставившие свой след в истории.

Первый владелец, князь В.В.Долгорукий, не успел увидеть свой дом завершенным, потому что встал на сторону царевича Алексея. Это стоило ему всего состояния и ссылки.

Дом отдали генерал-майору И.М. Головину, наследники которого из-за долгов его лишились. Новым владельцем стал генерал В.С. Попов, управляющий делами всесильного князя Потемкина.

Особняк перестроили одновременно со строительством каменной набережной. Он получил центральный пятиоконный ризалит с лепными барельефами.

Следующим владельцем стал петербургский генерал-губернатор Н.П. Архаров, прославившийся еще в свою бытность в Москве деятельностью своих подчиненных, пресловутых «архараровцев».




Вслед за ним домом владело семейство придворного гардеробмейстера И.П.Кутайсова, заработавшего огромное состояние благодаря близости к Павлу I, которого он брил и причесывал всю жизнь.

В этом доме некоторое время проживала польская красавица Эвелина Ганская, прославленная возлюбленная писателя Оноре Бальзака.

Классик французской литературы два месяца жил в соседнем доме, ежедневно посещая «голубой салон» Ганской.

Окончательный вид дом приобрел в 1859 году, когда новый владелец В.И. Трофимов превратил его в доходный дом.

Особняк выглядит легкой пародией на стиль Зимнего дворца, а надстроенный этаж привел к утрате пропорций, зато увеличилась жилую площадь, что для доходного дома, конечно, важнее.

Следующие два сооружения были запасными домами.




Один из них (№ 28) примыкал к дворцу великого князя Владимира Александровича. В XVIII веке он принадлежал корабелу Гавриле Меншикову, возможно, это был внебрачный сын А.Д. Меншикова.

В XIX веке после баронессы Н.М. Строгановой и богатого купца Никиты Грузинова дом перешел в собственность купцов Поцелуевых и стал доходным домом.

Затем его выкупили в казну, а уже после постройки Владимирского дворца он стал его запасным домом. Великий князь домом не пользовался, его помещения сдавались внаем под жилье и торговые заведения.

Тогда же в казну выкупили соседний дом (№ 30), который стал запасным домом Зимнего дворца. Иногда его называют домом Скляева по имени первого владельца, бомбардира Преображенского полка и корабела Феодосея Скляева.

Это здание тоже сменило несколько владельцев, было доходным домом. Современный облик ему придал архитектор Н.Ф. Беккер в 1877-1878 годы.

Сегодня дом Скляева является частью Эрмитажа: в 1988 году через Эрмитажный театр он был соединен с другими его зданиями.


Эпоха классицизма в полной мере воплотилась в здании Эрмитажного театра (№ 32), в том же стиле построены Большой Эрмитаж (№ 34) и Малый Эрмитаж (№ 36).

Зрительной и стилевой доминантой Дворцовой набережной является Зимний дворец (№ 38), творение Б. Растрелли, Д. Кваренги, Ю.М. Фельтена – непревзойденный образец елизаветинского барокко.

Длина Дворцовой набережной составляет 1300 метров и, чтобы пройти их из конца в конец, не потребуется много времени.

По эти минуты позволяют прикоснуться к истории, насладиться городскими пейзажи и видами противоположного берега Невы, где находятся стрелка Васильевского острова и Петропавловская крепость.


Прогулку по Дворцовой набережной надо обязательно закончить (или начать) у Летнего сада, чтобы увидеть его удивительную ограду и прогуляться по аллеям, пронизанным духом времени.

Дома на Дворцовой набережной заняты различными учреждениями. Среди них Русский музей, Эрмитаж, Дом ученых, Университет культуры и искусств, правительственные ведомства.


29Пальм
Клуб Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Дворцовая набережная. Palace Embankment. St. Petersburg. White nights. Russia. Фото natalipopova-Dep Клуб Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Дворцовая набережная. Palace Embankment. St. Petersburg. White nights. Russia. Фото natalipopova-Dep
Просмотры 21577

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ